Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Странные люди

Страница «романа» из жизни Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра
24 апреля, 10:22
ТРОГАТЕЛЬНАЯ ЗАРИСОВКА ИЗ ЖИЗНИ ОБИТАТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОЙ ГЛУБИНКИ — ДЯДЮШКА ЗУЙ (ВЛАДИМИР ГОРЯНСКИЙ) И АВТОР (ВИТАЛИЙ ЛИНЕЦКИЙ) В СПЕКТАКЛЕ «ВЕСЕЛЬЕ СЕРДЕЧНОЕ, ИЛИ КЕПКА С КАРАСЯМИ» / ФОТО ОЛЕСИ МОРГУНЕЦ-ИСАЕНКО

Премьера Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра «Веселье сердечное, или Кепка с карасями» по сборнику рассказов «Чистый Дор» детского писателя Юрия Коваля, возможно, совсем неожиданно для создателей оказалась той частью художественных осмыслений театра, которая сосредотачивала в себе их цельность. Это действительно уникальное явление — три режиссера одного театра тремя своими спектаклями исследуют одну внутреннюю конструкцию — духовную многоэтажку странного человека.

Сами себе мы странными никогда не кажемся, но если полистать свои жизненные мемуары, то окажется, что странных людей мы встречаем не так уж редко.

Странно добрых, странно злых, странно щедрых, странно глупых...

Театр драмы и комедии тонко чувствует людей с протянутой душой — странно наивных, доверчивых, романтичных.

Эти люди во все времена разные. Также рознится почерк, которым писали наши бабушки и дедушки, папы и мамы, с тем, как теперь пишем мы. Полистайте письма, дневники, пересмотрите поздравительные открытки своих предков — в общем-то все об одном, но почерк времени разный. Тем интереснее наблюдать за режиссерами одного театра разных возрастов как за единой командой времени настоящего, расшифровывать их режиссерские системы ни много ни мало как  космологические  системы с обратным ходом чувств, которые из глубины воспоминаний извлекают зерно настоящего.

Основатель театра Эдуард Митницкий ломает традицию прочтения чеховских «Трех сестер», делая главной героиней их сноху Наталию. Похотливая мещанка, цинично скоординированная с действительностью, вульгарно практичная и в то же время пышущая здоровьем, она не то чтобы борется, унижает, мстит странным интеллигентам. Она сочувствует их непрактичности, наивности, слабохарактерной осторожности в поступках и мыслях.  Ее характер — пример сопротивления обстоятельствам, их слабость — стремление к глубокому разумению жизни. Странные, странные люди, живущие неактуальными идеалами безнадежно ушедшего... Как говорил Поль Верлен, «прекрасные воспоминания, что потерянные драгоценности».

Совсем по-сегодняшнему странны герои спектакля «Опискин. Фома!» по повести Федора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» в режиссуре Алексея Лисовца.

Социологи утверждают, что чуть ли не половина населения Украины скучает по твердой руке доброго царя. Персонажи пьесы постепенно поддаются  внушениям самопровозглашенного апостола справедливости (Лев Сомов). Герои спектакля исходно жаждут подчинения, послушания, поклонения ему. Сами собой одураченные, не отличая правды от лжи, они счастливы единым порывом благостного самоуничижения перед мягко стелющим жестоким растлителем душ, диктатором в интеллигентной упаковке. И снова восстают в памяти страницы прошлой жизни, и это прошлое оказывается частицей настоящего.

 Действительно, чтобы искоренить в себе раба, нужно много лет ходить под выжигающим гнойники малодушия солнцем самоуважения.

Странно жить без смелости идти к свершениям, странно быть не мастером своей судьбы, а попрошайкой, странно жить, упиваясь грехом тщеславия.

В премьерном спектакле рассказчик произведений Юрия Коваля о жизни российской глубинки с шукшинским прищуром мудрых глаз (Виталий Линецкий) перелистывает не просто так картинки простоты и простоватости. Его невысказанные мысли часто глубже очевидных смыслов, в этих картинках заложенных. Удивление, симпатия и даже некоторая зависть режиссера Дмитрия Богомазова к пугливой простодушности героев его постановки в  какие то моменты начинает грузнуть. И тогда спасает положение кадрильный азарт любопытного населения деревни.

Прекрасно — трогательные зарисовки о подельчивости  дядюшки Зуя (Владимир Горянский), так и оставшегося без кусочка дефицитной клеенки для украшения обеденных столов. Об учительнице (Светлана Штанько), покорившей пониманием не жаждущего знаний первоклашку (Александр Комаренко) и научившей вместо замков из расплывающейся жижи главной лужи села писать буквы. А понимание значимости этого умения пришло, когда машины стали через лужу проезжать медленно, чтобы ее волнами надпись не разрушить. Титульная повесть «Кепка с карасями», возможно, не стала программно эффектной, но рассказ о внутреннем молчании, о душевной сонастройке незнакомых людей почему-то сильнее всех других породил желание перелистать подобные моменты своей жизни.

Странные люди, странные артисты, странные режиссеры и весь этот театр странный, здесь до сих пор живут «капустники» к праздникам и  дням рождения, здесь  странным образом все разные, неповторимые, яркие охотно сливаются в ансамбли спектаклей.

Странно, удивительно, прекрасно, что в таком большом коллективе каждый — личность, персона, целая страница романа жизни Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра.

КСТАТИ

35 лет назад состоялась первая премьера Театра драмы и комедии (21 апреля 1979 года на сцене Республиканского театра кукол был показан спектакль «Высшая точка — любовь» по пьесе современного одесского драматурга Родиона Феденева в постановке Эдуарда Митницкого). Новый киевский театр, возникший на волне демократических преобразований в социалистическом тоталитарном государстве, одним из первых в нашей стране заговорил о проблемах современного общества, заявив новый, свободный, полемический стиль общения театра и публики. И сегодня Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра, возглавляемый основателем и бессменным руководителем Э.М. Митницким, несмотря на свой академический статус и 35-летнюю историю, отличает искренность в обращении к зрителям и открытость диалога с миром. Его спектаклям присущи страстность, публицистичность, желание постигнуть трагизм своего исторического времени, разобраться в сложных лабиринтах человеческого сознания, заглянуть в глаза герою-современнику, понять и предугадать его личностную катастрофу. Крепкая режиссура, профессионализм актеров, пьесы на актуальные темы, новаторские интерпретации мировой и национальной классики сформировали узнаваемый стиль трупы и снискали театру репутацию одного из лучших театров Киева.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать