Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сын за отца...

Кирилл КАРАБИЦ — о донбасских корнях, украинской вселенной и мировой музыкальной конъюнктуре
14 января, 11:55
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Одним из самых резонансных событий в прошлом году стало первое исполнение в нашей стране монооперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (см. «День» №243, 2014 г.). Этот подарок меломанам сделал известный в мире украинский маэстро Кирилл КАРАБИЦ (при поддержке дирекции Национальной филармонии  и Посольства Венгрии в Украине) вместе с музыкантами Национального симфонического оркестра Украины, а  солистами выступили талантливые венгерские певцы, лауреаты многочисленных международных конкурсов Андреа Санто (Юдиф) и Кристиан Чер (Герцог).

Барток — известный колорист, один из предвестников новейшего для его времени стиля неофольклоризма, где свежайшие композиторские достижения объединились с ритмо-интонационными принципами венгерской народной музыки, что создало невиданный до того времени высокохудожественный «конгломерат». Солисты и Национальный симфонический оркестр отлично справились с непростой задачей, публика была в восторге от весьма интересной музыки и яркого искусного исполнения. По окончании выступления «День» пообщался с Кириллом Карабицем.

«ОРКЕСТР  — ЭТО НЕКИЙ «СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕСТВА»

— Кому принадлежит идея исполнения оперы Б. Бартока в Украине?

— Идея моя. Свою дирижерскую карьеру в юности  начинал в Будапеште (был ассистентом знаменитого дирижера Ивана Фишера). Там  впервые  услышал оперу «Замок герцога Синяя Борода» и увлекся идеей исполнить ее в Украине. Это произведение принадлежит к лучшим в творчестве Белы Бартока, и является своего рода «фишкой», как говорят дирижеры — «хлебом с маслом» для венгерской музыки. Опера часто звучит в разных странах мира, ее везде хорошо воспринимают, хотя это произведение требует от слушателя определенной подготовки и знания. В один из моих приездов в Украину мы с директором Национального симфонического оркестра Александром Горностаем обратились в Венгерское посольство и там нашли понимание и согласие привезти солистов (их, кстати, я также выбрал сам — руководствовался не только их вокальными способностями, но и проникновением в материал, перевоплощением).

— Довольны ли вы исполнением оперы?

— Да, очень доволен. Конечно, хотелось бы дать подстрочный перевод текста для лучшего понимания произведения, однако  мы решили ограничиться коротким переводом сюжета. После спектакля Кристиан Чер признался, что, по его мнению, это было наиболее глубокое исполнение произведения, при его участии — для меня это был наибольший комплимент!

— Вы не первый раз работаете с Национальным симфоническим оркестром Украины.

— На этом оркестре я практически вырос, я очень люблю этот высокопрофессиональный коллектив. Поражен, как музыкантам удается поддерживать свой высокий исполнительский уровень, не имея собственного помещения, репетиционной базы (уже много лет Национальный оркестр проводит репетиции в Малом зале филармонии, который он делит с Духовым оркестром. — И.С.). А это же Национальный оркестр, то есть — лицо страны! Уверен, что даже и в непростых условиях можно найти выход... Кстати, когда 20 лет  назад в аналогичной ситуации оказался Российский национальный оркестр — им отдали старый кинотеатр, а уже потом его переоборудовали под концертный зал...

— У вас гастрольный график расписан далеко наперед?

— По крайней мере, до деталей знаю свой график до июня 2017 года — то есть на два с половиной года. В начале января  проведу неделю в Осло — там состоится мой дебют с местным филармоническим оркестром. Следующая неделя — в Мадриде — с Оркестром радио. Дальше — Великобритания — с моим Борнмутским оркестром. Мы исполним Вторую симфонию Шумана. Потом — вновь Испания — симфонический оркестр Бильбао. Неделю буду работать с Национальным оркестром города Лилль (при случае отмечу, что во Франции есть несколько национальных оркестров). Потом  опять Борнмут — будем исполнять Симфонию Кшиштофа Пендерецкого. В марте концерт с Симфоническим оркестром Би-Би-Си — кстати, там также будет «Замок герцога Синяя Борода», но уже с другими солистами. А в июне — 6 спектаклей «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в Гамбургской опере...

— График у вас очень напряженный... города и страны меняются, словно в калейдоскопе. Вас не напрягает такая распланированная жизнь?

— Это дает ощущение стабильности, жизнь выглядит системной, организованной. В то же время — это все разные коллективы, разная — преимущественно любимая — музыка. Конечно, где-то придется балансировать. К счастью, еще остается Украина, где все — непредвиденно, проекты возникают спонтанно, будто «вдруг». Конечно, это вносит элемент «приятной неожиданности»...

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

 

— Кстати, будучи гражданином мира, вы кругом позиционируете себя украинским дирижером...

— Конечно! Но не только позиционирую. В последние дни декабря дирижировал в Харьковской опере — прошел концерт «Классическая феерия» (выступал  с местным оркестром и зарубежными солистами). Мы играли Девятую симфонию А. Дворжака, Двойной концерт М. Бруха и «Цыганку» М. Равеля.

— А какую музыку сегодня играют и слушают в Европе?

— В приоритетах оркестров — диалог со слушателем. В условиях всемирного кризиса оркестры борются за публику, заботятся о заполнении залов. Конечно, это отражается на репертуаре. Например, Борнмутский оркестр лишь наполовину финансируется государством, а остальные деньги коллектив должен заработать сам или найти спонсоров... Итак, приходится учитывать вкусы публики, апеллировать к разным группам — молодежи, пенсионерам и тому подобное... Так, Борнмутский оркестр считается одним из самых активных и наиболее «востребованных» в Англии. С октября по май там действует абонемент: каждую среду оркестр выступает с новой — часто тематической — программой, а по четвергам, пятницам, а иногда и субботам выезжает в окружающие города и местечки, фактически охватывает весь юго-западный регион. Вообще, оркестр  — это некий «социальный механизм для улучшения общества». Он должен не только улучшать настроение и приносить эстетическое наслаждение, но и просвещать, образовывать... Иногда специально организуются выезды оркестра туда, где люди не имеют возможности его услышать... Однако в Англии публика консервативная. Там считается обязательным посетить концерт с заезжими солистами, притом, чтобы музыка была очень известной. Преимущественно это — классические шедевры, такова у них ментальность, в отличие от нашей. Например, у нас меломаны больше идут на незнакомую музыку. Так что я вынужден «настраиваться» на соответствующий лад. Хотя, мне удалось «продвинуть» Пендерецкого...

— Такая ситуация во всем мире?

— Нет! В Германии существует 100-процентное государственное финансирование, поэтому там возможно предлагать собственные проекты. Конечно, это там, где меня уже знают и доверяют.

«ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ МАЙДАН СТАЛ НАСТОЯЩИМ ПРОРЫВОМ»

— А как с украинской музыкой?

— Она там совсем неизвестна. Однако мне удается исполнять, в частности, произведения Бориса Лятошинского, хотя это и совсем непросто. В частности, недавно с его поэмой «Гражина» мы с молодежным оркестром «I, culture» объехали 6-7 стран. Это — проект Польского Института Адама Мицкевича, распространенного на «Страны восточного партнерства».

— Изменилась ли хоть немножко ситуация после нашего Майдана?

— Практически нет. Я был здесь во время Майдана, поддерживал его. Много чего пришлось самому переосмыслить, ведь мои корни — на Донбассе. Мой папа (известный украинский композитор Иван Карабиц, который рано ушел из жизни. — И. С.), родился в местечке Ялта на Донетчине... Конечно, я переживаю за страну, глубоко чувствую его последствия. Украина ныне оказалась «в подвешенном состоянии». И это, в первую очередь, бьет по культуре. Очень хотелось бы, чтобы Майдан стал настоящим прорывом, но в реалиях пока еще вовсе не понятно, куда страна движется. На моей повседневности это не отразилось..., а вот на чувствах... Ныне я с Борнмутским оркестром осуществляю большой проект по записи всех симфоний Сергея Прокофьева. Напомню, что он родился в усадьбе Сонцовка на Донетчине и здесь прожил до 18 лет, именно здесь были написаны его ранние симфонии, о чем никто не знает.

— А кто записывает?

— Известная рекординговая компания «Оникс». Соответственно мы создаем вокруг этого широкую PR-кампанию. Жаль, но фактически «накрылся» проект создания кинофильма о детстве и юности Прокофьева на Донетчине... Кто же сегодня рискнет туда поехать?

— 17 января вашему отцу, известному композитору Ивану Федоровичу Карабицу,  исполнилось бы 70 лет. Вы планируете как-то почтить память маэстро?

— Да, в Украине состоится серия концертов его памяти, планируем издание книги об Иване Карабице, которую написала известный украинский музыковед Любовь Кияновская.

— Когда-то Иван Федорович предрекал: «Кирилл! У тебя широкие плечи. Не бойся их расправлять...». Вы чувствуете его влияние по жизни?

— Определенно. Все, что у меня было им заложено — работает. Я это очень хорошо чувствую.

— Говорят, каждый человек в жизни обязательно должен сделать три вещи... Дом построили (фактически перестроили старенькую родительскую хатку-дачу. — И. С.). А как удается воспитывать сына Ивасика?

— Он у нас трехъязычный: с мамой Николь говорит по-французски, со мной — на украинском и русском языках. Хотя ему только 4 года, он в Париже ходит в украинскую школу — изучает песни, стихотворения, сказки. Каждый раз с удовольствием едет в Киев в гости к бабушке (известному музыковеду, профессору Национальной музыкальной академии Марианне Копыци. — И. С.)

— А что касается деревьев?

— Я стремился максимально сохранить сад отца. Но некоторые деревья уже очень старые, что-то подмерзло. Весной планируем почистить его и посадить что-то новое.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать