Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Гражданская активность — лучшее лекарство от пессимизма»

Владимир ПАНЧЕНКО — об отличиях юга и востока Украины и необходимости реформ
01 сентября, 16:01

Сегодня у известного украинского литературоведа, писателя, профессора Национального университета «Киево-Могилянская академия», доктора филологических наук, народного депутата Украины первого созыва и давнего автора «Дня» Владимира ПАНЧЕНКО  юбилей. Ему исполняется 60 лет. В поле научной заинтересованности Владимира Панченко одно из центральных мест занимает история украинской литературы. В частности, его перу принадлежат труды «Юрій Яновський» (1988), «Володимир Винниченко: парадокси життя і творчості» (2004), «Неубієнна література» (2007), а также сценарии к документальным фильмам. Одна из последних книг писателя «Сонячний годинник» — посвящена путешествиям по Украине. Совсем недавно Владимир Панченко передал Кировоградской областной универсальной научной библиотеке им. Д.И.Чижевского 700 книг из собственной коллекции, среди которых были и старинные редкие издания. К слову, с Кировоградом  Владимира связывает продолжительная работа в КГПУ имени В. Винниченко. «День» воспользовался случаем, чтобы поздравить именинника, и поинтересовался его мнением по поводу последних событий в стране.

— Владимир Евгеньевич, вы родились и учились на Одесщине. Когда в последний раз там были?

— В своем родном селе Демидовка, которое расположено в 155 км к северу от Одессы, был в октябре прошлого года. Оно, к великому сожалению, приходит в упадок и вымирает. С Одессой же, где прошло 14 лет моей жизни включительно со студенческой юностью, «встречался» совсем недавно, 6 августа. Конечно, она изменилась, особенно в центре. Очень огорчило, что на Дерибасовской уже не существует Дома книги: осталась только одна очень скромная комната. А было же целых два этажа! Подходил к Дюку на Приморском бульваре; там молодой экскурсовод (который умудрился похвастаться группе, что он закончил университет имени Ильи Мечникова) именно рассказывал о Ришелье. Из противного преподавательского  любопытства я спросил его, кто автор памятника Дюку; он начал напряженно вспоминать, и охотно согласился, когда услышал (от меня же таки) имя Ивана Мартоса, украинца родом из Ични. Говорит, что забыл...

У меня создалось впечатление, что Одесса напряженно ищет приметы своей «идентичности», воспроизводя тот миф города, который сформировался благодаря Бабелю, Утесову и так далее. Во времена Ющенко и Гурвица она вернула на площадь у Приморского бульвара памятник Екатерине ІІ, охотно «укоротила» свою историю лет где-то на 400, хотя во всем мире города, напротив, пытаются отдалить время своего основания в глубину прошлого.

Ходил на Пушкинскую, к старому дому, где когда-то квартировал с женой и сыном вскоре после женитьбы. Был около университета, у Художественного музея, у дома, в котором в 1919 г. проживал автор «Окаянных дней» Иван Бунин, — это рядом с нашим общежитием. Невольно искал следы своей юности.

А к Дому профсоюзов на Куликовом поле, где 2 мая произошла трагедия, не пошел. Я же всегда знал, что Одесса — толерантный город. Я и сейчас так считаю и думаю, что все те Марковы  и «политические православные» из «русского мира» — это что-то наносное, проплаченное, подогнанное под импортную идеологию. За последние месяцы Одесса вместе с Николаевом и Херсоном доказала, что «юг» — это вовсе не то же, что «восток».

— На протяжении последней недели в связи с обострением ситуации на фронте в Украине распространяются панические и упадочнические настроения. Нередко они обусловлены провокациями российских спецслужб. Как вы боретесь с разочарованием? Как, с вашей точки зрения, украинцы могут оградить себя от информационных провокаций врага?

— Разочарование в целом не в моем характере. Напротив, я верю, что Украина победит, переживет беду; что мы станем значительно сильнее, чем были до 2014 года. История свидетельствует, что все нации за свою свободу платили высокую цену. Главное, чтобы жертвы не были напрасными, чтобы память о пролитой крови героев превращалась в духовную силу — нашу и наших потомков, чтобы эта память и все пережитое консолидировали нацию. Именно это мы ныне и проходим.

Как избегать панических настроений? Советую время от времени «отлипать» от телевизора и интернета, общаться с друзьями и единомышленниками, а главное — приобщаться к общему делу, помогать армии, способствовать реформированию Украины. Собственная гражданская активность — лучшие лекарства от пессимизма! Тем более, что главных опасностей у нас ныне две: война, Путин, Россия — и нереформированная Украина. Мы не имеем права «профукать» свой шанс, как это случилось в 2005-2010 гг. Нужно добиваться, чтобы выборы в парламент прошли не по старому, а по новому закону. Чтобы прошли перевыборы в местные советы. Чтобы произошло реальное кадровое очищение на всех уровнях власти, где еще полно негодяев.

— Вашего сына мобилизовали еще в мае. Когда в последний раз вы с ним говорили? Как повлияла война на его личность? Что бы вы посоветовали родителями, чьи дети оказались на войне?

— С сыном мы с женой виделись в середине августа. В течение пяти дней. Это был короткий отпуск для солдат батальона, где он служит. А разговариваем часто, ежедневно. По телефону. Бойцы,  друзья сына, с которыми я также разговаривал здесь, в Киеве, произвели на меня сильное впечатление. Они спокойны, уверены, патриотичны и критичны ко многим вещам, которые есть внутри Украины. Думаю, что они свое слово еще скажут не только на войне. У них сильное чувство боевого братства, взаимовыручки. Сын также внутренне изменился за эти месяцы. Он теперь воин, и этим все сказано. Что-то советовать родителям других ребят не берусь, они и так все знают. Разве что пожелаю всем им веры в нашу правду и больших душевных сил.

— Насколько адекватно, с вашей точки зрения, культурная элита в Украине реагирует на войну с Россией?

— Обо всех не скажу, потому что все, как всегда, неоднозначно. Хотелось бы, чтобы все были такими, как Славко Вакарчук, Руслана, Анастасия Приходько и еще много-много достойных людей культуры. Досадно, что есть и те, кто едет в Россию снимать штаны перед публикой или получать призовые самовары. Более всего злит инфантильность некоторых наших «звезд», за которой, впрочем, нередко выглядывает банальная меркантильность. Но для того чтобы любить деньги больше, чем Родину, нужно не иметь, извините, клепки в голове. И я не хочу думать сейчас о них. Сейчас важно сосредоточиться на главном и быть максимально консолидированными и ответственными.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать