Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Загадочные нэцкэ

Благодаря украинским специалистам Восток стал нам чуть ближе
19 октября, 00:00

Анализируя ситуацию в Украине и странах бывшего СНГ, нетрудно заметить, что специализирующихся на восточном искусстве (в частности, японском) культурных фондов или же общественных организаций, в принципе, не существует. В этом отношении «Украинское общество нэцкэ» уникально. «Все должно быть комплексно, очень важно знать религию, мифологию, историю всего Востока в целом, — говорит президент общества Александр Деркаченко. — Потому что многие наши соотечественники до сих пор всерьез считают, что нэцкэ — это пуговица»...

Нэцкэ — предмет страсти для коллекционера и выгодный бизнес для профессионального арт-дилера. Стоимость современной фигурки нэцкэ колеблется от нескольких сотен долларов до нескольких тысяч. Антикварные образцы ценятся значительно дороже. Например, на лондонском Sothеby’s эстимейт нэцкэ работы японского мастера Kaigyokudo Masatsugu составил $213000. Опытные коллекционеры, как правило, собирают нэцкэ по хронологическому и тематическому принципам, или же покупают произведения резчиков определенной школы. Для мастера же, крохотная фигурка нэцкэ — это возможность продемонстрировать всему миру свое поистине виртуозное искусство.

В 2003 году состоялся совместный проект Киевского музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко и «Украинского общества нэцкэ». Это была выставка древних нэцкэ известных японских мастеров, цуб из запасника восточного отдела музея, и лучших авторских работ Александра Деркаченко, Галины Мудровской, Анатолия Тарапаки, Сергея Иващенко, Гай Р.Шо, Корнеля Шнайдера. Несмотря на то, что изначально выставку планировали на две недели, экспозиция, на которой было огромное количество посетителей, продержалась пять недель.

Шедевры украинских и зарубежных мастеров из галереи «Нэцкэ» принимали участие в выставке 2006 года «Нэцукэси: мастера нэцкэ», посвященной Фестивалю японской культуры в Украине.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

История возникновения нэцкэ, как вида прикладного искусства, уходит корнями в далекую древность. Специфика кимоно исключает возможность прятать в карманы кисеты с табаком, инро, кошельки, ключи и письменные принадлежности. Издавна все эти чрезвычайно необходимые хозяину вещи привязывались специальным шелковым шнурком к поясу кимоно, на котором фиксировались с помощью брелока-противовеса. История ношения поясных брелоков существовала во многих культурах мира: известно, что в древнем Китае их изготовляли в третьем веке до нашей эры. В период династии Минь (1368—1644гг.) резные брелоки имели несколько названий: чжуй-цзы и пэй-чуй. Вероятно, именно они и послужили впоследствии прототипами японских нэцкэ.

Впрочем, в Японии утилитарную функцию противовесов поначалу исполняли ничем не примечательные кружочки из бамбука. Изготовление же резных фигурок небольшого размера (от двух до семи сантиметров) началось лишь в середине XVI века, и получило широкое распространение в период Токугава (1603—1868гг.) От другого типа японской мелкой пластики — окимоно, фигурка нэцкэ отличается сквозным отверстием «химотоши», в которое продевались концы шнура, привязанного, в свою очередь, к широкому поясу «оби».

Интересно, что первые нэцкэ древние мастера изготовляли из древесных корней, раковин, и даже тыкв. По мере роста популярности нэцкэ, их стали вырезались из дерева (груши, сливы или самшита) рога носорога, зуба кашалота и кости кита-нарвала, а также мамонтовой, слоновой и моржовой кости. Стремясь к декоративным эффектам, мастера использовали дорогостоящие полудрагоценные поделочные камни: яшму и «императорский» нефрит, морские кораллы и пластинки черепахового панциря. Иногда нэцкэ изготовлялись из металла, который после окончания работы покрывали эмалью. Самые изысканные нэцкэ созданы из очень хрупкого сырья — фарфора и янтаря.

Дороговизна материала, замысловатость и изысканность сюжета древних нэцкэ были напрямую связаны с социальным статусом их владельца. Кроме того, форма и тип нэцкэ тоже зачастую диктовались вкусом заказчика — поэтому, для бесшабашных и азартных игроков, мастера вырезали нэцкэ в форме змеи и черепа, поклонники театра приобретали нэцкэ с масками актеров театра. А купцы предпочитали носить у себя на поясе фигурку бога богатства. В целом же, фигурки нэцкэ традиционно имеют символику пожелания счастья их владельцу, очевидно поэтому знаменитые «Семь богов счастья»: Бисямонтэн, Бэндзайтэн, Дайкоку, Хотэй, Фукурокудзю, Дзюродзин и Эбису, пользовались огромной популярностью среди всех японцев, как своеобразные обереги и амулеты. Фигурки животных — Крысы или Мыши, олицетворяющей зажиточность и домашний очаг, Кота, символизирующего благополучие и долгую жизнь, или лунного Кролика Усаги-Цукино со ступкой, готовящего волшебный эликсир бессмертия — имели неизменный успех. Самым же сильным амулетом, приносящем владельцу удачу, богатство и власть, считались нэцкэ в виде могущественного покровителя императорского дома — Дракона Риндзин.

ШЕДЕВРЫ РЕЗНОЙ ЯПОНСКОЙ МИНИАТЮРЫ

В период своего расцвета, нэцкэ имели множество видов, различных по форме и декоративному оформлению. Наиболее визуально эффектный и чрезвычайно популярный среди коллекционеров тип нэцкэ — «катабори». Это трехмерная фигурка мифического персонажа или животного, которая, к слову, очень часто воспроизводится и современными мастерами. Другой тип нэцкэ — «кагамибута» — мастера создавали в виде небольшой чаши, которая закрывалась крышкой, украшенной золотом или перегородчатой эмалью. Именно к внутренней стороне этой крышки, отполированной до зеркального блеска, и крепился специальный шнурок, на котором кагамибута подвешивалась к поясу кимоно. На плоских овальных нэцкэ, повторяющих форму рисового печенья «мандзю» (от которого они и получили свое название), мастера вырезали сюжетные сценки с мифологическими героями или животными. На нэцкэ типа «рюса» традиционно изображались цветочные орнаменты, птицы и арабески...

На XVIII век приходится настоящий пик популярности нэцкэ. Появляются специализированные цеха резчиков нэцкэ, а имена наиболее известных мастеров — у всех на слуху. В этот период официально зарегистрированы работы более чем двух тысяч профессиональных мастеров-резчиков. Современным антикварам и специалистам-экспертам хорошо знакомы имена самых известных создателей нэцкэ — Томоказу, Йошимура, Кайгокусаи, Томотика, Масанао, Масака, Томотада и др. Лучшие образцы нэцкэ отличаются продуманной архитектоникой и пропорциональностью, тщательной проработкой деталей и фактуры. Для истинного шедевра характерна сложная продуманная композиция, которую можно рассматривать со всех сторон, большую роль играют глубина рельефа и свето-теневые контрасты. С помощью золочения и лакировки мастера стремились акцентировать внимание зрителя на любопытных деталях.

Среди наиболее известных крупных коллекционеров на Западе — американец В. Бошар, начавший собирать свою коллекцию в 1945 году, во время своей военной службы в Японии. Впоследствии, он навсегда там поселился, и путешествуя по провинции, сумел собрать самую крупную в мире частную коллекцию японских нэцкэ. Как истинный поклонник японского искусства, Бошар сам написал ряд статей про нэцкэ, а также перевел на английский язык работу известного японского искусствоведа У. Рейкики. К сожалению, огромная и очень ценная коллекциия В.Бошара не сохранилась в своем первоначальном виде. Несколько лет назад его наследники распродали всю коллекцию по частям на аукционе Southbey’s.

В Украине один из самых крупных собирателей нэцкэ — Андрей Иванов, его коллекция насчитывает около 600 антикварных экземпляров, датированных XVII—ХХ веками. Широко известен и коллекционер Александр Фельдман: окимоно и нэцкэ в его коллекции датируются XIX — XX веками.

УКРАИНСКИЕ НЭЦКЭ

В 2004 году на базе Украинской общественной организации Нэцкэ в Киеве открылась галерея «Нэцкэ». Подход украинских экспертов к оформлению экспозиции носит поистине европейский характер: все фигурки прекрасно освещены, строго соблюдается температурный и влажностной режимы. В экспозиции — антикварные нэцкэ мастеров Томотика, Хозан, Казумаса. Тойомаса, творивших в период с XVIII по XX век. Значительную часть коллекции галереи составляют работы современных отечественных и зарубежных мастеров, входящих в «Украинское общество нэцкэ». Среди этих работ особенного внимания заслуживают: «Геккон» и «Ящерица на кости» Корнеля Шнайдера (Швейцария), «Глаз шторма» и «Молчаливая флейта Эбони» работы Гая Р. Шо (Великобритания), «Бог счастья Эбису», «Шоки и демоны», сагемоно-ансамбль «Кошка и бабочка» Александра Деркаченко, «Скрипка» и «Пионы» Галины Мудровской, сагемоно-ансамбль «Аист» Анатолия Тарапаки. Рассматривая собственно нэцкэ, незаметно переключаешь внимание и на окимоно, инро, великолепные резные шахматы и шкатулки. Восточная тема отразилась и на большом выборе антикварных вещей — свитков и гравюр, бронзе и фарфоре, скульптуре и мелкой пластике, созданной на протяжении XVIII—ХХ веков.

Общество дает мастерам возможность постоянно выставлять свои работы в галерее «Нэцкэ», выпускает каталоги и буклеты к выставкам, помещает фотографии лучших образцов на нашем сайте в интернете. Сейчас в галерее представлены работы мастеров со всей Украины. Интересно, что большинство этих резчиков — самоучки, потому что школы резьбы нэцкэ как таковой в Украине пока не существует. Кстати, у большинства мастеров, как это ни парадоксально, первое образование — техническое. Возможно, именно поэтому они работают очень детально, скрупулезно, а для этого необходимо огромное терпение. Как правило, на первых порах мастера начинают с доступных материалов — это может быть груша или слива, а позже переходят на твердый, правильно высушенный самшит. По мере того, как приходит мастерство, резчики постепенно переходят на кость.

В витринах галереи сразу обращают на себя внимание работы Александра Деркаченко. Его увлечение нэцкэ началось с хобби — вырезания из дерева маленьких фигурок животных, а со временем переросло в создание профессиональных резных миниатюр. Первая работа Александра Деркаченко была создана в 1990 году, и уже с 1993 года его произведения регулярно выставлялись в художественных салонах Киева, а с 1997 года его авторские работы экспонировались в Австрии, Вене, Gallery Zacke, на Съездах Международного общества нэцкэ в Чикаго, Бостоне, Гонолулу, Сан-Франциско, Майами, Токио и Тибо. Нынче три нэцкэ Деркаченко экспонируются на престижной выставке в Париже.

По преимуществу, Александр Деркаченко создает катабори. Разнообразие мифологических и фольклорных мотивов дарит мастеру огромные возможности для того, чтобы максимально раскрыть в крохотной фигурке все тонкости и нюансы искусства резчика. «Лягушка на бамбуке», «Осьминог в корзине», «Лиса-монах», «Скнюсик»и «Свернувшийся мышонок» свидетельствуют о том, что работа над фигурками животных доставляет мастеру огромное удовольствие. Среди современных мастеров нэцкэ и окимоно Александр Деркаченко — один из самых талантливых и востребованных. Очевидно, поэтому поклонники нэцкэ в разных странах стремятся заполучить его работы в свои коллекции.

Произведения швейцарца Корнеля Шнайдера также составляют гордость экспозиции. Решающим фактором в его творческой карьере стала его поездка в Южную Африку. Эта страна поразила воображение Шнайдера своими культурными традициями и экзотической природой. Именно здесь он увлекся вырезанием миниатюрных скульптур, с помощью самого элементарного инструмента — карманного ножа. По возвращению в Швейцарию, Корнель Шнайдер посетил выставку нэцкэ и сразу же «загорелся» этим искусством (его излюбленные материалы — самшит и янтарь). Другой зарубежный мастер — Гай Р. Шо, родился в Сассексе, Великобритания. Художественное образование он получил в Колледже искусства и дизайна. Свою первую нэцкэ Гай Шо вырезал в 1978 году, после чего регулярно принимал участие в выставках, международных симпозиумах и съездах по искусству нэцкэ. В киевской галерее экспонируются замечательные образцы этого тонкого и лирического мастера — «Молчаливая флейта Эбони», «Глаз шторма», «Бамбук». Натуралистичные, тщательно нюансированные произведения Гай Шо находятся не только в частных коллекциях по всему миру, но и во многих музеях Европы, Америки и Японии. Огромной утратой для поклонников нэцкэ стала преждевременная кончина мастера в 2003 году, однако его работы, как и образцы древних японских мастеров — вне времени.

Творчество украинских мастеров удивляют авторской фантазией и высокотехничным использованием самых разнообразных материалов. Произведения Галины Мудровской, работающей в основном с костью, украшают многие частные и музейные коллекции: в частности, одна из ее работ была приобретена в 1992 году Московской оружейной палатой. Анатолий Тарапака начал заниматься резьбой по дереву с 1978 года, экспонировал свои работы в «Украинском доме». Его произведения разошлись по зарубежным коллекциям, а чудесный сагемоно-ансамбль «Аист» красуется на очень ценном японском кимоно, принадлежавшем известному певцу Кеничи Микава.

Сергей Горьков осваивал технологию резьбы самостоятельно, кроме того, он сам изготовляет все инструменты, стремясь к тому, чтобы его работы «воспринимались как трехмерные гравюры». Анатолий Кравчук предпочитает работать с деревом самшит, сегодня в галерее экспонируется его «Бог богатства Хотэй». Олег Дорошенко работал художником-оформителем на заводе «Арсенал», а с 1990 года начал работать в мастерской при малом предприятии «Пектораль» под руководством Д. Фрида, его работы находятся в Петербургском музее «Петрополь» и «Оружейной палате» в Москве. Сергей Иващенко закончил ювелирное училище, а резьбой по кости стал заниматься с 1990 года. В галерее «Нэцкэ» сейчас экспонируется его «Мышь на кинчаку». Андрей Шилов был модельером на ювелирном предприятии, в 2002 году увлекся резьбой миниатюрных скульптур, его нэцкэ находятся во многих частных коллекциях. Одна из последних работ мастера — нэцкэ «Поросенок» вырезанный из бивня мамонта. Александр Степаненко отдает предпочтение анималистике, с 80-х годов активно сотрудничал с Художественным Фондом Украины. В 2005 году на международной выставке «Лазурная волна» в Одессе он получил второе место за изделие «Великое в малом», созданное в соавторстве со Станиславом Дрокиным.

Для украинских поклонников древнего искусства нэцкэ открылась новая культурная «ниша». В галерее «Нэцкэ» периодически проходят встречи любителей искусства Востока, прийти сюда может каждый: полюбоваться старинными предметами, послушать экскурсию, а может быть, и принести из дома забавную старинную вещицу, купленную прабабушкой, и до сих пор не оцененную по достоинству: специалисты проведут экспертизу, определят ее возраст и вернут вещи истинную ценность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать