Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Праздник по имени клезфест

В Киеве прошел фестиваль клезмерской музыки
22 августа, 00:00

По традиции, «Клезфест в Украине-2002» — не просто встреча лучших исполнителей, но прежде всего учеба и обмен творческим опытом. Около пятидесяти участников фестиваля из Украины, Молдовы и России, Латвии, Эстонии и Казахстана были прилежными учениками мастер-классов, которые вели знаменитая исполнительница песен на идиш Адриана Купер (США), художественный руководитель бродвейского еврейского театра «Фольксбине» Залмен Млотек и лидер традиционного клезмерского стиля кларнетист Мерлин Шепард (Англия). Гостями фестиваля были Эда Береговская — дочь исследователя еврейской народной музыки Моисея Береговского и архивист из Чикаго Кирилл Робинсон.

«Клезфест» стал праздником музыки. У настоящего таланта много свойств. Одно из них — умение превращать, казалось бы, хорошо знакомое в новое, и небанальное, а порою, и просто удивительное. Нечто подобное я ощутил на «Клезфесте-2002», когда услышал известную клезмерскую мелодию «Где ты раньше был?» в исполнении ребят из «Харьков Клезмер бэнда». Искрометная и темповая мелодия не плыла, а летала по залу. Звала сорваться с места и пуститься в пляс. О ней и о многом другом в один из фестивальных дней мы вели разговор с руководителем «бэнда» Станиславом Райко.

— Наш ансамбль родился весной 1999 года, — начал свой рассказ Стас. — Он был создан при Харьковском еврейском центре «Бейт Дан», работающем при поддержке «Джойнта». Творческая задача — возрождать клезмерскую музыку как яркую составную еврейской культуры. Вначале нас было трое. Сегодня пятеро. Кроме меня в бэнде выступают контрабасист Аббас Зульфугаров, аккордеонист Юрий Хаинсон, кларнетист Геннадий Фомин и певец-солист Михаил Крупников. За два с половиной года существования мы объездили с гастролями многие города Украины, побывали в Москве, Питере, Таллинне. Очень интересными были наши поездки в Венгрию. В Будапеште ежегодно проходит большой вечер «Клезмер и литература». В его программе вначале выступление какого- либо популярного еврейского писателя или поэта, а затем большой концерт. В нем участвуют местные исполнители и обязательно гости из других стран. На этих вечерах до нас выступали многие очень известные коллективы. Поэтому нам нужно было держать марку, показать класс. И нам это удалось. Второе наше выступление в Венгрии состоялось на Международном фестивале фольклора в Мишкольце. Из еврейских коллективов мы там были одни, а Украину кроме нас представлял только Государственный оркестр украинского радио.

— Насколько я знаю, это «мероприятие» во многом отличалось от клезфестов в Украине?

— Дело в том, что на наши фестивали приглашаются уже зарекомендовавшие себя исполнители. А идея лондонского форума прямо перекликалась с проводящимися в США «Клезкемпами». По своей сути это большой и веселый лагерь, человек эдак на пятьсот, в который можно приехать всей семьей и приобщиться к еврейской музыкальной культуре. Но Америка есть Америка. Современная клезмерская музыка там сегодня тесно переплетается с джазом. Послушайте любой американский фрейлахс, и вы поймете, как он отличается от тех вещей, что мы разучивали в Киеве с кларнетистом-виртуозом из Англии Мерлином Шепердом. Так вот, лондонский фестиваль по духу и числу участников был очень похож на американские, но музыка исполнялась на нем в традиционном ашкеназском стиле. Наш евпаторийский семинар — это собрание профессионалов. В Лондон же ради своего удовольствия приезжали любители, сами оплачивающие пребывание на фестивале. К слову, подобное происходит и в других странах, правда, с меньшим числом участников.

— Наверное, в клезмерской музыке большое значение имеет и высокая общая музыкальная подготовка?

— Вы знаете, как это ни парадоксально, но классическое образование порой даже мешает. Его каноны порою давят как жернов. Ведь клезмерская музыка построена на импровизации. И этим она гораздо ближе к джазу. Но, конечно, без умения хорошо владеть инструментом, никакая классная музыка невозможна.

— Скажите, есть ли, по Вашему мнению, у культуры и евреев, говорящих на идиш, будущее? Ведь одно время казалось, что она уже совсем исчезает.

— Клезмерская музыка — часть идишкайта. Мне рассказывали про знаменитого писателя Башевиса Зингера. Когда ему вручали Нобелевскую премию, то спросили: «Почему Вы пишите на идиш, он же умирает?» И знаменитый писатель ответил: «Вы знаете, об идиш уже 500 лет говорят, что он умирает, пусть говорят и дальше». Этот вопрос у меня тоже мог бы возникнуть, если бы я не побывал на лондонском клезфесте. Когда я увидел 500 человек, которые объединены одной идеей — играть еврейскую музыку, петь песни на идиш, когда я увидел переполненный зал, несмотря на отнюдь не дешевые билеты, этот вопрос исчерпал себя. Я не думаю, что идишкайт закончится когда-нибудь. Я надеюсь, что еврейская музыка будет все более и более популярна.

— Вы упомянули общность по духу джаза и клезмерской музыки. Вы сторонник «чистой» клезмерской музыки или...

— Я с удовольствием слушаю группы, играющие постмодерн, но мне все же ближе традиционализм. Полагаю, что музыканты, живущие в Восточной Европе — колыбели этого жанра, должны начинать с него. Это то, что должен уметь каждый. Другое дело, что вы можете пойти дальше туда, куда вас заведет ваше воображение и фантазия. Но начинать обучение надо с традиции.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать