Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Скрипка и свеча

Дирижер Саулюс Сондецкис о Богодаре Которовиче, киевском каштане и... сверчке
06 апреля, 20:37

На экране, установленном на сцене Национальной филармонии, зрители увидели документальный фильм, где запечатлены фрагменты выступлений выдающегося музыканта, одного из основателей украинской скрипичной школы Богодара Которовича (1941—2009 гг..), а потом вышли музыканты камерного ансамбля «Контрасты Киев-Классик» (художественный руководитель, пианистка Евгения Басалаева). Творческий проект «Элитные вечера камерной музыки» состоялся при содействии Президентского фонда Леонида Кучмы «Украина», Фонда Евгении Басалаевой «Киев-Классик» и поддержке Посольства Литвы в Украине — это дань памяти скрипачу, дирижеру, педагогу, единомышленнику.

Программа «Посвящение» (укр. «Присвята») стала путешествием по страницам концертных программ мастера. Это позволило вспомнить Богодара Антоновича и как фантастического исполнителя, и как создателя прекрасного коллектива «Киевские солисты», и как учителя, воспитавшего несколько поколений музыкантов. Прозвучали любимые произведения маэстро в исполнении его учеников, признанных в музыкальном мире скрипачей — Богдана Пивненко, Владимира Астраханцева (Германия) и Святославы Семчук. Выступили и юные музыканты — студенты НМАУ Марина Деметкова, Анастасия Микусевич, Оксана Пинчук, Диана Тищенко, Александр Пушкаренко, ученики КССМШ им. М. Лысенко Антон Которович и Олег Дудниченко. А из Литвы, специально для участия в концерте, прилетел легендарный маэстро Саулюс Сондецкис, друг Богодара Которовича.

Вечер открыл «Грустный вальс» Сибелиуса, о котором сам скрипач говорил: «Этот вальс трогает самые глубокие и самые тайные струны моей души...». Прозвучали Прелюд и Аллегро Крейслера из цикла скрипичных миниатюр «Классические рукописи» в обработке Саулюса Сондецкиса для фортепиано и струнных. Эмоционально, возвышенно исполнили музыканты Концерт для фортепиано, скрипки и струнного квартета Эрнеста Шоссона, и чудным голосом пела солирующая скрипка Богданы Пивненко. Интересно, что ноты сочинения маэстро Сондецкис подарил своим друзьям Богодару Которовичу и Евгении Басалаевой, и они стали первыми исполнителями концерта в Украине. Завершила первое отделение нежная «Колыбельная» Евгения Станковича, написанная композитором для дуэта Которович —Басалаева.

Второе отделение своей атмосферой напомнило цикл концертов «Ночные серенады», которые проводил Богодар Антонович в 1980-е годы в Мариинском парке Киева. Прозвучали два концерта Вивальди для четырех и двух скрипок, исполненные с гармоническим вдохновением студентами и ансамблем «Контрасты Киев-Классик». Символично, что среди молодых скрипачей был продолжатель музыкальной династии — Которович-младший (Антон — ученик 10 класса КССМШ им. М. Лысенко, впервые выступал в филармонии как солист). А одна из солисток — студентка 1 курса НМАУ Марина Деметкова, вспоминая своего учителя, сказала: «Мы его очень любили. Он был потрясающий педагог и великий человек».

Звучал Паганини — Каприс ля минор для скрипки соло, и исполнение Александра Пушкаренко покоряло слушателей искренностью и виртуозностью. А Владимир Астраханцев блестяще солировал в пьесе «Венецианский карнавал» Паганини — Эрнста для скрипки и струнных. Напомним, что в 1999 году Богодар Которович единственный среди украинских исполнителей был удостоен права сыграть на уникальной скрипке Паганини работы Гварнери. Легендарный инструмент на два вечера доставили из Генуи в Киев специальным рейсом, и в Национальной филармонии и Национальной опере состоялись два аншлаговых бенефиса в дуэте с Евгенией Басалаевой в сопровождении ансамбля «Киевские солисты».

В Концерте Баха для двух скрипок и струнных солировали Святослава Семчук и Владимир Астраханцев, и исполнителям удалось передать в звуках космическую мудрость сочинения, которая утверждает, что назначение музыки — дарить людям радость.

Все время, пока длился концерт, на экране светился кадр — скрипка и горящая свеча. А в финале вновь демонстрировалась запись, где Богодар Антонович исполнял «Мелодию» Мирослава Скорика. Все музыканты вышли на сцену, а в зале люди поднялись и слушали стоя. Вечер завершился на светлой ноте, напомнив слова Евгении Басалаевой: «Богодар не признавал грусти, он был большим оптимистом. И говорил: «Когда человек уходит, не нужно грустить. Может быть, там лучше, там радость, там птицы поют». Поэтому пусть это будет не вечер памяти, а просто посвящение Богодару, как будто он с нами играет на сцене. Будем с ним вместе»...

Я благодарен, что меня пригласили на концерт памяти моего большого друга Богодара Антоновича Которовича, — рассказал «Дню» знаменитый литовский дирижер Саулюс СОНДЕЦКИС. — Всегда я чувствовал его искреннюю поддержку и отношение, которого ждешь от настоящего друга. Котрович был очень надежный человек, никогда не подводил, не предавал, ему можно было доверять — а я это больше всего ценю в людях. И был музыкантом высокого таланта. Трудно представить весь огромный масштаб его деятельности, а он, за что ни брался, всегда был на высоте и блестяще держал эту планку. Уникальный скрипач, талантливый педагог. А какой ансамбль создал, как работал с ним — да он жил этим ансамблем!

Начиная с 1880-х годов наши встречи и творческие связи были очень активны. Мы вместе выступали с концертами в Вильнюсе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, в других городах — с Литовским и Львовским камерными оркестрами (в ту пору у Богодара еще не было своего ансамбля «Киевские солисты»). Сделали много записей на радио с Львовским камерным оркестром. А когда выступали во Львове — на родине Которовича, — я узнал его отца. Помню концерты, когда играли Богодар с братом Олегом и Олег Крыса с братом Богданом, все — прекрасные скрипачи... В программу вечера памяти Богодара Которовича включили два концерта из «Гармонического вдохновения» Антонио Вивальди (цикл из 12-ти концертов, в котором четыре концерта для одной скрипки, четыре для двух скрипок и четыре — для четырех), играли в Киеве, а солировали братья Которовичи и братья Крысы. Мы выступали во Дворце «Украина», и зал был полный, публика прекрасно принимала. Концерты Вивальди — очень красивые, шлягерно-заводные, я даже говорю, что Вивальди писал что-то вроде рок-музыки — только с хорошим вкусом и нужным благородством, а это то, чего часто рок-музыке очень не хватает.

Запомнились и выступления в Мариинском парке, которые проводили с Богодаром Которовичем в Киеве. Вначале «Ночные серенады» мы вместе исполняли на курорте Паланга, но у нас в Литве погода капризная и концертам часто мешает дождь, а у вас в Киеве климат более благоприятный, летние вечера были теплыми... Знаете, я не люблю слушать свои записи, но есть одна с Богодаром Которовичем — образцовая. Это концерт Л. Шпора, написанный в стиле итальянской оперы. Когда мы ее делали в одном киевском клубе, то произошел необычный случай. Играем — и вдруг слышим какой-то звук, похожий на «тири-тири». Наш звукорежиссер спрашивает сердито: «Что там у вас в оркестре?!». Ничего. Снова начинаем играть — и опять этот звук. Наконец, мы поняли, что это сверчок. Когда мы не играли, он молчал, но как только начинали играть, он тоже добавлял свой голос! Пришлось нам искать новый зал и делать перезапись... Та запись доя меня очень дорога — Богодар Которович играет потрясающе, необыкновенно красиво: виртуозные речитативы, потом фейерверк в финале, и все так вдохновенно, как это игралось во времена великих романтических скрипачей! Меня трогает, что о Богодаре Антоновиче помнят, что не нарушена связь поколений, и ныне украинскую скрипичную школу достойно представляют его ученики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать