Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Особая миссия

Бернгард Вульф: На протяжении двух десятилетий в Одессе формировалась культура диалога Украины с миром
07 мая, 15:49
ЧИН Ю-ЙОНГ («СЮРПРИЗ ДЛЯ ДЕВЯТИ БУБНОВ»)

48-мичасовой марафон новой музыки в Одессе завершился накануне произошедших там трагических событий. Итогом 20-летнего существования Фестиваля «Два дня и две ночи» можно считать тезис Бернгарда Вульфа из его речи на официальном открытии: на протяжении двух десятилетий в Одессе формировалась культура диалога Украины с миром — толерантность сосуществования с другими странами, абсолютная открытость к новому творчеству, к художественным поискам и в то же время стремление почувствовать в разнообразии музыкальной вселенной идентичность культуры своей страны и собственной творческой личности.

Открытость одесского Фестиваля ныне стала особенно знаковой. Сейчас, возможно, только в Одессе наряду звучала музыка композиторов США и Израиля, Франции и Монголии, Германии и Румынии, Швейцарии и Польши, Австрии и Македонии, Литвы и России. Кстати, почти символично воспринималось название яркого произведения известного российского композитора Юрия Гонцова «Токката искупления».

20 лет назад Одесса открыла шлюзы мировому музыкальному потоку (давала о себе знать информационная закрытость предыдущих десятилетий) и каждый раз пополняла его новыми течениями. На протяжении двух десятилетий в этом разноголосом пространстве новая музыкальная культура Украины презентует присущие ей признаки и особенности своей культуры, одна из которых — новаторское ощущение аутентичных национальных источников. Юбилейный Фестиваль в который раз подтвердил это. Например, прозвучавшие произведения Леси Дичко, Анны Гаврилец, Виктора Тиможинского, Золтана Алмаши, Любавы Сидоренко воспроизводят фольклорные ладовые краски и интонации в неповторимом для каждого из них звуковом пространстве. Особенно выразительно это чувствуется через традиционное для национальной музыкальной культуры хоровое пение.

Уже не впервые удивил своим мастерством одесский молодежный женский хор «Ориана» под управлением талантливого хормейстера Галины Шпак, которому по силам самая сложная композиторская техника. Палитру хорового современного украинского творчества «Ориана» дополнила духовной музыкой. Композиторское прочтение духовных текстов и тысячелетних традиций придает образцам этого жанра самобытные авторские признаки. Посему столь разные произведения на канонические тексты Леси Дичко и Ирины Алексийчук, Мирослава Скорика и Михаила Шуха, Владимира Рунчака, Анны Гаврилец и Юлии Гомельской.

Музыка украинских композиторов стала в этом году центром «Двух дней и двух ночей», словно подытоживая двухдесятилетний музыкальный диалог Украины с миром. После традиционного открытия Ансамблем перкуссии Фрайбургского музыкального университета в интерьере Фестиваля был представлен музыкальный портрет выдающегося современного композитора Евгения Станковича. Для изображения портрета избрали утонченные акварельные краски его камерно-инструментальной музыки. Опусы, которые прозвучали и которые охватывают почти полувековой временной отрезок, воспроизвели музыку глубоких ощущений и философской лирики. Исполнение одного из них — Сонаты для виолончели и фортепиано — оказалось премьерным и стало настоящим открытием неизвестной жемчужины украинской камерной музыки. Браво за яркий портрет Золтану Алмаши (виолончель), Андрею Павлову (скрипка), Богдану Кривопусту (фортепиано), браво «Музичній Україні», издавшей сборник камерно-инструментальных произведений Станковича!

Еще один музыкальный портрет — известного одесского композитора Юлии Гомельской был представлен во время «Двух дней и двух ночей». Его крупный план отобразил открытость и творческую ассимиляцию разных культур в присущем для Юлии Гомельской лирическом стиле и постоянных поисков новых звучаний. Именно такое впечатление оставили ее камерные произведения «Гуцулка-Танец», «Крылья восточного ветра» и недавно написанные Пастели для бас-баритона, баяна и фортепиано на стихи Сергея Есенина (в переводе на немецком!). Музыкальный портрет Юлии Гомельской создали корифеи камерного исполнительства в Одессе — ансамбль «Гармонии мира», молодой, но уже хорошо известный ансамбль Senza Sforzando и австрийский бас-баритон Руперт Бергман.

Известный мастер современной камерной оперы Руперт Бергман плодотворно сотрудничает с музыкантами Одессы и Донецка. В частности, благодаря его сотворчеству с Кармеллой Цепколенко в камерном оперном театре в Вене состоялась премьера ее чрезвычайно интересной камерной оперы «Этим вечером Борис Годунов». Любое вокальное произведение Руперт Бергман интерпретирует как мини-моно-оперу. Его творческая фантазия, певчее и актерское мастерство, кажется, не имеет границ. На нынешнем Фестивале австрийский певец представил новый творческий проект с украинскими композиторами — «Мини-моно-опера с Рупертом Бергманом»: «Часы» на стихи Райнера Брамбахера Кармеллы Цепколенко, «Ночной военный обзор» молодого одесского композитора Асмати Чибалашвили и интерпретированные как мини-моно-опера «Три песни» на стихи Райнера Марии Рильке Михаила Шведа. Ярким образцом этого жанра стала также микро-опера «Еретик» для гитариста и видео американского композитора Ричарда Камерона-Вульфа. Продолжительность миниатюрных опер колеблется в пределах 7—20 минут. Этот новейший жанр возник как альтернатива большой, традиционной опере. В Украине его появлению обязаны Фестивалю «Два дня и две ночи». «Оркестр» в этом жанре также максимально минимизирован — до двух-трех инструментов: поэтому каждый из них выступает как солист. Именно так проявили себя талантливые музыканты Александр Перепелица и Марина Мохрякова (фортепиано), Евгений Пигуляк (скрипка) и Артем Нижник (баян).

С самого начала Фестиваль собирал личности незаурядные и творческие, которые проявляются и объединяют в себе разные музыкальные ипостаси. Открытием такой личности стал на юбилейном Фестивале композитор и пианист из Израиля Беньямин Юсупов, который ошеломил своим исполнением собственного произведения «Лабиринты подсознания». Открытием стало и его произведение, всемирная премьера которого состоялась именно в Одессе. Свою композицию Беньямин Юсупов написал по заказу одного из престижнейших мировых конкурсов — Международного конкурса пианистов-мастеров имени Артура Рубинштейна, в состав жюри которого, кстати, также входит господин Юсупов. Это уже не первое участие в Фестивале музыкантов из Израиля, которое проходит благодаря Посольству Израиля в Украине. Опека Посольства оказывается и финансово, и морально. В частности, на открытии от имени Посольства прозвучали весомые и теплые слова-приветствия.

Кстати, большую благодарность организаторы Фестиваля выражают тем международным представительствам, кто поддерживает его в такое сложное время. Это Баварский дом (Одесса) и Польский институт в Киеве, после многолетнего перерыва приобщился также Международный фонд «Возрождение», который одним из первых содействовал одесскому форуму. В который раз патриотически проявили себя одесские областные и местные правительственные учреждения, благотворительные фонды и меценаты. Обещает и в дальнейшем поддерживать Фестиваль Министерство культуры Украины.

Еще одним открытием порадовали юбилейные «Два дня и две ночи». Впервые на его подиуме продемонстрировал свое мастерство ансамбль из Германии AVENTURE, который много лет стремился попасть в Одессу. Своим феноменальным исполнением произведений разных композиторов мира они открыли новые возможности так называемых оркестровых инструментов — гобоя, фагота, кларнета. Произведение румынского композитора Виолетты Динеску в исполнении Вольфганга Рюдигера на фаготе прозвучало, как щемящее обращение к каждому из слушателей: сценой стало все пространство зала, в котором музыкант играл, двигаясь между рядами.

В Одессу прибыл также швейцарский ансамбль SOYUS 21, но в новом составе: к аккордеону и гитаре добавилось звучание электроники, ставшей постоянным «инструментом» Фестиваля. Возможностям электронной музыки был посвящен отдельный фестивальный блок  — «Соло с Виталием Кияницей». Талантливый украинский композитор и исполнитель Виталий Кияница обогатил ее звуковую палитру, соединив с игрой на фортепиано. Наряду с опусами Луиджи Ноно и Марка Андре прекрасно прозвучали его собственная композиция и произведение Аллы Загайкевич, являющейся первооткрывателем и известным деятелем в области электронной музыки в Украине.

У новаторского фестиваля в Одессе, между тем, уже есть постоянные традиции. Одна из них — каждый раз роскошная презентация перкуссионного искусства. Чувствуется, что президент «Двух дней и двух ночей» Бернгард Вульф является уникальным его мастером, передающим свой опыт своим молодым последователям. Перкуссионисты каждый раз удивляют слушателей творческой выдумкой и фантазией. Таким, в частности, стал Сюрприз для девяти бубнов, которым завершился Фестиваль и который, в то же время, открыл его третье десятилетие.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

«У ЛЮДЕЙ ЗДЕСЬ МЕНТАЛЬНОСТЬ СВОБОДНЫХ ЛЮДЕЙ»

Беньямин ЮСУПОВ, композитор, пианист (Израиль):

— Мы знаем из истории, что величайшие цивилизации гибли под воздействием варваров. Неспособность защитить себя от примитивной, тупой, силы приводила к трагедиям. Конфликт, который я сегодня вижу в Украине, связан с тем, что есть сила, военная сила, которая пытается с этой позиции диктовать свои условия. В этой ситуации я просто снимаю шляпу перед вашей страной и перед устроителями фестиваля за создание и проведение в этот нелегкий час столь возвышенного и утонченного действа, которое продуцирует в мир духовность. И люди, которые собрались здесь со всего света, тоже восхищают. Сужу по себе и по тем беседам, которые вел здесь. Ведь в информационном хаосе по поводу событий в Украине, которым «кормят» зрителей, разноголосице, трудно «отделить зерна от плевел».

Часто спрашивают, как мы живем в Израиле, ведь там все время война, терроризм, как можно так жить? Да, это потрясающая страна! Главное, нельзя каким-то темным инстинктам, страху, унижению дать одержать верх над собой. Примитивный террор и провокации направлены на то, чтобы посеять панику, и главное качество интеллекта — не поддаваться ей. Поэтому все мы приехали в Одессу. Ведь если сдадимся — один, второй, третий раз, они добьются своей цели. Нельзя менять свой образ жизни, закрываться, прекращать созидать. Соотношение элитной музыки с массовой культурой сходны с отношениями в политике — свободная страна, свободный человек, свобода творчества. Человек должен быть сильнее страха, сильнее насилия. Как говорит Тора, он должен быть силен духом. И Одесса нас встретила, вопреки всем страхам, потрясающей погодой. Город необыкновенный            — великолепная архитектура, удивительные люди, доброжелательные. Зал полон, и, что особенно приятно, много молодежи.

Я счастлив, что приехал сюда. Одесса для Украины — как окно в большой мир. И, мне кажется, у людей здесь, а может, по всей Украине, необыкновенная ментальность, ментальность свободных людей. И я верю в лучшее, потому что благодаря современным средствам связи люди могут соединиться, понять друг друга, оставив за чертой своих интересов усилия «придворных» пропагандистов, сломав самые подготовленные их «проекты». А в связи с этим, на мой взгляд, неизмеримо возросла ценность человеческой личности, хоть это и не нравится руководителям отдельных стран, склонных к тоталитаризму.

«ФЕСТИВАЛЬ — ЭТО КОНЦЕПЦИЯ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА»

Вольфганг ВУЛЬФ, ректор Фрайбургской консерватории, президент фестиваля:

— Существует вопрос идентификации: что означает в нынешнем мире быть украинцем, россиянином, немцем. На концерте я меньше всего заинтересован в том, чтобы услышать: музыку из Нью-Йорка, Берлина, Бельгии. Такие посылы не представляют для меня интереса. Хочу услышать проявление индивидуальности конкретного человека. Почему он чувствует отлично от другого. Смысл одесского фестиваля в том, чтобы предоставить личности возможность выразить себя, подтвердить высшую свободу выражения, свободу чувств, мыслей. Это концепция открытого общества, мирного общества. Вот, по сути, то, что мы пытаемся сделать с помощью нашего фестиваля. Мы подчеркиваем отсутствие эстетических границ, пропагандируем множественность вариантов самовыражения, таким образом, влияя и на каждодневную жизнь. К примеру, Германию, которая является, по сути, страной эмигрантов, все видят как общество закрытого типа. Но на самом деле это далеко не так. Германия нуждается в большом количестве людей извне, так как иначе нет возможности поддерживать существующие стандарты жизни. Именно поэтому в немецком обществе сейчас идут оживленные дискуссии на эту тему. С другой стороны, существуют группы мигрантов в среде немецкого населения, довольно разношерстные по своему характеру, — это часть жизни большинства и меньшинства в такой стране, как Германия. Поэтому всегда следует правильно понимать суть демократии. Демократия — это ведь не власть большинства. Это — то, как большинство выстраивает свои отношения с меньшинством. Именно в этом лежит ключ к успеху — в сохранении баланса. В уважении мнения меньшинств. Наш Международный фестиваль может служить примером подобного демократического и мирного сообщества людей. Все должны прислушиваться к другим участникам, создавая гармонию. Ответственность перераспределяется: она берется, используется и возвращается. Все принимают процессы, происходящие в нашем мини-обществе, однако свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Эти процессы совершенно не носят статичного характера. Это своего рода партнерство, за которое нужно бороться каждый день, как и за демократию, но иногда люди начинают искать своего рода «сильную фигуру», разочаровавшись в безрезультатности процессов поиска. Подобная слабость, как правило, дорого обходится обществу.

Для людей важна мудрость, креативность, фантазия, чтобы выживать в этом сложном мире. Нам необходимы различные проявления интеллекта в том его виде, который позволит разобраться с тем, что мы слышим, что нам говорят. В случае Украины, возможно, нужно пережить мечту, которая позволит людям этой страны идентифицировать себя в этом мире. Кроме всего прочего, она научит людей быть более толерантными и независимыми. Но речь здесь идет об их самостоятельном решении, без давления извне. Например, Швейцария ведь очень разнородная страна, где отличия наблюдаются практически в каждой деревне. Тем не менее, она — самая мирная страна, несмотря на все различия, — языковые, культурные и пр. Должно быть понимание результата совместных действий и того, как это влияет на будущее всей страны. Я в нее верю!

«ВАША СТРАНА ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Вольфганг РЮДИГЕР, профессор, участник ансамбля AVENTURE (Германия):

— Мы внимательно следили за развитием всей ситуации, наблюдали за всеми событиями, которые привели к ней, а также за событиями недавнего времени на востоке и юге Украины, в Одессе, в том числе, и очень переживали за судьбу фестиваля. Однако когда приехали, увидели все своими глазами, наши опасения абсолютно не подтвердились. Мы прибыли в какой-то украинский Париж, с красивой архитектурой, весь в цвету. С правильным отношением и замечательным настроем. Я знаю много фестивалей новой музыки, побывал на очень многих из них лично, и хочу отметить уникальную особенность именно этого, потому что он напрямую, непосредственно, связан с самой жизнью. Здесь можно слушать и слышать, знакомиться с композиторами со всего мира, наблюдать индивидуальность во всех ее проявлениях. Например, днем мы слушали выступления нескольких хоровых коллективов, а вечером наслаждались творениями представителей авангардного направления.

Используются разнообразные инструменты. Мы учимся и открываем для себя новое каждый день — новые имена, новые произведения. Главное, что все это длится не только два дня фестиваля, но оставит след на всю жизнь, потому что это и есть жизнь, во всех ее проявлениях. Очень теплая аудитория. Отличный контакт с исполнителями. Я бы назвал это некоей утопий идеального мироустройства. Мы будем стараться по возвращению домой передать эту замечательную атмосферу, эту стилистику, это настроение, которое царило здесь.

Считаю неправильным положение дел, когда Европа и Россия вовлечены в борьбу за Украину. Думаю, решение должно достигаться путем совместных мирных усилий. Только таким образом возможно определять будущее такой страны, как Украина. И мы видим, что Украина все делает для этого. Ваша страна является частью европейской цивилизации. Одесса — абсолютно европейский город. Культура Украины, ее музыка, литература находятся на очень высоком уровне. Нельзя об этом забывать!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать