Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Docudays: знай наших!

12-й фестиваль Docudays UA подтвердил подъем национальной школы документалистики
01 апреля, 11:03

Награды Docudays UA вручали в Киевском доме кино; собственно призом была гильза отстрелянного танкового снаряда (в прошлом году — брусчатка), а в качестве премии добавляли 1000 долларов.

• Фильмы соревновались в трех конкурсах — «Docu/Жизнь», «Docu/Право», «Docu/Коротко», а также за приз зрительских симпатий. Лучшей в «Жизни» признана лента «Вместе» россиянина Дениса Шабаева — трогательная история о путешествии и отношениях отца и дочери. Победителем «Коротко» стала «Точка отсчета» польского режиссера Михала Щесняка, а почетный диплом конкурса получила врач-волонтер Татьяна, главная героиня фильма «Медик идет последней» (режиссер — Светлана Шимко, Венгрия-Украина). В «Праве» главный приз — у «Божьей воли» (Беата Бубенец, Россия), направленной против российского православного мракобесия. Больше всего голосов зрителей собрала «Яма» чешского режиссера Иржи Стейскала об украинской семье, сопротивляющейся городской застройке. Приз имени Андрея Матросова от организаторов Docudays получила лента «Везде Майдан» украинки Катерины Горностай.

• Docudays UA официально называется Международным фестивалем документального кино о правах человека, но в этом году стало понятно, что он вырос в полноценный фестиваль документалистики. Это чувствовалось даже на уровне материального обеспечения. Тот же Дом кино, который служил базовой площадкой фестиваля, переоформили с помощью огромных баннеров с символикой Docudays, которыми затянули неисправимо советские стены. Для детей оборудовали отдельную игровую комнату. Просмотры и мастер-классы проходили в трех кинотеатрах. Вход при этом оставался бесплатным. На вечерних показах публика стояла в стометровых очередях, иногда даже пытаясь выломать двери в зал.

• Было отчего безобразничать: организаторы укомплектовали интересную программу. Наиболее выдающаяся из показанных вне конкурса картин — неигровая драма датчанина Джошуа Оппенгаймера «Взгляд тишины» о массовых убийствах 1965 г. в Индонезии; трудно представить себе что-либо лучшее о современных формах геноцида. Достоин упоминания «Счастлив ли высокий человек» — документальная анимация, созданная французом Мишелем Гондри и посвященная выдающемуся американскому лингвисту Ноаму Хомскому. Элементы анимации присутствовали и в шведских «Прихиппованных» (Карл Хавер) — увлекательном рассказе о европейской богеме и истоках движения хиппи в начале ХХ века. Шпионско-политические страсти док-триллера «Citizenfour: история Эдварда Сноудена» (Лора Пойтрас, США-Германия) дополнялись обличительным пафосом «Мы приехали как друзья» (Юбер Сопер, Франция-Австрия), а также красотами и страхами «Соли Земли» — совместной ленты классика мирового кино Вима Вендерса и Джулиано Сальгадо о мастере социального фото Себастьяно Сальгадо.

• Но самый приятный сюрприз фестиваля — украинское кино. Во-первых, его было много; проходила даже отдельная программа Docu/Украина. Во-вторых, некоторые из наших фильмов сами по себе выдерживают конкуренцию с мировыми хитами. В прошлую пятницу «День» уже писал о «Все пылает» — совместном кинодебюте бывших фотографов Александра Течинского, Алексея Солодунова, Дмитрия Стойкова — безусловно, вместе с «Майданом» Лозницы — это лучшее кинематографическое высказывание о революции. Сейчас он — в прокате, что для нашего неигрового кино все еще редкость.

• Только этим дело не ограничилось. Выходец из Киева, в настоящее время нью-йоркец Андрей Загданский привез ленту «Вагрич и черный квадрат» (США—Украина) — художественно-биографическое исследование о неординарном художнике-концептуалисте украинского происхождения Вагриче Бахчаняне. Сначала сюжет развивается как типичное экранное жизнеописание с закадровым текстом режиссера, но Загданский насыщает кадр не только фактами, но и искусством собственно самого Бахчаняна   — вплоть до реконструкции его театрального перформанса на сцене театра имени Франко; так фильм приобретает черты уже эстетического повествования, и все линии связываются в ярком, взрывном финале: художественное становится метафизическим.

• Остап Костюк в «Живой ватре» пытается, со своей стороны, извлечь искусство из экзотики — здесь идет речь о жизни карпатских овчаров и сложной судьбе традиционных ремесел. «Живая ватра» остается в целом в старинном русле «поэтического кино», но пейзажи Карпат, движение отар, подробности быта переданы (оператор — Александр Поздняков) с действительно живописной красотой.

Катерина Горностай сняла во время Майдана замечательные новеллы «Зубы Ленина» и «Мирный протест Маши». Ее новая среднеметражная работа «Везде Майдан» касается революции лишь как повода, чтобы рассказать несколько иную историю. Катерина отслеживает жизнь нескольких своих друзей, застает их в самых разнообразных ситуациях — столкновения и демонстрации, вылазка на природу, свадьба, танцы, камера дрожит и подпрыгивает, но из этих на первый взгляд хаотических заметок складывается полноценное, пусть и нелинейное повествование — лирический эскиз времени.

«Вальс Алчевск» Вадима Илькова также тяготеет к форме заметок, но в иной форме. Вадим показывает поездку группы украинских и белорусских артистов (Сергей Жадан, Алексей Ворсоба, Влад Крейммер, Ольга Михайлюк) на Донбасс в мае 2014 года для воплощения музыкально-литературно-выставочного проекта «Розділові». Фильму немного мешают избыточная эстетизация и драматургическая размытость, но общая культура кадра, умение режиссера выхватывать колоритные моментальные сценки на полях сюжета, работать с музыкой и держать ритм эти недостатки компенсируют.

Так же визуальная насыщенность присуща венгеро-украинской картине «Медик идет последней» (Светлана Шимко) — публицистической по содержанию, но кинематографической по форме именно благодаря вниманию к деталям.

• Это лишь самые заметные украинские участники фестиваля. Главный итог Docudays UA заключается в том, что подъем нашего неигрового кино — не случайное явление, обусловленное лишь событиями на Майдане, а стойкая тенденция, которая, если все сложится как следует, приведет к полноценному возрождению национальной школы документалистики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать