Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Станислав МОИСЕЕВ: «В единстве и патриотизме наша сила»!

27 августа, в день рождения Ивана Франко, франковцы откроют 95-й юбилейный театральный сезон
27 августа, 11:19
ПРИКОСНУТЬСЯ К ОТТИСКУ РУКИ ВЕЛИКОГО АКТЕРА МОЖЕТ КАЖДЫЙ (НА ФОТО — СТАНИСЛАВ МОИСЕЕВ) / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

На Основной сцене покажут спектакль «Назар Стодоля» по пьесе Тараса Шевченко, все средства от которого перечислят в фонд АТО. Показывать украинскую классику в начале сезона — уже давняя традиция коллектива Национального театра им. И. Франко. Ныне обратились к наследию Кобзаря потому, что этот год проходит под знаком юбилея Тараса Григорьевича Шевченко — 200-летия со дня рождения. Режиссер Юрий Кочевенко поставил «Назара Стодолю» как рыцарскую балладу. По сюжету, действие происходит возле Чигирина в конце XVII в., когда великие дела Богдана Хмельницкого и его знаменитых сподвижников Богуна, Трясило, Наливайко превратились в мифы и легенды.

А 26 августа, после сбора труппы, произошло значительное событие — открыли памятный знак (это оттиск руки выдающегося актера, бывшего руководителя франковцев Богдана Ступки, который был сделан еще при жизни мастера скульптором Игорем Романовским). Это ладонь, выполненная из меди — памятный знак установлен в фойе Театра им. И. Франко и отныне каждый зритель сможет прикоснуться к руке легендарного мастера сцены и кино. Кстати, Богдан Сильвестрович очень гордился, что родился в один день (27 августа) с любимым писателем (только Иван Яковлевич Франко родился в 1856 г., а Ступка в 1941-м, их разделяли 85 лет). Наследие классика стало знаковым в судьбе актера, а ролью Мыколы Задорожного в «Украденному щасті» (постановка Сергея Данченко) он триумфально дебютировал на киевской сцене в 1979 году.

С 2001 по 2012 гг. Богдан Сильвестрович совмещал актерскую работу с должностью художественного руководителя Театра им. И. Франко. После смерти мастера коллективом франковцев руководит известный режиссер Станислав Моисеев. О новинках, которые готовит театр в юбилейном сезоне, он рассказал «Дню».

— 95-й сезон — это серьезный юбилей и он требует дополнительных усилий и определенных действий, но мы все понимаем, в каких обстоятельствах живет наша страна и насколько сейчас сложно (в условиях экономических, социальных и военно-политических) разрабатывать стратегические и масштабные проекты, — говорит Станислав МОИСЕЕВ, художественный руководитель Национального театра им. И. Франко. — Учитывая все обстоятельства, мы как патриоты обратились к коллегам из разных театров Украины, чтобы первые спектакли нового сезона все коллективы играли как благотворительные, а средства перечисляли в поддержку бойцов АТО. В обращении к творческим побратимам, людям театра и всем неравнодушным людям, которое мы обнародовали в СМИ (см. «День» №152), просим поддержать нашу инициативу и приобщиться к сбору средств для военных, исходя из своих возможностей. Я считаю, что ныне нашей главной задачей является моральная и экономическая поддержка военных в борьбе за целостность и независимость Украины. Мы также работаем над проектом поддержки театров Донецка, Луганска, Мариуполя и Макеевки, которые находятся в зоне АТО. Мы верим, что в единстве и патриотизме наша сила и победа!

Ныне у всех театральных коллективов финансовые проблемы, но никто не жалуется на затруднения, потому что все мы понимаем, что сейчас фактически рождается наше независимое государство и это происходит в период войны на востоке страны. Сегодня государство поддерживает нас только заработной платой и то с определенным дефицитом, который должен покрывать сам театр за счет новых поступлений, но мы в новом сезоне все же планируем пополнить афишу премьерами.

Нам удалось переформатировать Камерную сцену им. С. Данченко. То есть зритель увидит ее в обновленном виде. Часть репертуара будет изменена, что-то спишем, а также пригласим на новые постановки.

На Основной сцене готовим четыре премьеры. В ноябре пригласим публику на спектакль «Хазяїн» (пьесу И.Карпенко-Карого ставит режиссер Петр Ильченко, художник — Алексей Гавриш.). В конце декабря покажем «Эрик XIV» А.Стриндберга — одно из самых известных произведений шведского классика (я поставлю, а сценографию осуществит Андрей Александрович). В начале 2015 г. Дмитрий Чирипюк покажет «12  стільців» (по мотивам одноименного романа И. Ильфа и В.    Петрова), а под занавес сезона Дмитрий Богомазов поставит «Ліс» Александра Островского.

На Камерной сцене к годовщине Евромайдана 20 ноября пригласим на творческий эксперимент. Это будет социальный проект под названием «Щоденники Майдану». Он создан на основе документальных интервью с участниками Майдана. Инициаторами и реализаторами этого проекта выступили драматург Наталия Ворожбит и режиссер Андрей Май. Думаю, что это будет важный и интересный проект. А еще в планах спектакль «Дівки на виданні» Веры Маковий в постановке Елены Роман. Вот такие основные творческие вехи нашего коллектива, которые будут корректироваться и со временем дополняться.

— С пьесой Стриндберга «Эрик XIV» вы собирались стартовать на франковской сцене еще два года назад, но в силу разных обстоятельств проект отсрочили во времени. Расскажите также немного больше о «Щоденниках Майдану», где будете художественным руководителем постановки?

— Действительно, проект «Эрик XIV» это не новая история. С идеей поставить именно эту пьесу Августа Стриндберга я обратился еще три года назад к Богдану Сильвестровичу и мы договорились, что обязательно сделаем это на франковской сцене. Но болезнь, а затем смерть Ступки наши планы нарушила... Впрочем, я помнил о своих режиссерских обязательствах и вот сейчас время пришло. Мы уже приступили к репетициям, и премьера планируется на конец года.

А что касается «Щоденників Майдану», то для меня очень важным моментом в этой работе является то, что она не «датская» и не делается под конкретную дату, а очень интересна по своему посылу, потому что Театр им. И. Франко впервые обратится к документальной пьесе (doсteatr — это принцип, когда произведения создаются самими участниками или на основе интервью, которые берутся у простых граждан и на их основе формируется текст пьесы). «Щоденник Майдану» является своего рода свидетельством тех настроений и обстоятельств, в которых оказались люди, находясь на Майдане в Киеве во время революционных событий. Реализует этот творческий проект Андрей Май, а я лишь буду куратором спектакля. Хотя, по моему мнению, режиссер сам знает, как ставить и в каком-то специальном контроле не нуждается, а ему нужно искреннее и открытое отношение.

— Состоится ли в этом году фестиваль монодрам «Мария» на базе театра?

— Да, в октябре на Камерной сцене им. С.Данченко пройдет уже ХІ Международный театральный фестиваль монодрам «Мария», и он будет посвящен 160-летию со дня рождения Марии Заньковецкой.

— А на гастроли в Грузию поедете?

— Обязательно. В сентябре коллектив нашего театра пригласили на Тбилисский Международный театральный фестиваль «Новый 2014». Мы покажем одну из недавних премьер — «Квітку Будяк». Пьеса, которую написала Н.Ворожбит, полностью повторяет сюжет «Маклени Граси» Мыколы Кулиша: обанкротившийся предприниматель страхует свою жизнь и платит еще более бедным за собственное убийство... Впрочем, лейтмотив — унижение бедностью — остался кулишевский.


 

Тепло его рук...

 

Вчера у франковцев был сбор труппы. По традиции возложили цветы к памятнику Ивану Франко, основателю театра Гнату Юры, Сергею Данченко. дальше в фойе театра открыли памятный знак — это оттиск руки Богдана Сильвестровича Ступки.

ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

На открытии выступали художественный руководитель театра Франко Станислав Моисеев, генеральный директор Михаил Захаревич, Остап Ступка, самая старшая актриса и корифей театра Франко Галина Яблонская, Лариса Кадырова, Народная артистка Украины. открыл памятный знак Игорь Романовский — скульптор, который сделал этот памятный знак. Он сказал, что счастлив, что жил во времена, когда работал Ступка и видел его роли.  Председатель НСКУ, Сергей Тримбач (на фото) считает, что Ступка был гениальным не только в театре, но и в кино. Он был гениален как министр культуры и называл себя «артистер-министр», а своих коллег «творческим чиновничеством». По словам Тримбача, если бы Ступка поруководил немножко министерством, то его амбициозные планы возрождения кинематографа и всей украинской культуры осуществились.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать