Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Коронованный воображением

11 мая исполняется 110 лет со дня рождения гения сюрреализма — Сальвадора Дали
08 мая, 10:35
ДАЛИ: «МЕНЯ ЗОВУТ САЛЬВАДОРОМ-СПАСИТЕЛЕМ — В ЗНАК ТОГО, ЧТО ВО ВРЕМЕНА УГРОЖАЮЩЕЙ ТЕХНИКИ И ПРОЦВЕТАНИЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТИ, В КОТОРЫЕ НАМ ВЫПАЛА ЧЕСТЬ ЖИТЬ, Я ПРИЗВАН СПАСТИ ИСКУССТВО ОТ ПУСТОТЫ»

Жизнь мастера, отразившаяся в его картинах и автобиографических книгах, демонстрирует все трансформации, которые неизбежно происходили в судьбе художника. За свои 85 лет Сальвадор Дали прошел путь от страдающего различными фобиями застенчивого, упрямого и эгоистичного мальчика — единственного сына в семье каталонского нотариуса — до самого скандального художника, изгнанного за дерзость даже из «левого» кружка коллег-сюрреалистов. Финальная часть пути — триумф истинной свободы признанного гения, который обрел веру в Бога.

Сальвадор Дали родился в городе Фигерасе (провинция Жирона, Испания). Обучался изобразительному искусству в муниципальной художественной школе, затем перешел в Академию братьев ордена маристов. В 1921 г. он поступил в Академию Сан-Фернандо и переехал в студенческое общежитие для одаренных молодых людей, так называемую Резиденцию, где познакомился с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсия Лоркой, Педро Гарфиасом.

Молодой и эксцентричный Дали с увлечением экспериментирует с модными течениями: дадаизмом и кубизмом, но вскоре его выгоняют из Академии — за пренебрежительное отношение к преподавателям. Однако к этому времени он уже окрылен своими идеями: познакомившись в Париже с Пикассо, Сальвадор Дали создает смелые холсты, находясь под влиянием живописи Пабло Пикассо и Жоана Миро. Наряду с этим он читает и тщательно изучает работы Зигмунда Фрейда и в дальнейшем в своем творчестве обращается к методу психоанализа.

В конце 1920-х талант Сальвадора Дали набирает силу: в соавторстве с Луисом Бунюэлем он создает сценарий сюрреалистического фильма «Андалузский пес». Горячее воображение молодого художника и его страсть к профанации и скандалу пускают корни в среде дадаистов и сюрреалистов: он пишет картины, обращаясь к своим страхам и снам из области подсознания.

«Сюрреализм есть чистый психический автоматизм, — писал Андре Бретон, — имеющий целью выразить либо устно, либо письменно, либо каким-то иным способом реальное функционирование мысли... вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений...» Однако типичная для Сальвадора Дали позиция лидера-одиночки несовместима с теми ограничениями, которые естественны для какого-либо творческого направления и для целостности конкретной группы со своим манифестом. Со скандалом он уходит от своих друзей и коллег, категорически заявив: «Сюрреализм — это я!».

И все же, именно сближение с обществом сюрреалистов заложило основу в творческое будущее Дали: всю жизнь он последовательно развивал это направление, добавив к нему собственное изобретение: параноидно-критический метод.

Свою Музу «Гала-Градиву, Ведущую Вперед» Сальвадор также встретил в сюрреалистическом кружке: она была женой поэта Поля Элюара. Ее именем он станет подписывать свои картины, посвящать стихи, в ее честь назовет все свои эксперименты: от ювелирных украшений до фантастических машин... и наконец, как достойное завершение их долгого и трудного совместного пути, он подарит ей великолепный Замок Пуболь.

Во время Второй мировой войны супруги Дали вынуждены уехать из Испании — сначала в Европу, а затем, с 1941-го по 1944 год, в Америку. Здесь Avida Dollars («жаждущий долларов», как насмешливо назвал его Андре Бретон, поменяв местами буквы его имени) увлеченно развернул новые грани своих талантов. Он продает живопись друзьям-аристократам за солидные суммы, пишет автобиографическую книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали», рекламирует свое сюрреалистическое видение мира через провокационные репортажи в прессе — к примеру, «Таймс Геральд» с огромной читательской аудиторией, публикует сенсационную статью «Один день с Дали, или Корова в библиотеке».

«ИСКУШЕНИЕ СВЯТОГО АНТОНИЯ». 1946 г.

Универсальность и деловитость — вполне в американском духе, поэтому Сальвадор Дали принимает самые разные предложения к сотрудничеству. Он пишет либретто и создает декорации к балету «Лабиринт», и «Русский балет Монте-Карло» исполняет это произведение на сцене Метрополитен-Опера в Нью-Йорке.

Вместе с герцогом Вердура Дали создает ошеломляющие драгоценности, навеянные «ностальгией по эпохе Возрождения». Блестяще обыгрывает сюрреалистические образы в рекламе для Vogue, делает потрясающие манекены для витрин, создает особое очарование безумия в мире парфюмерии вместе с Эльзой Скбипарелли в духах Shocking. Уильяму Шекспиру, несмотря на временную дистанцию в несколько веков, также повезло на сотрудничество с Сальвадором Дали: в 1942 году художник создает эскизы к декорациям для балета «Ромео и Джульетта» и пишет несколько станковых картин на этот сюжет.

Во второй половине 1940-х Дали возвращается к наследию старых мастеров, его живописная техника заметно меняется. Он изучает живопись титанов Ренессанса и отдает должное гению Вермеера и Милле... В эти годы Сальвадор Дали пишет «Атомную Леду» и первый вариант картины «Мадонна Порт-Льигат» — впечатляющие своим внутренним молчанием и величием, композиционной строгости и великолепному благородству цвета картины-шедевры.

К теме обретения веры С. Дали обращается неоднократно, создавая в следующие годы «Ядерный крест» и «Корпус Гиперкубус» с распятым Христом, монументальную картину «Тайная вечеря» по мотивам фрески Леонардо да Винчи. Экспериментируя с материалами в книжной графике, Дали делает акварельные иллюстрации к великолепной «Божественной Комедии» Данте, в 1960—1961 гг. опубликованной издателем Жоржем Форе.

Неуемный испанец увлекается и наукой: квантовой физикой и кибернетикой, изобретает Дали-мобиль, интересуется бинокулярным видением и перспективой написания отдельных, почти одинаковых картин — для правого и левого глаза зрителя. Способный оратор, он охотно делится своими откровениями со слушателями, утверждая, что для него нет ничего более величественного, чем человеческая ДНК. Дали разворачивает свои идеи в обоснованные научные трактаты и в 1973 г. публикует «Десять рецептов бессмертия».

Картины Сальвадора Дали, призванного по его собственному убеждению «спасти живопись от вандализма», находят благодарную публику не только в Европе и США, но и в Японии.

Мировая живопись, кинематограф и литература, ювелирное искусство и дизайн обогатились гениальными находками Сальвадора Дали — он умел видеть то, чего не хотели видеть другие. Доверяя своему воображению и играя, он придумал «такси, в котором идет дождь», «диван-губы» и «телефон-омар», бьющееся механическое сердце из настоящих рубинов и раздвижные ящики в эротически-притягательном торсе античной Венеры. Бесцеремонно разрушая стереотипы мышления и законсервированные академические нормы, испанский мастер создал тот мир, в котором мимолетные сновидения и тайные желания, Фантазия и Воображение занимали самое почетное место. И стремился достичь совершенства во всем, что создавал — наградив потомков шедеврами, не теряющими сто лет спустя своей актуальности...

Сегодня колоссальное наследие испанского мэтра сохранилась главным образом благодаря основанному в 1983 году фонду «Гала-Сальвадор Дали», а также приватным коллекционерам и крупным музеям во всем мире. Окунуться в прихотливо-фантастическую атмосферу, которую Великий Сюрреалист создал лично, можно и сегодня — посетив его Дом-музей в Портльигате или Театр-музей в Фигерасе. Заслуживает внимания и Замок Гала в Пуболь, где Сальвадор Дали провел свои последние годы.

Фото с сайта barcelonainf.com

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать