Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Отражение кулис

В киевском Доме актера состоялась презентация книги Александра Чепалова «Записки «призрака оперы»
14 ноября, 15:18

Вряд ли кто-то упрекнет известного эстрадного певца Вадима Мулермана в том, что он - лицо заинтересованное. В книге о Харьковском театре оперы и балета о нем нет ни строчки. И все-таки к ее героям он имеет отношение. Ведь многие из них - друзья Мулермана по учебе в Харькове и любимые артисты…

Книга понравилась своими искренними интонациями, отсутствием мудреных искусствоведческих терминов и особой теплотой отношения к предмету повествования. Шутка ли – почти сорок лет Александр Чепалов служит в одном и том же театре! Мне, артисту, который долгие годы жил вне родного Харькова, известно, что наш оперный театр порой сотрясали конфликты. И нельзя сказать, что судьба всех без исключения исполнителей складывалась здесь счастливо. Но книга напрочь лишена негативных моментов, упреков задним числом и тому подобного. Да и сам автор объясняет свой отбор довольно убедительно: «В этой книге я решил написать о людях и спектаклях, которые для меня интересны и дороги. Не следует думать, что остальные хуже. Просто в эту фотолетопись они не попали. Разве так не бывает?».

Листаю страницы прекрасно иллюстрированной книги. В ней около 500 фото, в том числе цветных! Почти на каждой странице нахожу знакомые и дорогие имена, лица. Вот Валентина Арканова - замечательная артистка и певица, моя соученица по консерватории, с которой мы дружим до сих пор. Кстати, она была близка с Евгенией Мирошниченко, и это тот редкий случай, когда певицы одного ранга и амплуа мирно уживались. Увидев Валентину Федоровну на фотографии с Сергеем Яковлевичем Лемешевым, вспоминаю встречу с этим великим певцом. Именно он спас меня от строевой службы в армии! Когда в консерватории ликвидировали военную кафедру, возникла реальная угроза моему голосу и вокальным навыкам, которые за три года службы можно было легко потерять. Лемешев, прослушав меня, тут же позвонил командующему Киевским военным округом. Так я вместо пехоты попал в Ансамбль песни и пляски.

А вот Николай Манойло - один из лучших баритонов Украины, который даже при наличии таких исполнителей, как Дмитрий Гнатюк или Юрий Гуляев, во многом выигрывал как певец-артист. У него был роскошный голос и необычайный сценический темперамент!

Читая эту книгу, я чувствовал отголоски того негласного спора, который до сих пор проявляется во взаимоотношениях Харькова как первой столицы Украины и Киева. По сути Харьковский театр был колыбелью таких будущих звезд оперного исполнительства, как Иван Паторжинский и Мария Литвиненко-Вольгемут, Зоя Гайдай и Петр Белинник, Юрий Кипоренко-Доманский и Михаил Гришко, дирижер Вениамин Тольба, не говоря уж о тех, кого почти сразу «переманил» Большой театр в Москве – Ивана Козловского и Марка Рейзена, Брониславу Златогорову и Пантелеймона Норцова, а позже еще добрый десяток ярких исполнителей: Ирину Журину, Людмилу Сергиенко, Владислава Верестникова, Максима Пастера. Несмотря на это, харьковский театр нельзя рассматривать только как «донора». С него еще до войны начинались творческие связи с грузинскими мастерами пения, здесь были поставлены десятки опер и балетов современных авторов, и многие из них были очень удачными. Об этом тоже не стоит забывать.

Я долгое время жил в Америке, где нет почетных званий. Было бы смешно объявлять Эллу Фитцджеральд народной артисткой США. Но в наших условиях, когда звания приносят не только известность, но и какие-то материальные блага, я сам ходатайствовал о присвоении бывшему солисту Харьковского театра оперы и балета Константину Шаше звания народного артиста. Неправдоподобно, чтобы певец сохранил до глубоких седин такое звучание голоса, такое вокальное мастерство. Среди теноров это удавалось, кажется, только Ивану Семеновичу Козловскому. Подобных людей «реликтовой» породы надо, конечно, всячески поддерживать. На страницах книги их немало.

Кто еще вспомнился из героев этой летописи? Конечно, блистательная балетная пара Светлана Колыванова - Теодор Попеску. Светлана, кстати, первой в Украине получила звание лауреата международного конкурса из рук самой Галины Улановой. Помню певицу-красавицу Нонну Суржину, которая позже перешла в днепропетровскую труппу. В ее героинь (да и в нее саму) невозможно было не влюбиться. Весь цвет труппы прошлых (и нынешних) лет предстает перед глазами, когда листаешь страницы книги «Записки «призрака оперы». Конечно, написал ее не «призрак», а живой свидетель творческих событий, историк театра и его патриот (доктор искусствоведения Александр Чепалов). Думаю, эта книга не «местного» масштаба. Она заслужила своего, неравнодушного читателя, которого микрофонное пение и танцевальная попса не отучили от высоких образцов оперы и балета.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать