Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Вавилон» начинался с литературных вечеров и вертепов

Уникальный студенческий театр Института украинской филологии Национального педагогического университета им. Драгоманова — отмечает юбилей
29 ноября, 11:57
ИРИНА САВЧЕНКО

Студенческий самодеятельный театр «Вавилон» Института украинской филологии Национального педагогического университета им. Драгоманова был создан осенью 2002 года по инициативе заместителя декана Института украинской филологии доцента Инны Петровны Галак и доцента кафедры украинской литературы Ирины Витальевны Савченко. Организован он с целью предоставить творческой студенческой молодежи возможность реализовать свой художественный потенциал, а также пропагандировать среди студенчества лучшие произведения украинской классики и знакомить с современным литературным искусством Украины. Бессменным художественным руководителем и режиссером театра является Ирина Савченко. Первое выступление коллектива состоялось 13 декабря 2002 года в Музее выдающихся деятелей украинской культуры по случаю дней памяти М.Старицкого, где была представлена литературно-музыкальная композиция и отрывки из комедии «За двома зайцями», которую одобрительно восприняли зрители. В настоящее время в репертуаре театра представлены спектакли: «Блаженний острів Савватія Гуски» по пьесе «Так загинув Гуска» Мыколы Кулиша, «Повернення в нікуди» по пьесе Неды Нежданой, «Ромео и Жасмин», «Сім кроків до Голгофи» драматурга Олега Гончарова. По инициативе театра основаны в Киеве два фестиваля — «Рождественская звезда» и «Перевоплощение».

— Мы начинали с обычных литературных вечеров и вертепов, — вспоминает Ирина САВЧЕНКО. — На сегодня мы работаем как театр (за последний год имеем функции студии). Кроме постановки спектаклей занимаемся пластикой, хореографией, сценическим языком, актерским мастерством. Каждая репетиция у нас начинается с актерских тренингов. Теперь можем достойно представлять наш университет в самодеятельном театральном пространстве.

С 2009 года принимаем участие в фестивале «Киевская театральная весна». На этом форуме «Блаженний острів Савватія Гуски» по пьесе «Так загинув Гуска» Мыколы Кулиша получили почетную награду — «Спектакль года». За последние два года мы участвовали во многих фестах: «Простір» в Чернигове, «Артист» в Луганске, «Березневі коти» в Ужгороде, «Театральний куфар» в Минске, «Південні маски» в Николаеве, Одессе, Коблево, а домой привезли немало наград и призов.

Так, на «Південних масках» получили «Золоту маску» за спектакль «Повернення в нікуди» по пьесе Неды Нежданой. На фестивале «Простір» он также отмечен дипломами: «За лучшую режиссуру» и «За лучшую сценографию». В Днепропетровске на международном фестивале «Рампа» за спектакль «Ромео и Жасмин» наш актер Дмитрий Пустовит получил приз «Лучшая мужская роль».

— Из названий спектаклей видно, что вы ориентируетесь на украинский репертуар.

— Мы работаем исключительно только с украинской драматургией! Стараемся не брать даже переводов пьес. В нашем репертуаре есть лишь одно переводное произведение украинского драматурга Олега Гончарова. Кстати, его пьеса «Сім кроків до Голгофи» никогда не ставилась в театре. Сначала она писалась на русском языке, но есть авторизованный украинский перевод.

— Ваши актеры — студенты университета. По окончанию учебы они покидают театр, и коллектив меняется?

— В этом проблема всех студенческих театров. В настоящее время у нас работает четвертый состав актеров. Выпускникам остаться в театре трудно. Кое-кто пробовал работать и играть в театре, но их хватает на полгода... Сейчас я сознательно в новом спектакле пятый курс не занимаю. У нас были случаи, когда готовился спектакль, игрался один раз — и все! Для самодеятельного театра поставить спектакль — это затратно и по времени, и по энергии, и финансово... В нашем коллективе дружеские отношения. Мы часто ездим на экскурсии, проводим вместе выходные. Ходим на фестивали, на спектакли, выставки. Самое важное то, что студенты начинают дружить друг с другом. Это не только общие интересы, они находят другие точки соприкосновения. Даже те, кто уходит из театра, не теряют между собой связей.

— Если вспомнить важную просветительскую миссию «Школьного театра» в прошлом, можно ли сравнить с тем театром сегодняшний университетский театр?

— Как преподаватель, смотрю на это занятие с практической точки зрения. Во-первых, театральное дело, особенно в педагогическом учебном заведении, должно стать серьезной составляющей воспитания учителя. Сцена позволяет человеку избавиться от определенных комплексов. Исчезает барьер между аудиторией, страх перед большим количеством людей. Человек может раскрыться. Но кроме этого, на сцене учимся стоять, ходить, жестикулировать, говорить, формируем силу голоса, подачу звука. Это собственно все то, что делает каждый учитель перед классом. Урок — тоже сцена, и педагог должен сыграть свою роль от начала до конца и не фальшивить.

Беда нашего общества, что всякая самодеятельность, не только театр, не замечена им. А это должно быть идеологией государства. Например, в прошлом году возила наш вокальный ансамбль в Литву на фестиваль народного искусства. И была поражена, что у них, начиная с ПТУ и заканчивая национальными университетами, есть танцевально-вокальные ансамбли до ста человек! Ученики одеты в замечательные костюмы. Там тратятся деньги на руководителей. Организаторы фестиваля сообщили, что политика их государства — беречь народное искусство. Уметь танцевать национальную польку обязан каждый гражданин Литвы! Так же и в Грузии. Такой подход очень продуктивен. Нам этого не хватает — стержня, идеологии. Эта платформа, идеология не выработана как единое целое. То есть каждый что-то делает, но общей системы нет. Например, в Киеве есть Владимир Иванович Федоров — профессиональный режиссер, заведующий театральным отделом при Центре самодеятельного творчества. Он доцент Национального университета театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого. Именно он всех собирает на фестиваль «Киевская театральная весна», посещает наши спектакли, дает возможность сотрудничать, делать общие проекты. Благодаря ему мы сейчас делаем театрально-хореографический социальный проект с театральным хореографом Борисом Борисовым.

Любительский актер не играет техникой, которой ему недостает, он играет сердцем и душой.

— У вас были случаи, что актеры-любители пожелали получить профессиональную подготовку — дипломы актеров, режиссеров, дикторов?

— Несколько девушек работают на телевидении («1+1», «Пятом канале») — делают репортажи. И я вижу, что они много чего взяли для себя в нашем театре. А еще одна девушка учится в Киевском национальном университете культуры и искусств на актерском отделении. Она у нас играла полтора года, потом перевелась на заочное отделение и поступила параллельно на актерский курс. В этом году двое ребят пробовали поступать на творческие профессии. Один — на дикторский, другой — на режиссуру театра. Но по стечению объективных обстоятельств они не поступили. По-видимому, так должно было случиться... Сейчас они продолжают играть в нашем театре.

— Почему вы назвали студенческий театр «Вавилоном»?

— Наш коллектив организовывался во время расцвета театральных и литературных гостиных. Один из актеров предложил назвать театр «Вавилоном» и всем понравилось — звучно и патетически. Потом мы подвели под это название свою идеологию. Нас часто спрашивают, не боялись ли мы так назвать театр, ведь Вавилон распался? А я всегда говорю, что свой Вавилон мы строим. Все мы разные, говорим на разных языках, но ищем пути единения. Если вавилоняне начинали с одного языка, а затем разошлись, то мы идем другим путем. Мы собираем разных людей по эмоциональности, духовности, воспитанию. Ищем общие точки соприкосновения и вырабатываем общий язык общения. Поэтому пока эта идеология существует и участники ее понимают, до тех пор наш «Вавилон» стоит.

Для меня он не только часть моей жизни, ведь подстраиваю распорядок, бюджет, эмоциональные расходы под театр. Проведенные здесь часы снимают стрессы, нужно быть максимально честными, и нет времени расслабиться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать