Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Культура — это также важный сектор экономики»

25 января, 00:00
ЛЬВОВ: ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Центр культурного менеджмента реализует проект «Привлечение общественности к формированию культурной стратегии Львова». Сегодня мы разговариваем с Линдой Кнудсен МакАуслянд, волонтером-консультантом Корпуса мира США. На протяжении 20 лет Линда работала в муниципальном отделе культуры в Сиэттле, а последние семь лет возглавляла его. Во Львове Линда находится уже четыре месяца и будет здесь еще следующих два года.

— Госпожа Линда, что вы знали о Львове перед тем как приехать сюда?

— Та информация, которую я нашла о Львове до своего приезда сюда, была, по большей части, о прошлом города. Я почти ничего не находила о нынешней культурной жизни города и о том, каким он видится в будущем. Однако мне очень хотелось приехать сюда, потому что я узнала о богатой истории этого города. Приехав сюда, я была шокирована качеством и утонченностью современного искусства во Львове. Я с удовольствием посещаю галереи, салоны, выставки, культурные мероприятия и постоянно открываю для себя что-то новое.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает городу в его культурной жизни?

— Очевидной является нехватка помещений. Это существенно уменьшает возможности для формирования и развития потенциальной аудитории. По моему мнению, во Львове достаточно мест для традиционной высокой культуры, однако не хватает мест для новых форм культурного самопроявления и для экспериментального искусства.

Также, к сожалению, в городе нет единого источника информации, где бы можно было узнать о всем, что происходит в городе: в театрах, в студиях, в музеях, в галереях, какие культурные мероприятия запланированы в школах. Возможно, частично это потому, что я еще не очень хорошо владею украинским языком. Чтобы узнать о запланированных мероприятиях в каком- то культурном заведении, мне нужно, по меньшей мере, раз в неделю приходить к нему и смотреть на афиши, которые вывешивают при входе. Планируя маркетинговую поддержку культурных мероприятий, необходимо ориентироваться не только на жителей города, но и на гостей города, которые зачастую не знают, где можно получить такую информацию.

— Может ли культура претендовать на инвестиции, когда у государства не хватает средств на жизненно важные отрасли экономики и социальные программы?

— Две вещи хочу сказать по этому случаю: философскую и прагматическую. Начиная с последней, отмечу, что культура — это также важный сектор экономики, который трудоустраивает многих людей. Это место труда не только для тех людей, которые работают непосредственно в учреждениях культуры, но и, скажем, для работников прилегающих ресторанов или кофеен. Прагматичность развития культуры заключается также в том, что она стимулирует людей к творчеству и на самом деле является основой современной экономики. Без активного внедрения культуры в учебный процесс общеобразовательных школ вы не сможете воспитать новую генерацию творческих людей. Учитывая этот сугубо прагматический подход, вы должны развивать культуру, несмотря на то, будут ли ходить дети в оперу или нет. Не каждый чувствует необходимость идти в оперу или театр. Также не каждый любит балет. Но это не так важно. Культура — это необязательно опера или театр, они являются только отдельными культурными формами. Культура стоит выше этих форм и объединяет их в себе.

И здесь мы приходим к философскому понятию. Культура — это то, что мы не можем отделить от нашей жизни, культура — это то, кто мы есть. Нужно различать высокую культуру и культуру повседневную. Часто люди, говоря о культуре, имеют в виду высокую культуру, но забывают о культуре повседневной. Они больше обеспокоены происходящим в оперном театре. Однако культура, в первую очередь, это то, какими мы являемся. То, что происходит в оперном театре, является производным от того, какими мы являемся. Конечно, наличие оперного театра во Львове является неотъемлемой частью его культурной жизни, и это замечательно, несмотря на то, сколько людей туда ходит.

Говоря о роли культуры в образовании и о важности ее для развития молодежи, мы не должны забывать, что каждый человек имеет задатки творчества. Это творчество мы должны развивать и беречь. Необязательно, чтобы каждый из нас мог нарисовать красивую картину, которую можно было бы выставить в галерее. Развивая творчество и творческие способности, мы развиваем чувство принадлежности к сообществу, в котором живем. Мы формируем уважение к общим ценностям и толерантности. Также у творческих людей всегда больше шансов при трудоустройстве, они являются более изобретательными предпринимателями, они способны создавать новые возможности для развития. Когда мы говорим о том, зачем инвестировать в культуру и зачем ее развивать, если не так много людей покупают билеты в оперный театр, то мы не должны забывать именно об этих важных аргументах. Они важнее, чем количество проданных билетов.

— Принимая во внимание ваш многолетний опыт в реализации подобных проектов, с чего бы вы рекомендовали начать процесс предоставления культуре нового значения и новой роли?

— Начинать нужно со школ. Люди сызмала должны органически чувствовать культуру. Они должны любить процесс творчества. Одной из нынешних дилемм во Львове является формирование аудитории, и это не всегда осознают люди, которые работают в заведениях культуры. Культура должна работать так, чтобы участники культурных мероприятий органически ощущали, что это именно то, что созидает их как людей, и является неотъемлемой составляющей их повседневности. Если вы не привьете такого чувства потребности в культуре, то люди никогда не придут на ваши мероприятия, потому что вы считаете, что они должны прийти. Люди никогда не придут к вам, потому что вы считаете, что у вас есть им что показать. Они придут лишь тогда, когда сами будут так считать. Пока этого не будет, вы не получите того, что хотите. Если культура не будет практиковаться в школе, вы будете иметь маленькую группу действительно хороших специалистов из культуры, но их не будут поддерживать и понимать большинство жителей города. Они будут жить себе отдельно от всего города и будут жаловаться на то, что люди не посещают их мероприятия.

— Иногда Львов называют культурной столицей Украины. Во всяком случае, часть людей в это верит. Что скажете по этому случаю?

— Развивая культурную жизнь в Сиэттле, мы не позиционировали себя как культурная столица западного побережья США. Мы создавали привлекательную для художников среду. Когда мы создали его и город стал более интересным, нежели другие города, делать на этом ударение вообще стало лишним, потому что и так все это знают и едут сейчас в Сиэттл, потому что это город, где созданы возможности для апробирования и развития искусства. Размышляя над стратегией, не так много значения нужно уделять форме или имиджу, а больше — содержанию. Принимая участие в подготовке стратегии культурного развития Львова, я увидела, что многие впадают в ностальгию по прошлому и пытаются воскресить то, что было когда-то. Это феномен, с которым я не встречалась в других городах. Этого не нужно делать. Важно уловить основную содержательную суть того, что было, и подумать, как и что можно взять в будущее. Вы же не хотите превратить Львов в музей и жить в музее.

Я не считаю, что даже такое богатое культурное наследие Львова, которое вы имеете, было основным фактором того, что Львов был одним из важнейших городов Австро-Венгрии. То, что делало его таким, было динамикой и вибрацией жизни, желанием экспериментировать и открывать. Именно благодаря этому вы получили в наследие такой богатый культурой Львов.

— Во Львове сейчас много говорят о бренд городах. Однимиз них является «Львов, открытый для мира». На самом ли деле бренд имеет такой важный смысл для развития города?

— Да, бренд — это очень важная вещь, и нужно быть очень осторожным в его выборе. Мне нравится бренд «Львов, открытый для мира». С другой стороны, определенным образом этот мир есть также здесь во Львове, и город нужно открывать и для своего локального мира. Наибольшая задача Львова — напомнить миру, что вы и дальше есть здесь, и приглашаете всех во Львов нынешний.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать