Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Я не устал влюбляться в жизнь»

11 мая Николай Рушковский отметит 90-летие
07 мая, 12:11

К этой знаменательной дате Издательский дом «Антиквар» подготовит книгу воспоминаний народного артиста Украины, профессора, лауреат Шевченковской премии. А 15 мая состоится бенефис Рушковского — юбиляр выйдет на сцену Национального театра русской драмы им. Леси Украинки в роли Фирса в спектакле «Вишневый сад».

Если бы Николай Николаевич был только участником Второй мировой — или только актером, отдавшим театру свыше 60 лет, — или только педагогом, выпускающим ныне свой 13-й (!) актерский курс, — или только театральным деятелем, «крестным отцом» многих важных начинаний, — или только импозантным, статным кавалером, не разменявшимся на сиюминутные «искушения» и пребывающим в прекрасной для своих лет форме, — он и тогда заслуживал бы всеобщее уважение. Но самое замечательное — то, как гармонично в нем это сочетается!

...Все, что связано с войной, сегодня воспринимается нами болезненно. И оттого особую ценность имеют непосредственные ощущения, незапятнанные репутации, чистый взгляд. Все это присутствует в воспоминаниях Н. Рушковского. Он — один из немногих остающихся сегодня с нами реальных участников боевых действий, в отличие от фейковых «ветеранов ВОВ», «расплодившихся» в последнее время. Первые годы войны для Николая — это работа в колхозе и на заводе (поскольку ему на тот момент уже исполнилось 17, то смена длилась, как у взрослых — 12 часов), затем — фронт. Боевой путь Рушковсого начался в конце 1943-го — под Киевом (судьба описала круг, вернув его сюда в 1952-м уже актером — в Театр русской драмы им. Леси Украинки). «Нашу 32-ю гвардейскую бригаду, сформированную из восемнадцатилетних мальчишек, (...) отправили поездом через Днепр в Святошино, на окраину Киева — сильно разрушенного, зимнего, малолюдного», — пишет Николай Николаевич. А потом — Тернопольский «котел», Золочев, Броды, Львов, Яворов и через Польшу — на Берлин. Сначала в составе боевого расчета «катюши», потом — телефонистом взвода связи управления бригады в составе 1-го Украинского фронта... И при этом — всего одно ранение, к тому же, легкое. У судьбы явно были в отношении него другие, далеко идущие планы.


БОЕВОЙ ПУТЬ РУШКОВСКОГО НАЧАЛСЯ В КОНЦЕ 1943-ГО — ПОД КИЕВОМ / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА НИКОЛАЯ РУШКОВСКОГО

 

Еще одно интересное пересечение во времени и пространстве: гораздо позднее Рушковский дважды сыграет в кино того самого генерала Москаленко, командующего 38-й армии, под началом которого весной 1945-го совершал бросок через горы, спеша на помощь Словацкому восстанию.

«9 мая, когда, наконец, пришло долгожданное известие о победе, мы оказались, по сути, в чистом поле — в Судетах, среди хуторов, мирно пасущихся коров и аккуратных домиков с бассейнами, в которых плавали бидоны с молоком. Место было очень красивое. Горы, роднички, чистое голубое небо... Это было такое выстраданное и долгожданное счастье, что мы ночью выскакивали на улицу и от радости палили в воздух из карабинов и автоматов. 11 мая 1945 года я проснулся под нашей боевой машиной. Было ясное весеннее утро. Сел в тенечке и думаю: «Вот мне и 20 лет». (...) Когда кончилась война, и я рвался на «гражданку», мне казалось, что годы, отданные армии, — пропавшие годы. Не то, чтобы деградация, но определенная остановка в интеллектуальном развитии. Позже, когда стал профессиональным актером, а затем и педагогом театрального института, я осознал: в те годы заложилась «копилка эмоциональной памяти», из которой брал и беру по сей день для своего дела», — подытоживает Николай Николаевич этот важнейший этап своей биографии.

С легкой руки Рушковского ушли в «большую жизнь» не только актеры, но и целые театры: при его активнейшем участии были созданы сначала «Сузір’я», а позднее — Новый драматический на Печерске, основой для которого стал выпуск 1999 года причастен он и к рождению Черниговского молодежного

А дальше — учеба в Школе-студии МХАТ, общение с живыми театральными легендами, и — первый и единственный театр в жизни Рушковского, Киевский им. Леси Украинки, на сцену которого он выходит и сегодня. «Когда педагог по истории западного театра познакомил нас с мифами (...), я узнал, что есть такая река Стикс, через которую лодочник Харон перевозит души. Тогда я для себя определил: к концу жизни надо иметь три-четыре роли, которые плохими даже враг не сможет назвать. Смею думать, уже достаточно набралось, но я пока не спешу к Харону». Если точнее, всего ролей «набралось» около ста, и многие из них остались в истории и в памяти киевских театралов. Так, после его Ромео поклонницы даже украли из театрального фойе портрет актера. И хотя спектакль шел недолго, рассказы о нем передавались из поколения в поколение этих самых поклонниц.

Если же попробовать составить рейтинг из виденных мною работ Н. Рушковского, то в ТОП-пятерку войдут (не претендую на истину в последней инстанции — вкусы ведь у всех разные): «обаятельный мерзавец» Брызгалов из «Кафедры» Валерии Врублевской, Доменико Сориано из «Филумены Мартурано» Эдуардо де Филиппо (в замечательном партнерстве с Адой Роговцевой), еврей-оценщик Грегори Соломон в «Цене» Артура Миллера, Пер Гюнт в одноименной музыкально-драматической композиции по драме Эдварда Грига на сцене Филармонии и лорд Честерфильд в спектакле театра «Сузір’я» «Когда лошадь теряет сознание» по пьесе Франсуазы Саган...


СЕГОДНЯ ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ЖИЗНИ НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА — ФИРС В ЧЕХОВСКОМ «ВИШНЕВОМ САДЕ». ИМЕННО ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ БУДУТ, КАК ГОВОРИЛИ В СТАРИНУ, «ДАВАТЬ В БЕНЕФИС» АКТЕРА В ЕГО РОДНОМ ТЕАТРЕ 15 МАЯ / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

 

Сегодня главная роль в жизни Николая Николаевича — Фирс в чеховском «Вишневом саде». Именно этот спектакль будут, как говаривали в старину, «давать в бенефис» актера в его родном театре. «Фирса я начал репетировать в 85. Когда был молодым и слышал, как в интервью артисты говорили: «Моя лучшая роль еще не сыграна», — думал, кокетничают. А в итоге так и получается...»

Педагогика — вторая важнейшая составляющая в жизни Николая Николаевича. Легендарный русский актерский курс он ведет в Национальном университете театра, кино и телевидения имени И. Карпенко-Карого с 1963 года. «Моя жена не зря шутит: «Хотите заставить Рушковского улыбнуться — заговорите с ним о его студентах». Педагогическая работа — часть меня. В 1960-е, когда я начал преподавать, в театре спрашивали: «Зачем тебе это нужно»? Но я все правильно сделал. Если бы не состоялся как преподаватель, то, наверное, не было бы меня и как актера».

Назовем лишь некоторые имена учеников Рушковского, прекрасно известные в профессиональной и зрительской среде: Татьяна Стебловская, Наталья Ковязина, Наталия Кудрявцева, Татьяна Печенкина, Ксения Николаева, Виктор Кошель, Валерий Легин, Ксения Архангельская, Наталья Сумская, Валентина Гаркуша, Сергей Сипливый, Лев Сомов, Наталия Доля, Анжелика Гирич, Андрей Саминин, Катерина Кистень, Игорь Рубашкин, Олеся Власова... Черниговским театром им. Т. Шевченко руководит Андрей Бакиров, Новым драматическим театром на Печерске — Александр Крыжановский, театром «Актер» — Игорь Славинский (он же подхватывает эстафету и в педагогической мастерской).

С легкой руки Рушковского ушли в «большую жизнь» не только актеры, но и целые театры: при его активнейшем участии были созданы сначала «Сузір’я», а позднее — Новый драматический на Печерске, основой для которого стал выпуск 1999 года причастен он и к рождению Черниговского молодежного. И еще один немаловажный момент: будучи председателем Киевского отделения Союза театральных деятелей, Николай Николаевич был одним из «отцов-основателей», а затем — многолетним сопредседателем оргкомитета премии «Киевская пектораль», все связанное с которой будоражит театральную общественность вот уже почти четверть века.

«Судьба была ко мне благосклонна. В своё «оправдание» хочу сказать, что и я судьбу не искушал. (...) Счастлив, что у меня замечательные выпускники, хорошая семья (жена, Изабелла Ильинична Павлова, выходила с ним на одну сцену больше полувека), дорогие правнуки, внуки, сын (известный журналист Андрей Рушковский), профессиональными успехами которого я горжусь. Еще я очень рад, что делал добро для людей, их благодарность и внимание я постоянно ощущаю.

Моя жизнь не была легкой и сладкой. Но главное, что я не устал еще, образно говоря, влюбляться в жизнь, с интересом в ней участвовать, радоваться ее живым и искренним проявлениям», — так заканчивается книга Рушковского.

Жизнь продолжается! И так мало в ней людей, которым хочется по-хорошему поражаться, с которых хочется брать пример, что они обязательно, непременно должны быть с нами как можно дольше.

P. S. Фрагменты рукописи воспоминаний Н. Рушковского любезно предоставлены Издательским домом «Антиквар»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать