Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Международный гопак в Ялте

На Крымском побережье состоялся фольклорный фестиваль
19 августа, 18:38

ЗНАКОМСТВО

Яркий контраст между центром и югом Украины ощущается в тот момент, когда автобус, миновав Симферополь, равняется с началом Крымских гор. Про длинный, нудный, ночной, тяжелый маршрут полностью забываешь: ведь половину окна «неоплана» занимает вид Чорного моря. Малочисленная группа столичных журналистов, уплотненная многолюдным израильским коллективом «The Iris of Nazareth», не отрывалась от пейзажа до самой Ялты. В столице крымских курортов дождило. Быстро поселились в санатории и отправились на пресс-конференцию.

Такой пестрой аудитории за одним столом до этого дня видеть не приходилось. Австрийские «лесорубы» сидели напротив журналистов из печатных СМИ, немецкие «фройлян» через стол улыбались киевским операторам, а луганские «цыгане» заняли место напротив организаторов фестиваля.

Представители горадминистрации вспомнили историю развития фестиваля. Шесть лет назад музыкальные коллективы приезжали на берег Черного моря в мае. Пару лет спустя фэст проводили в сентябре. А нынче — в разгар курортного сезона. Некоторые фестивали стали присоединяться к «Ялте-2004». Например, V Фестиваль фейерверков. Каждый концертный день заканчивался выступлением двух команд мастеров пиротехники.

КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА

Все участники фестиваля распределяли свой график работы и отдыха по своему усмотрению. Организаторы позаботились, чтобы каждый взял от крымского колорита как можно больше. По утрам были организованы экскурсии. Хочешь — едь в Воронцовский дворец, на гору Ай-Петри или иди на пляж. По вечерам проходил Интерклуб (дискотека), где до двух ночи молодежь из разных стран разучивала национальные танцы.

В то время, как одни коллективы обогащались культурными традициями Украины, другие — знакомили со своими. Руководитель «Pfarrwanger Schuhplattler» Франц Цухетнер рассказал: «Участники нашего коллектива работают в сферах, далеких от творчества. Я, например, менеджер компании. Народные танцы — это наше хобби. У нас танцуют только мужчины, и мы используем очень простые костюмы. Они пошиты по образцу XVI века, хотя у меня дома есть брюки, которым 100 лет». Австрийский коллектив отличился на фестивале тем, что за все четыре дня его участников можно было увидеть исключительно в национальных одеждах. А фирменный австрийский клич «ййо-хой», звучавший со сцены, разносился вечерами по набережной уже из уст отдыхающих.

КРАСКИ НАБЕРЕЖНОЙ

В день завершения фестиваля лениво прогуливающиеся среди пальм и кипарисов отдыхающие стали участниками карнавального шествия улицами Ялты. Творческие коллективы под знаменами своих стран демонстрировали свои таланты. Впереди колонны бежали операторы телеканалов и фотографы, по бокам шествие приветствовали зрители, а сзади к колонне примыкали туристы, зараженные карнавальным духом. Пестрые костюмы корейского коллектива, строгие испанцы, бесшабашные россияне, драйвовые грузины, голосистые украинцы, смешавшись в одну интернациональную массу со зрителями, потянулись к сцене, где уже звучали фанфары, возвещающие о начале гала-концерта.

ЗА КУЛИСАМИ

Каждый вечер концерты проходили на ялтинской набережной и на центральной площади Алушты.

На небольшом пятачке за сценой можно было потеряться среди разнообразия костюмов и языков. И если бы организаторы устроили конкурс на лучший костюм, то жюри было бы непросто определиться с победителем. Самыми простыми были костюмы австрийцев, чего, впрочем, они и не скрывали. В простоте с ними могли поспорить разве что израильтяне в формах морячков. Костюмы остальных исполнителей поражали богатством украшений, расцветок и вышивки. Многие коллективы выделялись из массы сопровождающими выступление атрибутами. У музыкантов принято выставлять организаторам райдер с перечнем вещей и продуктов, необходимых для полного комфорта. И если некоторые рок- и поп-звезды стараются вспомнить в этом списке самые дорогие спиртные напитки или суперапартаменты, то коллектив «Pfarrwanger Schuhplattler» заказал две скамейки и бревно (!). Из других атрибутов выступления за сценой плавала огромная деревянная ванная, хрупкие девушки ходили с саблями, а «гуцулы» собирали трембиты.

НА СЦЕНЕ

В день закрытия VI Международного фольклорного фестиваля «Ялта-2004» на сцену пятого причала Ялты вышло 17 фольклорных коллективов. Оказалось, что наиболее трепетно к украинской культуре относятся в Луганске. Этот город был представлен четырьмя коллективами. Остальные города и страны делегировали по одному коллективу или участнику.

По словам охранников, перед сценой собралось около двух тысяч зрителей. За предыдущие дни публика успела определиться с фаворитами фестиваля и бурно встречала их выступления. Киевско-«немецкий» ансамбль «Deutsche Quelle» брал молодостью, оригинальной программой и костюмами. Кстати, деревянная ванная была их атрибутом выступления. Коллектив EL Candil, представлявший Испанию, немного разочаровал. Оказалось, что их фольклор наполнен больше грустными нотами, чем веселыми. Программу южнокорейского ансамбля Seoul-KOYA Folk Dancing Corps зрители окрестили «шесть движений в час». Но оказалось, что лучшей музыки для релакса на фестивале трудно было найти, а фантастический танец с веерами настраивал на лирический лад. Репертуар луганского коллектива «Воля» напоминал выступления в ночных клубах на корпоративных вечеринках: цыганщина, попурри из советских песен. Но профессионально сделанная программа пошла на «ура».

Лидеры зрительских симпатий закрывали вечер. Начали австрийцы «Pfarrwanger Schuhplattler». С виду простые движения — прыжки, похлопывания, но, по словам специалистов, оказались довольно сложными «па». На протяжении трех минут нужно синхронно колотить себя по разным частям тела, при этом успевать подпрыгивать, а еще и кричать «ййо-хой». Скамейки и бревно (заявленные в райдере) появились на сцене на финальный «танец лесорубов». Под звуки аккордеона пара пилит, двое — рубят, остальные что-то варят на открытом огне (во время фестиваля все правила противопожарной безопасности были соблюдены). Просто, но очень весело. Зрители были в восторге.

Когда на сцену вышел грузинский ансамбль «Университет», количество зрителей перед сценой значительно увеличилось. И снова аккордеон, но теперь с безумным драйвом барабанов. То, что творили танцовщики на сцене, невозможно передать словами. Если попытаться простыми словами описать номера «университетчиков», — это симбиоз художественной гимнастики и наивысшей акробатики. Высший класс. К слову, коллектив «Университет» настолько популярен на Кавказе, что на всем пути в Ялту на блок-постах им давали «зеленую дорогу», как только слышали название. Пример того, что искусство может преодолеть любые конфликты.

Самому младшему фольклорному коллективу Украины, ансамблю «Легенда» из Луганска, выделили максимальное количество времени на выступление. Их союз песни и танца максимально раскрыл зрителю украинскую культуру. А то, как участницы коллектива управляются с казацкими саблями, заставило пересмотреть свои взгляды на луганский «слабый пол».

В финале на сцену вышел народный ансамбль танца из Симферополя «Юность» с визитной карточкой Украины — гопаком. В этот танец традиционно влились все коллективы- участники фестиваля. В следующий раз этот эксклюзивный международный гопак можно будет увидеть только на «Ялте-2005». Владимир ДЕНИСЕНКО, «День», фото предоставлены группой компаний «Таврийские игры»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать