Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Отец «Ателье-16»

Игорь Талалаевский отмечает свое 50-летие
19 октября, 00:00

Порой странные все таки зигзаги делает судьба. Кто бы мог подумать, что человек с серьезной и очень мужской профессией инженера-нефтяника, вдруг круто изменил свою жизнь, связав ее с театром, «переквалифицировавшись» в режиссеры. Но главное «детище» Талалаевского — создание Киевского театра «Ателье-16». Этот коллектив молодой, но он уже заявил о себе, а его спектакли с нетерпением ждут зрители. 19 октября в помещении казино «Сплит» пройдет капустник «Опять 25», посвященный юбилею режиссера и отца-основателя «Ателье-16».

— Игорь Евгеньевич, раскройте секрет: как из технарей лирики получаются, а из инженеров — режиссеры?

— Просто надо очень сильно полюбить театр, чтобы связать с ним всю жизнь. Я из писательской семьи (дед — знаменитый еврейский писатель Матвей Талалаевский, который 30 лет проработал завлитом в Киевском ТЮЗе). В нашем доме часто бывали такие классики, как Рыльский, Тычина, Малышко. Представьте: мальчишкой я с ними играл в шахматы и, конечно же не задумывался, что общаюсь с корифеями украинской современной поэзии. Конечно же, обожал литературу и театр (можно сказать, что вырос за кулисами ТЮЗа), но следует помнить, что в советское время пресловутая «пятая графа» практически сводила на нет мои мечты поступить, например, в Киевский театральный институт. Хорошенько все взвесив, я решил уехать в Москву, поступил учиться в Институт нефтяной промышленности. Кстати, учился в вузе вместе с такими нынешними российскими знаменитостями, как олигарх Гусинский, и московский мэр Лужков. У нас была потрясающая самодеятельность, в которой я принимал активное участие как актер и музыкант джаз- банда (я окончил музшколу по классу фортепиано). У нас в институте проходили ежегодные смотры самодеятельности, а членами жюри были такие популярные режиссеры, как Юрий Любимов и Марк Захаров. Я не пропускал ни одной премьеры в московских театрах. Но к пятому курсу понял, что быть нефтяником не хочу. Бросил институт и, конечно же, «загремел» в армию. Именно там прошел настоящую закалку: мужскую и житейскую... Я считаю, что эти «армейские университеты» мне очень помогла в будущем. И вообще, как говорится, «что не делается — все к лучшему»!

— По гороскопу вы — «Весы», а этому знаку свойственно колебаться.

— Я сто раз отмерю прежде чем отрежу. Но по другому гороскопу я — «Петух», а это значит, что уж если принял решение, то уже не отступлю.

— Расскажите, а как родилось «Ателье-16»?

— Однажды позвонил мой друг-бизнесмен, большой любитель театра, и предложил создать театр. Предложение заманчивое, но ведь и риск большой... Тем не менее летом «Ателье-16» будет отмечать свое пятилетие. За это время было поставлено 18 спектаклей. Это много для театра, не имеющего своего помещения. Направление наших постановок — классика под современным углом зрения. Стараюсь посмотреть на известные тексты свежими глазами.

Наш театр возник из выпускного курса Театрального института, где я преподавал. Это был сильный и интересный курс (руководил им Лесь Танюк — замечательный наш режиссер и педагог). Хочу отметить, что мы не просто театр, а одна дружная семья.

— Кого считаете своим «крестным отцом» в режиссуре?

— Эдуарда Марковича Митницкого. Если бы не он — меня бы не приняли в Киевский театральный институт. После армии я думал учиться в ГИТИСе, а так как экзамены в Киеве были раньше, чем в Москве, то решил «порепетировать» поступление. Знаете, был уверен, что провалюсь, но Митницкий тогда впервые набирал курс и отстоял меня. Эдуард Маркович — суперпедагог в плане работы с актерами. Он обучал нас умению находить подход к каждому актеру, работать с ним, ставить точные задачи, что бы актер мог полнее раскрыться... Сейчас я веду переговоры с Митницким, чтобы он сделал постановку специально для нашего коллектива. Я считаю, что сегодня в Украине этот режиссер является одним из лучших. Только он сможет «прочитать» на сцене произведения Антона Чехова и Льва Толстого, так тонко раскрывать не только вторые, но и десятые планы пьес, что это потрясает публику. А нашим актерам работа с таким Мастером с большой буквы станет великолепной школой.

— На вопрос о планах, как правило, творческие люди не очень охотно отвечают, но все же: чем порадует «Ателье-16» зрителей в ближайшем будущем?

— Ее величеством Классикой! Прежде всего, «Мертвые души» Николая Гоголя. Это великолепный материал! Гоголем я вообще занимаюсь всю жизнь. Это — глыба. К сожалению, непонятая и почти неразгаданная. Я прочел все гоголевские произведения и о Николае Васильевиче, как о человеке и писателе — практически все. Он всю свою жизнь положил на алтарь литературы — семьи у него не было. Гоголь решил, что он — Мессия, ему нужно спасать человечество. Ему был голос, привиделось. Современники его поддержали. Николай Васильевич взвалил на себя непосильную ношу. Его «Мертвые души» — памятник одной неудавшейся идее. Знаете, многие постановки в театрах не удаются, потому что режиссеры не понимают, что гоголевские персонажи не реалистичные, а мистические. Просто прикрываются личиной живых людей. «Мертвые души» не о том, как Чичиков скупал души. Нет! А о том, что все мы давно мертвы, но делаем вид, что живем. Наш Чичиков будет заслан в Россию из Рима, прямо с карнавала. Именно в Риме писатель написал «Мертвые души». Наш Чичиков — человек без имени и судьбы... вручаем ему биографию Чичикова. Ему сообщается механизм аферы, который может принести ему средства, но он думает, что все придумал сам. На самом деле — его ведут. Он должен пройти через некоторые человеческие пороки, которые аллегорически запечатлены в образах помещиков...

Еще в наших планах поставить «Алису в Стране чудес», но во взрослом варианте. Ведь на самом деле это недетская сказка. Еще пригласим режиссера Линаса Зайкаускаса, который в «Ателье-16» поставил чеховских «Трех сестер». Наш коллектив будет продолжать двигаться в направлении психологического театра. У нас хорошие актеры. С каждым новым спектаклем они растут в профессиональном плане, и им нужен хороший сценический материал...

— Вы отмечаете юбилей. Можно ли сказать, что это некая точка отсчета?

Да, но только не подведение итогов. Я считаю, что 50 лет для режиссера — только начало пути!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать