Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Легенда в пересказах

Национальный театр им. И. Франко отпраздновал юбилей
31 марта, 10:29
ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА «КОРАБЛЕ» ЧЕРЕЗ БУРНОЕ МОРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ПРОВЕЛИ АКТЕРЫ: ДМИТРИЙ ЧЕРНОВ, ИВАН ЗАЛУССКИЙ, ЛЕСЬ ЗАДНЕПРОВСКИЙ (ОН ЖЕ СОАВТОР СЦЕНАРИЯ) И ДРУГИЕ ФРАНКОВЦЫ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Каждая страница 95-летней истории франковцев настолько пронизана эмоциями, трактовками, точным знанием недоказанных фактов, что ни в каком количестве томов ее не описать, в одном вечере не изложить.

Для юбилейного собрания подготовили урок истории национального театра. На сцене — школьная доска, которую используют в качестве экрана, актеры, то ли ученики, то ли учителя, подают историю как историю. Но простое знание истории уступает нахождению удовлетворения от ее знания. Эту проблему почти полностью решили бы видеоматериалы, которые, к большому сожалению, часто были некачественные и несмонтированные. В итоге мемориальный вечер стал еще одним пересказом истории театра и, безусловно, кое-что добавляет к вечной легенде о нем. Пролог в исполнении юмористично-поздравительной команды под руководством Леся Заднипровского обещал праздничную легкость, но последующие эпизоды продолжили стилистику памятного вечера Гната Юры и юбилейного Галины Яблонской и прошли в академической стройности. Пролог с финалом объединил заявленный в начале образ художественного корабля, названного именем великого Франко, в житейским океане уже не на доске-экране, а на весь задник сцены.

Почему-то вспомнилась «Гибель эскадры» в постановке Сергея Данченко. В этой политизированной пьесе Александр Корнийчук провозглашал, как всегда не громко, но мощно, непреодолимую животворность духовных мачт и парусов. 

И только с ней корабль будет плыть вечно, потопляя свои обветшалые тела, оставаясь современным, живым, актуальным своим духом.

Большую дань уважения отдали достойным капитанам, рулевым, вдохновителям — Гнату Юре, Сергею Данченко, Богдану Ступке. К сожалению, не хватило времени вспомнить М. Крушельницкого и С. Смияна, которые, возможно, избегали бейдевиндов в пользу глиссирования и не вывели корабль на магистральные курсы, но и на мель не посадили.

Однако истории нет, есть историки. А тот, кто вычеркивает, должен быть готовым быть вычеркнутым.

Три могиканина держат ключи от почти вековой истории франковской сцены.

Гнат Юра переосмыслил традиции украинского музыкально-драматического театра и решительно заменил простоватость изысканной доступностью, значительно преумножив интеллектуальное начало, придав эмоциональности смысловую глубину. Словом, ориентировал корабль на маяки европейского театра.

Сергей Данченко превратил доступность в близость. Он сам очень быстро становился близким человеком и радостно открывался нельстивым. Такими же были его постановки, весь театр как-то быстро и навсегда получил доверие зрителя и доверие к себе самому.

Данченко декларировал дело жизни, смысл жизни как путь к личному божественному началу. Режиссер может заставить идти его путем, держаться его курса, его ориентиров, но не имеет права объяснить почему. Потому что это снижает веру в него. Сергей Владимирович создал семью единоверцев. Иногда мне кажется, что он своими слабостями защищался от обожания и родным Учителем остался для всех.

Богдан Ступка, который работал в спектаклях, созданных тандемом Сергея Данченко и Даниила Лидера, став актером известным во всем мире, возвеличил персонализацию времени и пространства.  Лукавая улыбка и грустные глаза актера сменялись азартом испытания своего театра известными персонами, модными веяниями, острыми экспериментами. Если бы не он — театр после Сергея Владимировича стирал бы свое лицо чехардой смены художественных руководителей.

Особенно важным кажется заботливое отношение преемника Данченко к сохранению в репертуаре его спектаклей. Думаю, что, если бы после премьеры «Тевье-Тевеля» Ступку пригласили в Голливуд, Сергей Владимирович отпустил его и постановку сохранил. В труппе есть талантливые артисты, которые бы могли достойно продолжить жизнь хрестоматийных спектаклей гениального украинского режиссера.

На финал вечера в центр талантливой актерской семьи франковцев вышли его живые легенды — Галина Яблонская и Станислав Станкевич, для которых вся их жизнь — часть истории театра.

Главный режиссер Станислав Моисеев приветствовал труппу из зала. Награждение его режиссерской работы в спектакле «Така її доля» премией «Киевская пектораль» еще не доказывает, но подает надежду на неспешное взвешенное сближение его личного театра с театром, которым он взялся руководить.

Как умелый и гостеприимный хозяин гостей провожал директор театра Михаил Захаревич. Благодаря его усилиям появились бронзовые фигуры Николая Яковченко, Гната Юры, Сергея Данченко, доска с отпечатком руки Богдана Ступки. Весь вечер он держал под рукой папку с бумагами. Уверенный в важности ее содержимого я осмелился спросить, что в ней. Ответ простой: «Пьеса для новой постановки. До утра надо прочитать». Так что ждем трех зазывных гудков любимого лайнера великого искусства.


Почему люди идут в театр, что там ищут, какие спектакли сейчас надо ставить — на эти вопросы «Дня» отвечают гости и сами франковцы.

Лесь ТАНЮК, председатель Национального союза театральных деятелей Украины:

— Я убежден, что люди идут в театр, чтобы перезарядить свой духовный «аккумулятор», потому что повседневная жизнь часто имеет серый оттенок, и только в театре зритель переживает то, что театр моделирует для человека и переживает, чего не может происходить в его жизни. Публика идет в театр не только за релаксом и отдыхом, как за бутылкой пива, а за высоким духовным наслаждением, самопознанием: кем ты являешься, как надо жить, куда идти, какая судьба нам выпала... Думаю, что именно сейчас, когда идет война на востоке; уже год, как оккупирован россиянами Крым, театр играет колоссальную роль в формировании человеческого сознания.

95 — это важная дата, и я хочу дожить до столетия Театра им. И. Франко. И чтобы в юбилейный год коллектив пришел с хорошими достижениями. Сейчас, на мой взгляд, какая-то определенная пауза, и это связано со смертью Ступки, потому что Богдан Сильвестрович был не только прекрасным актером, но и мудрым руководителем театра, приглашал разных режиссеров ставить спектакли, и это было свежей творческой кровью для актеров. Сейчас уже третий год художественным руководителем является Станислав Моисеев — человек творческий (в этом году получил на «Киевской пекторали» почетную награду как лучший режиссер за спектакль «Така її доля» на шевченковскую тематику), и постепенно все налаживается. Считаю, что франковцы должны ставить больше лидерских постановок на большой сцене, а не только творчески экспериментировать на Камерной сцене (потому что самое интересное сейчас представлено на Малой сцене), и чувствуется, что вот-вот увидим очень резонансные спектакли.

Юрий БОГУЦКИЙ, советник Президента, директор Института культурологии АИУ:

— В театре люди хотят найти ответы на различные вопросы жизни. И не важно, смотрят они драму или комедию. В каждом произведении есть своя «изюминка», и надо эту истину уметь услышать, довериться творцам и сделать для себя выводы. Театр выполняет много функций. Это универсальный вид искусства, и не зря еще греки говорили, что каждый спектакль — это единство драматурга, актера и зрителя. Без этих компонентов театра не бывает. Здесь все вживую, и зритель чувствует ту энергетику, которая исходит от актеров. Каждый спектакль неповторим! Для меня Театр им. И. Франко — столп украинского театрального искусства, его история поучительная и очень интересная. Сегодня это главный театр Украины, и хочется, чтобы слава франковцев только росла, чтобы наше искусство больше знали в мире. Видимо, не случайно, что Международный день театра отмечают именно весной, когда рождается природа, и каждая новая постановка — это чудо, которого ждут зрители.

Эдуард МИТНИЦКИЙ, художественный руководитель Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра:

— Ставить надо все! И ставить хорошо, вкладывая сердце в каждый спектакль, словно это в последний раз... Сегодня люди ищут в театре опоры хотя бы образной, художественной. Следует помнить, что завтрашний день сегодняшним не заканчивается, что есть смысл создавать, бороться, искать, надеяться. У людей преобладает настроение опасности, и каждый сам пытается как-то решить эту проблему: кто-то замыкается, прячется, теряет уверенность в себе, кто-то ищет пути выхода из жизненного лабиринта. И в такое непростое время театр помогает людям. Мне кажется, сегодня нужно ставить пьесы, восхваляющие человеческое мужество, сюжеты о том, зачем люди живут (не только ради куска хлеба зарабатывать деньги — это лишь укорачивает жизнь, а во имя чего — и это дает смысл жизни).

Что касается франковцев, то, на мой взгляд, коллектив пережил два «золотых века» — период работы Амвросия Бучмы и Гната Юры, когда в театре работали Юрий Шумский, Евгений Пономаренко, Наталья Ужвий; и период Сергея Данченко. От его спектаклей всегда чего-то ждали, и он, как правило, не разочаровывал публику. Это настолько мобильный театр, и сегодня я жду новых, оригинальных, постановок.

Станислав МОИСЕЕВ, художественный руководитель Национального театра им. И. Франко:

— Нужно внимательно слушать и чувствовать пульс настоящей жизни, а потом принимать решение, какую пьесу ставить. Сейчас такое время, когда важно понимать, чего от театра ждет зритель, и что мы ему можем предложить. Я не считаю, что надо только развлекать публику, чтобы она забыла на спектакле о проблемах. Судя по нашей афише, зрителей привлекают постановки, где есть размышления и поднимаются вопросы о человеческих ценностях. Важно талантливо поставить и сыграть, потому что публика чувствует фальшь. Ближайшая наша премьера состоится 3 апреля на Камерной сцене. Спектакль «Дівка. Українська Love story» поставила Елена Роман по пьесе Веры Маковей «Дівка на видданє», а 23 апреля приглашаю посмотреть эксцентрическую драму «Ерік IV», которую я ставлю по Августу Стринбергу, в главной роли выступит Евгений Нищук. В июне покажем новинку — «12 стільців», а под конец сезона — «Ліс» Островского. Думаю, эти спектакли и станут ответом на вопрос, что сегодня надо ставить на франковской сцене.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать