Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Многоуважаемый Дом»!

Самому ценному экспонату Музея Михаила Булгакова в этом году исполняется 125 лет
04 декабря, 11:06
ЕЩЕ ВО ВРЕМЕНА БУЛГАКОВА ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРОХОДИЛИ ПО АНДРЕЕВСКОМУ СПУСКУ, ВНАЧАЛЕ ЭТОТ ДОМ СЛЫШАЛИ, А УЖЕ ПОТОМ — ВИДЕЛИ, И ВСПОМИНАЛИ О НЕМ, КАК О «ДОМЕ ЗВУЧАЩЕМ»... В СЕМЬЕ БЫЛО ДЕСЯТЬ ДЕТЕЙ, ВСЕ ИГРАЛИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, И ИЗ ОТКРЫТЫХ ОКОН ДОНОСИЛИСЬ МУЗЫКА И СМЕХ

Этому событию посвящена новая выставка под названием «Многоуважаемый Дом», на которой юбиляр (Дом №13 на Андреевском спуске) предстает как личность живая и привлекательная. Строительство здания началось летом 1888 г., завершилось в 1889-м, причем усадьба, частью которой являлся дом, тогда носила №20, и только в конце ХIХ века, после перенумерования, в документах появился адрес: Андреевский спуск №13. Дом жил типичной жизнью доходной усадьбы, до переезда сюда, в 1906 г., семьи Булгаковых, у него сменилось два владельца. Булгаковы арендовали семь комнат второго этажа и прожили здесь 13 лет. В любимом доме поселил Михаил Булгаков героев своего первого романа — Турбиных, и они живут здесь до сих пор...

КРАСАВЕЦ ПОДОЛА — «ПРЯНИЧНЫЙ ДОМИК»

— Благодаря киевоведу Михаилу Кальницкому мы узнали, что наш дом был киевским дебютом архитектора Николая Горденина, — рассказала директор музея Людмила ГУБИАНУРИ. — В Киеве немного зданий такого уважаемого возраста, а учитывая его особенную биографию, он является гордостью не только почитателей Булгакова, но и всех, кто любит Андреевский спуск и город Киев. Известно, что наш второй знаменитый киевлянин Виктор Некрасов (после публикации в 1967 г. его очерка «Дом Турбиных» началось паломничество к этому дому), назвал Андреевский спуск «самой киевской улицей». Булгаковы, конечно, понимали, на какую улицу переезжают, знали всю ее летописную историю, и поэтому для нас важно прожить жизнь дома во всех ее моментах — и начального периода, и эпохи коммунальных квартир, и жизнь музея. И люди, которые сегодня приходят к нам, всегда ощущают особенную ситуацию происходящего. Сохранилась запись сестры Михаила Булгакова, Надежды: «Над двором №13 по Андреевскому спуску возвышается гора с видом на Подол и Днепровские дали, а на горке (так мы ее называли) было что-то вроде садика при доме... Тишина вечерняя или, скорее предвечерняя, гармоника звучит. Теплота весеннего вечера. Дети шумят во дворе, а напротив — на горе, в саду цветут вишни, и воробьи чирикают на акации»... И на этом участке Булгаковы устраивали вечерние чаепития, вот почему возник наш проект «Чаепития на Булгаковской веранде» — прошло сто лет, а у нас, в центре мегаполиса, та же ситуация. А еще сестра Надежда, когда кто-то уезжал из дома, писала: «Киевский наш домик разбежался», а когда собирались: «Киевский наш домик опять сбежался».

— Среди оригиналов чертежей дома особую ценность имеет чертеж обкладки фасада кирпичом 1888 года. По нему видно, что дом был задуман как красавец, «пряничный домик», и мы надеемся, что нам удастся вернуть все украшения, — подчеркнула ведущий научный сотрудник музея, автор выставки Кира ПИТОЕВА. — В первой витрине — материалы из коллекции Василия Павловича Листовничего, очень уважаемого в городе человека, значимого и для этого дома, и для семьи Булгаковых. Он купил дом в 1909-м, достроил его, оборудовал двор, отдельные комнаты. И позволил Булгаковым остаться на втором — светлом этаже, а сам заселился в первый — темный и сырой. У Листовничего была большая библиотека, книги из которой читал Михаил Булгаков. Представлен автопортрет Василия Павловича, сделанный в 1919 году в Лукьяновской тюрьме, накануне его трагической гибели. Фотографии, письма, самоделки и раритетная вещь — те самые часы-глобус, которые Булгаков описал в «Белой гвардии». И сделанный дочерью хозяина, Инной Васильевной Листовничей, рисунок расположения комнат — как они были обставлены у Булгаковых.

Далее — наши «раскопки» во время реставрации, фотографии того ужаса, в который был превращен дом во время полного его разбора. Оставалась, по сути, оболочка, но некоторые входы-выходы можно узнать. И фотография с вечной надписью «Здесь жил М.А. Булгаков», которая постоянно возникала на стене дома, написанная рукой неутомимого киевлянина. Некоторые из найденных предметов, например, совершенно удивительная подкова. Здесь же — письма из обнаруженной на чердаке переписки княгини Мещерской (расшифровка и публикация научного сотрудника музея Светланы Пугач).

И, наконец, витрина «Дом как литературный герой», ведь наш Дом — главный герой «Белой гвардии». Здесь программка владикавказского периода под названием «Братья Турбины» — первая попытка сложить пьесу о Турбиных, сохранившаяся премьерная программка МХАТа «Дней Турбиных», даже с билетом, прижизненные издания «Белой гвардии». Венчает выставку фотография-оригинал — Михаил Булгаков среди участников спектакля «Дни Турбиных» 22 сентября 1926 года за несколько дней до премьеры во МХАТе. Именно эта фотография висела в кабинете Булгакова в Москве.

После принятия решения о создании музея в 1989-м, во время реставрации (архитектор Ирина Малакова, при участии Дмитрия Малакова и Анатолия Кончаковского) были выполнены сложнейшие архитектурные и инженерно-строительные работы. По планам 1909 года восстановили печи, лестницу на второй этаж, боковую часть второго этажа, которая больше всего пострадала в период советских коммуналок, вернули на места анфиладные двери, перила лестницы, старинный паркет. Все находки — ручки, шпингалеты, мелкие детали — возвращались на свое место в экспозиции. К 100-летию Михаила Булгакова (1991) дом был полностью отреставрирован, впустил первых посетителей, здесь состоялись І Международные Булгаковские научные чтения. А в 1993 г. была закончена главная экспозиция (автор концепции Кира Питоева, художник — Альберт Крыжопольский).

«ВЫ ХОТИТЕ ПОМОЧЬ БУЛГАКОВУ»

Воспоминаниями о том, как происходило возрождение дома, поделилась Ирина МАЛАКОВА, которая вела все обмерные, исследовательские, проектно-реставрационные работы и авторский надзор:

— Однажды мне досталась на ночь повесть «Собачье сердце», и, читая ее, равно, как и роман «Белая гвардия», я окунулась в мир моих предков. Мой прадед был генерал, мой дед-полковник был представлен в генералы, но стать им не успел — случилась революция. И, насколько я могу проследить, в течение 400 лет все мои предки были военными. Поэтому, когда читала «Белую гвардию», обнаруживала все, что помнила с детства: сентенции, манеры, образ мышления и стиль жизни. В нашей семье сохранилось большое количество альбомов с фотографиями «беспечального поколения»: молодые офицеры и — не девушки и женщины, а — барышни и дамы. Потом начались проблемы 1914 года, потом — проблемы переворота 1917 года... Когда однажды я спросила свою бабушку, как она жила после революции, она ответила: «А я уже не жила — жизнью это назвать нельзя!». Но при этом она прожила до 1965 года и продержала семью с 1917 года: пришлось научиться всему — сажать огород, выкармливать поросенка, делать заготовки на зиму. Кто не мог этого делать, тот пропадал! И когда, после моей «встречи» с Булгаковым, мне предложили присоединиться к проектированию, я с радостью согласилась.

Дом был в состоянии очень печальном, угрожающем. Его деревянные стены были нежизнеспособны, на них нельзя было опереть перекрытия. Пришлось вставлять дополнительные несущие конструкции, и сейчас стены подвешены к каркасу, который их держит. На втором этаже паркетные щиты пола были сняты, пронумерованы, песок, на котором они лежат, был собран в мешки, а когда сделали перекрытия, песок высыпали обратно, и щиты уложили на родные места. Семья, жившая в этом доме, практически ничего не выбрасывала, отправляли — на всякий случай — на чердак, в погреб, и даже на чердак соседнего дома. Там, например, нашли поручень с родной лестницы, а узнали его по размерам и фасону второго поручня. А лестничная площадка служила антресолью в одной из коммунальных квартир!

Во время реставрации произошел такой случай. На лестнице лежала часть остова боженковского платяного шкафа, который мешал мне выполнить промеры места, его нужно было стащить. Я выскочила на улицу посмотреть, кто может помочь это сделать. И первый человек, кого я увидела, был доктор Борменталь — актер Борис Плотников, сыгравший эту роль в фильме «Собачье сердце». Настоящий Булгаковский номер! Я обратилась к нему: «Вы хотите помочь Булгакову?». Он ответил: «А что нужно делать?» — «Нужна грубая мужская сила!». И Плотников присоединился, мы вместе стащили шкаф, а потом он походил по дому.

Следующим этапом стало мое хождение по разломанным коммуналкам с «Белой гвардией» в руках. Булгаков писал роман, прекрасно помня абсолютно все интерьеры квартиры, в которой они жили. И это позволило мне почувствовать, где искать заколоченные двери, уничтоженные перегородки, и полностью восстановить планировку и назначение помещений. Спасибо Булгакову — все подтвердилось!

Открытие выставки «Многоуважаемый Дом» состоялось в день Архистратига Михаила — в этот день в семье Булгаковых поздравляли с именинами старшего сына. На празднике побывали коллеги из Музея истории Киева, Одной улицы, музеев Михаила Грушевского, Шолом-Алейхема и Александра Пушкина, друзья из издательств «ВАРТО», «АДЕФ», а также экс-мэр Иван Салий, который, будучи первым секретарем Подольского райкома партии, не только продвигал создание музея, но и сделал важнейшую работу по решению «квартирного вопроса»: расселению жильцов. Вспомним, что для Булгакова не было лучшего подарка в день именин, чем что-либо связанное с музыкой: ноты, оперная партитура, билеты в театральную ложу. Чудесный концерт старинных романсов подарили Дому и всем гостям народная артистка Украины, солистка Национальной оперы Украины, певица Светлана Добронравова и пианист Николай Чекаренко. А в конце торжества гостей ожидал именинный пирог со 125-ю свечами!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать