Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Ла Скала» делится секретами

Беседа «Дня» с президентом Академии легендарного театра — Пьером Андреа ШЕВАЛЛАРДОМ (Милан)
15 марта, 10:56
ПРЕЗИДЕНТ АКАДЕМИИ ТЕАТРА «ЛА СКАЛА» ПЬЕР АНДРЕА ШЕВАЛЛАРД И СОТРУДНИК ИТАЛЬЯНСКОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В УКРАИНЕ СЕМЕН КУМУРЖИ ОБСУЖДАЮТ ИТОГИ ПРОСЛУШИВАНИЯ СТУДЕНТОВ НМАУ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ИТАЛЬЯНСКИМ ИНСТИТУТОМ КУЛЬТУРЫ В УКРАИНЕ

«День» в № 31 (2013 г.) уже сообщал о том, что впервые на киевской сцене состоялся гала-концерта солистов Академии Театра «Ла Скала». Этот вечер стал событием в культурной жизни нашей столицы. Почетными гостями были мировая звезда Лучана Серра (сопрано) и прекрасный дирижер Марко Гуидарини. Вместе с хором и музыкантами Симфонического оркестра Национальной оперы Украины выступали солисты Академии — тенор Джехеуи Квон, сопрано Франческа Руоспо и баритон Пьеро Терранова, которые исполнили произведения Моцарта, Пуччини и Верди. А за день до концерта, в Национальной музыкальной академии Украины, состоялись прослушивания студентов вуза, желающих продолжить свою учебу в легендарном театре «Ла Скала». Как подчеркнул директор Итальянского института культуры Никола Франко Баллони: «Мы хотим возродить практику стажировки самых талантливых молодых украинских оперных певцов в Милане, как это было в 1960—1970 годах». После импровизированных экзаменов и концерта «День» пообщался с президентом Академии театра «Ла Скала» Пьером Андреа Шеваллардом, который поделился впечатлениями от прослушиваний, рассказал о своем престижном учебном заведении и о будущих совместных проектах между нашими странами.

— Расскажите о вашей Академии сегодня? Чем она отличается от Школы воспитанников «Ла Скала», основанной еще в 1950-е легендарным Артуро Тосканини?

— Вокальная школа театра «Ла Скала» родилась в послевоенные годы, когда появилась необходимость в создании «кузницы» молодых оперных артистов, чтобы привлекать студентов участвовать в спектаклях театра. Кстати, тогда представления проводились одновременно на двух сценах: «Гранде Скала» («Большая Скала») и «Пиккола Скала» («Малая Скала»), которая служила для постановок произведений стиля барокко — как опер начала XVIII века, так и современных. Сегодня наша Академия — это учебное заведение, которое предлагает учащимся пройти курсы повышения квалификации для всех специальностей, связанных с театральным искусством. Особое внимание уделяется традиционным дисциплинам — оперному пению и хореографии. Наши студенты проходят курс подготовки, в котором выступления на сцене «Ла Скала» являются завершающим этапом в их обучении. Ведь путь усовершенствования состоит из многих составляющих (молодые исполнители постепенно усваивают знания, необходимые для выбранной профессии, оттачивая свое мастерство).

— Почему из четырех отделений: музыка, хореография, сценография и менеджмент наиболее популярными среди иностранных студентов являются уроки вокального мастерства?

— Действительно, в нашей Академии наиболее востребованной среди иностранцев является именно оперный вокал. Студенты стремятся получить музыкальное образование именно в Италии, как по языковым причинам, так и руководствуясь многолетними музыкальными традициями нашей страны. Думаю, не стоит напоминать, что практически половина оперного репертуара, представленного на сценах оперных театров мира, исполняется на итальянском языке, и что ведущими композиторами XIX века были именно итальянцы!

Все великие певцы, даже те, кто от природы наделен несравнимым талантом, никогда не смогли бы сделать карьеру без образования, непрерывного труда, помощи хорошего агента и поддержки руководства театра, которое в тебя верит с первых шагов

Сегодня Академия усовершенствования оперных певцов является гордостью Академии театра «Ла Скала». Она была создана в 1997-м знаменитым дирижером Риккардо Мути под руководством Лейлы Генджер, продолжив традиции Школы воспитанников «Ла Скала», основанной в 1950 г. известным маэстро Артуро Тосканини (которого называли «непревзойденным королем дирижерской палочки»), чтобы сохранить итальянскую оперную преемственность поколений.

— Чтобы попасть на стажировку в Милан нужно пройти несколько отборов. Недавно в Киеве состоялись прослушивания студентов-старшекурсников Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского. Ваши впечатления от молодых певцов, и кого вы отобрали? Какие у них шансы пройти экзаменационное «сито» (ведь в год вы набираете всего 10-12 человек, а соревнуются за учебный грант тысячи вокалисты из разных стран мира). Когда нужно сдать экзамены?

— Зная о богатых музыкальных традициях Украины и о высоком уровне музыкального образования, мы ожидали найти в Киеве талантливых молодых певцов с отличными музыкальными способностями и вокальной подготовкой и, действительно, на прослушивании в НМАУ, открыли для себя много интересных дарований. Ныне вместе с директором Итальянского института культуры в Украине Никола Франко Баллони рассматриваем возможность пригласить нескольких ваших молодых исполнителей в Милан. На прослушивании очень ярко выступили многие вокалисты, но, на мой взгляд, несколько из них имеют шанс успешно сдать экзамены и быть зачисленными на наш двухлетний курс обучения. В середине июля в Милане состоятся вступительные экзамены, а финальным этапом для поступивших станет выступление на сцене «Ла Скала», но это состоится, когда они полностью пройдут курс обучения в нашей Академии.

— Итальянская вокальная школа — признанный бренд, а Италия — родина оперы, как жанра, но в последние годы «пальму» первенства в этом искусстве уверенно держит Германия (треть мировых премьер ставятся в этой стране). Можно ли говорить о том, что мода на оперу постепенно в Италии отходит?

— Сегодня опера в Италии переживает период кризиса, как и другие сферы деятельности (сокращение финансовой поддержки со стороны государства не компенсируется частными капиталовложениями, как прогнозировалось в последние годы). Германия всегда славилась большим количеством театров и оркестров, которые являются центром культурной деятельности этой страны, и билеты на спектакли там всегда продаются по доступной цене. Ни для кого не секрет, что в Италии оперные театры и концертные агентства не пользуются таким же спросом широкой публики, так как часто стоимость билетов — неоправданно высокая. Естественно, надлежащее финансирование системы образования и сферы искусства способствовало бы повышению интереса к театрам среди молодежи, а опера стала бы менее элитарной. Но говорить, что опера в Италии ныне не популярна, я не могу.

— Учеба в Академии рассчитана на два года. Ваши подопечные не только усовершенствуют свой вокал и актерское мастерство, но и углубленно учат итальянский язык. Платят сами студенты за обучениее или страны, направившие их на учебу?

— Наша Академия — частное учреждение, и, невзирая на все трудности, в последние время мы прикладывали все усилия, чтобы курсы повышения квалификации могла посещать талантливая молодежь, независимо от платежеспособности учеников. Нам это удавалось благодаря поддержке государственных органов, спонсоров, отдельных меценатов и дипломатов (стран, аккредитованных в Италии), чтобы они (периодически) предоставляли отобранным певцам стипендии для обучения в Италии. Но я не могу скрывать, что в будущем студентам, возможно, придется самостоятельно оплачивать курсы, так как мировой экономический кризис вносит свои креативы.

— Долгие годы не реализовывается мечта многих украинских певцов, уже работающих в оперных театрах, чтобы, например, на базе Национальной оперы Украины проводить мастер-классы преподавателей Академии. На ваш взгляд, этот вопрос можно решить в ближайшем будущем?

— Мы рассматриваем возможность расширять наши образовательные проекты в Украине. Например, недавно делали совместный проект с оперным театром Бухареста. Наша цель — организовать курсы усовершенствования для исполнителей Национальной оперы Украины, в которой нас так тепло и радушно приняли. В ближайшем будущем наши преподаватели, в первую очередь сопрано Лучана Серра, готовы вновь приехать в Киев, чтобы поделиться своими знаниями. Мы обсуждали с директором тетра Петром Чуприной и с послом Италии в Украине Фабрицио Романо механизмы решения этих вопросов.

— Следите ли вы за своими воспитанниками, помогаете ли (на первых порах) найти своего импресарио?

— Конечно же, мы помогаем нашим студентам с подготовкой к их профессиональной карьере, предоставляем им возможность выступать. По сути, мы являемся для них первыми импресарио. К тому же, наша сцена и первое публичное выступление позволяют студентам заявить о себе перед агентами, которые в будущем помогут им продолжить их профессиональный путь. Как бы там ни было, в конце курса выпускники остаются на связи с «отчим домом» и с театром «Ла Скала», который часто приглашает их принять участие в различных постановках сезона.

— Звезда сегодня — это некий «проект», раскрученный в СМИ, или такие самородки как, например, Энрико Карузо, Мария Каллас или Лучано Паваротти сами пробьют дорогу на ведущие сцены мира? Что, по-вашему, важно знать молодому человеку, мечтающему сделать блестящую карьеру в театральном мире?

— Все великие певцы, даже те, кто от природы наделен несравнимым талантом, никогда не смогли бы сделать карьеру без образования, непрерывного труда, помощи хорошего агента и поддержки руководства театра, которое в тебя верит с первых шагов. Все что я могу посоветовать молодым артистам — это, прежде всего, укреплять свою вокальную и артистическую подготовку в школах усовершенствования при театрах. В них можно было бы на первых порах выступать, начиная свой путь с второстепенных ролей, концертной деятельности и конкурсов. Они помогают отточить мастерство, а также сценическую и музыкальную экспрессивность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать