Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Шедевр Станковича в Днепропетровске

Самый молодой в стране оперный театр становится лидером современного национального музыкально-сценического искусства
06 апреля, 19:55
СЦЕНА «УТРО» ИЗ ФОЛЬК-ОПЕРЫ «КОЛЫБЕЛЬ ЖИЗНИ» / ФОТО НИКОЛАЯ КОШЕЛЕВА

В наше время острых дискуссий о национальной истории, искусство в своих лучших образцах представляет современникам духовную правду и сокровище древнего прошлого нашего народа. Среди таких музыкальных образцов — исторические балеты современного классика украинской музыки Евгения Станковича «Повелитель Борисфена», «Ольга», «Викинги», его вокально-симфоническое произведение «Слово о Полку Игореве». Среди них — и две последние премьеры Днепропетровского оперного театра по произведениям Станковича «Княгиня Ольга» и «Колыбель жизни». Оба спектакля являются безоговорочными событиями культурной жизни Украины, а самый молодой в стране оперный (пока еще единственный из шести без статуса «национальный») становится лидером современного национального музыкально-сценического искусства.

...33 ГОДА НАЗАД

Да, именно 33 года назад в музыкальном искусстве возникло произведение, которое должно было бы изменить устоявшиеся нормы оперного жанра и стать визитной карточкой современной украинской культуры. Это произведение — фольк-опера «Когда цветет папоротник», ее автор — молодой в то время композитор Евгений Станкович. Его новаторская партитура соединила симфонический оркестр, обогащенный народным инструментарием, с пением народного хора и уникальным (не оперным) голосом Нины Матвиенко, а древний аутентичный фольклор — думы, исторические, обрядовые песни — зазвучал в авангардных одеждах профессиональной музыки ХХ века.

Тогда, 33 года назад украинская культура имела все основания войти в мировое музыкальное пространство. Ведь произведение было заказано французской концертной фирмой «Алитепа» для всемирной выставки в Париже. Его показ для французских специалистов должен был состояться во Дворце «Украина». Огромное количество желающих ожидали премьеру как событие, напоминающее первую демонстрацию ленты Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Но за несколько часов до начала из высшего партийного кабинета УССР поступила команда запретить показ спектакля. После этого странным образом начали исчезать уникальные декорации — художественное чудо гениального художника Евгения Лысыка, раритетные костюмы, которые собирались по комодам старосельцев. Впоследствии оказалось, что и декорации, и костюмы — по указанию с той же «горы» — были засыпаны химическим порошком, который превратил их в прах!

Вот что вспоминает композитор Евгений Станкович: «Их, власть, пугали абсурдные вещи. Например, мне говорили, что песня «Ой, морозе, морозенку» посвящена Валентину Морозу (диссиденту. — Л.О.), а я даже в то время о нем и не слышал. А этой песни — полтора века! Вот такие были бессмыслицы. Тогда именно национальные идеи встречали постоянное сопротивление со стороны имперских структур Советского Союза. Очевидно, все эти вещи, вместе взятые, вели к тому, что премьеру запретили». В большой мир из этой оперы вышла только песня «Глибокий колодязю», за которую композитор получил высшую награду на международном радио-конкурсе ЮНЕСКО.

В годы независимой Украины звучали отдельные фрагменты произведения, благодаря камерному хору «Київ» и Национальному народному хору имени Г. Веревки — именно для него композитор писал свое произведение. Вышел также компакт-диск с записью купальских сцен в исполнении хора «Київ». Однако на театральную сцену фольк-опера Е. Станковича так и не попала, оставаясь неизвестной для слушателей. К счастью, сохранились авторская партитура и рабочая запись, сделанная весной 1978 года во время репетиции.

33 ГОДА СПУСТЯ...

И вот эта запись попала к талантливому балетмейстеру-постановщику Олегу Николаеву. Выпускник Саратовского хореографического училища и ГИТИСа, бывший премьер Днепропетровской балетной труппы, ныне заслуженный артист Украины, Николаев вернулся в Украину из России, где успешно работал на протяжении 15 лет. Уже за первые два года работы в Днепропетровске он успел создать авторский театр, и зрители начали ходить «на Николаева». Среди его последних спектаклей — хореографическая легенда «Княгиня Ольга» Е. Станковича. Как признался Олег Викторович, его глубоко восхищает эта музыка, и постановщик решил во что бы то ни стало воплотить на сцене фольк-оперу «Когда цветет папоротник», которую считает «одним из величайших явлений мировой музыки ХХ века».

По собственному либретто Олег Николаев перемонтировал музыкальный материал оригинала (некоторые части изъял) и значительно приблизил его к балетному спектаклю, жанр которого определил как «фольклорное действо с участием балета, хора, солистов и оркестра». Произведение получило новое название-символ — «Колыбель жизни». Мастер балетного искусства О. Николаев создает сценические персонажи, главные из которых — Казачка и Казак, средствами хореографии, развивая творческую идею композитора: лексика модерного балета основывается на основе народных танцев.

Наибольшей сложностью оказалось именно то, чем поражал замысел Е. Станковича: сочетать на оперной сцене, казалось бы, несовместимое — симфонический оркестр и народный хор. В оперном искусстве подобное — необычный эксперимент требует от исполнителей кропотливой и заинтересованной работы. Композитору пришлось изменить текстуру хоровых партий, а перед хомейстером-постновщиком (Максим Лисогор) и певцами хора стояла задача максимально приблизить академическое пение к специфике звучания народных голосов. (То же самое касается пения солистов). Время покажет насколько проникновенным окажется художественный результат. Оркестр театра (дирижер-постановщик Юрий Пороховник) еще раз убедил, что ему по силам самые сложные современные партитуры.

Весь спектакль воспринимается как фольклорно-романтическое многокрасочное полотно-диптих. Его художественная символика несет идею непрерывности человеческого бытия и сохранения родословных корней. Первая часть диптиха («В нашем раю на Земле») воспроизводит звонкоголосые колористические картины купальских праздников и вечерниц, свадебного обряда и ярмарочного гуляния, работы в кузнице и казацких забав. Резкий контраст представляет вторая часть диптиха («На краю жизни»), которая воспроизводит драматичные сцены казацкой истории, «мести за порабощение и унижение, за право отстоять веру и святые обычаи предков» (в либретто использованы тексты Т. Шевченко, Н. Гоголя, Л. Костенко, В. Шевцова). Именно здесь звучит упоминавшаяся трагическая песня «Ой морозе, морозенку». Изучая фольклорные источники произведения, Олег Николаев исследовал, что эта песня была написана в 1836 году о полковнике Запорожской Сечи Морозенко, под предводительством которого казаки одержали победу в семи битвах с татарскими, турецкими, польскими войсками. Запорожский полковник, оказывается, был высокообразованным человеком: закончил университет в Сорбонне, знал четыре иностранных языка.

Гармоническую целостность музыки и хореографии, которые совмещают традиции и современный язык, тонко почувствовала талантливая молодая художница Дарья Белая. Ее сценография построена на художественных символах: украшенные рушниками конструкции, которые создают на сцене подвижные острые углы, символизируя крышу, как оберег дома, родины, и, одновременно, напоминают птичий клин, летящий в небесный простор.

Картины казацких битв усилены изображением наклонившихся, изуродованных храмов. Еще одна художественная метафора на заднике сцены — мировое Древо Жизни художница изобразила подобно цветочным орнаментам петриковских росписей. Костюмы не копируют, а обобщают этнические образцы через графические узоры, цвет, фактуру ткани.

Ведущей сценографической метафорой является в спектакле образ «колыбели жизни», который несет разные смыслы: в плетеной корзине-колыбели убаюкивают ребенка, в ней же хоронят молодую женщину (колыбель-гроб), колыбели поднимаются над полем битвы как символ защиты будущей и опускаются как знак продолжения жизни. Впечатляющим пластичным и художественным образом являются фигуры молодых женщин, которые ищут среди погибших своих мужей и женихов. В какой-то момент эти фигуры накрывает большая шелковая китайка. Подобно реквиему, звучит в этой трагической картине известная песня «Глибокий колодязю»...

P.S. Возможно, есть определенная закономерность в том, что «Цвет папоротника» Евгения Станковича увидел свет именно на той земле, где родились старинные народные мелодии, откуда начали свой путь казацкие думы и героические песни, сохраненные композитором для нас и последующих поколений как бесценное духовное сокровище.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать