Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Искусство без границ!

«Карпатское пространство-2018» — 20 локаций, более 1000 участников
08 мая, 22:42

В Ивано-Франковске отшумел, в прямом смысле этого слова, — III Международный мультидисциплинарный фестиваль «Карпатское пространство». 18 стран, 20 локаций, более 1000 участников, 3 министра, много послов, счастливая франковская и туристическая публика.

Фестиваль, который родился в Ивано-Франковске, в исполнении команды Национальной оперетты Украины (автор идеи — Богдан Струтинский, председатель НСТДУ), Ивано-Франковской ОГА и горсовета, при поддержке Министерства культуры достиг своей цели — представить город как замечательную европейскую, культурную и туристическую локацию, Украину — как открытую для межкультурного диалога страну, а сам форум — как современное пространство для самых актуальных и самых художественных проектов, идей, практик, методов и форм. Как идею искусства без пределов и границ.

На фоне весьма обширной программы (координатор — Оксана Когут) с множеством «изюминок» локаций, вкусов и предпочтений публики, возрастной целевой аудитории и осознанной необходимости (форум министров образования и ректоров творческих вузов, Школа повышения актерского и режиссерского мастерства НСТДУ, дискурс на тему сохранения архитектурного наследия в Украине, дипломатические встречи, презентации, ярмарки, конференции и т. п.) — особо следует выделить театральную программу, которая впервые была представлена в рамках «Карпатского пространства» — эффектную, разнообразную, концептуально понятную, контрастную и вместе с тем целостную.

Итак, в этом сегменте были представлены Венгрия, Беларусь, Грузия, Польша и Чехия. Все пять предложенных фестивалем спектаклей так или иначе связаны с Украиной: будь то режиссер или тема, которую поднимают, — актуальная и близкая нам.

Спектакль «Семья Тотов» режиссера Атиллы Виднянского, которого называют среди лучших европейских режиссеров, — продукция сразу двух театров: Национального венгерского театра (г. Будапешт) и Закарпатского областного венгерского драмтеатра (г. Берегово). Уютный курортный (!) городок, где живет семья добропорядочных бюргеров. И вдруг к ним пожаловал гость — военный, командир сына семейства Тотов — своего рода «зеленый человечек». И постепенно на фоне тихой жизни обычной семьи (художник — Александр Билозуб) рождается диктатура одного болезненного существа, которое в этом реалистическом абсурде создает свой тоталитарный, душный мир. Атилла Виднянский, который в свое время окончил режиссерский курс Киевского театрального института им. Карпенко-Карого, возглавлял театр в Берегово, а в настоящее время — Венгерский Национальный театр, имеет часть украинской ментальности и одновременно европейский опыт, — поставил гротескный, очень точный спектакль с очень удачными актерами. Так было всегда и, к счастью, ничего не изменилось за эти почти 10 лет, когда мы не видели спектаклей этой труппы и этого режиссера.

Таким образом, система координат театральной программы была заявлена весьма мощно. Тему войны, оккупации, потерь и травм, боли и опустошения подхватил на следующий день Тбилисский драматический театр им. Сандро Ахметели с пронзительной, страшной «Колыбельной войне». Здесь не пьесы, а есть интервью детей войны в Абхазии 2008 года, специально записанные под этот проект. Так что и ее жанр обозначен как «голоса потерянного поколения». Это даже не спектакль — это скорее крик, вопль, рефлексия.

Еще один микромир тоталитаризма, неволи, несвободы, удушья неожиданно проявился в белорусском независимом театрально-музыкальном проекте «Из жизни насекомых». 14 стихотворений поэтов ОБЭРИУ и Николая Олейникова, расстрелянного в 1937-м, «оформили» в чрезвычайно изысканный, стилистически выстроенный мультимедийный спектакль с виджеингом в стиле авангарда 1930-х, с оригинально написанной музыкой для фортепиано, скрипки, терменвокса (электромузыкальный инструмент, управление звуком которого происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн) и человеческого голоса. Главную роль блестяще исполнила культовая персона, фронтмен фрик-кабаре «Серебряная свадьба» Светлана Бень. Условные насекомо-бытовые маски и «галантерейный», маньеристский язык — лишь бутафория, сквозь которую внезапно проступает живая интонация и реальные «маленькие» люди, а то, что казалось бессмысленным и смешным со стороны — вдруг становится безвыходным, трагическим и даже страшным: виртуозный баланс между трагифарсом, фарсом и драмой. Это кафкианская тема существа, живущего в бессмысленном мире, такой же бессмысленной, суетной жизнью и погибает в процессе каких-то бессмысленных экспериментов (катастроф), существа вполне незначительного, но по своей способности переживать трагичность своей жизни сравнимого с героями «высоких» трагедий, что было тонко схвачено и воплощено — пластически, интонационно, музыкально и визуально.

Чешский спектакль «Антислова» по Вацлаву Гавелу от независимого театра «Зажигательная компания» — абсолютно феерически фестивальная: смешная, трюковая, гротескная, символическая и ... трагическая. Опять же, за какой-то почти цирковой внешней картинкой (не грани фола сыгранной двумя молодыми актрисами, которые на протяжении спектакля выпивают действительно невероятное количество пива) проступает трагедия интеллигентного, творческого человека в ситуации тоталитарного государства с его системой доносов, унижения, иезуитского издевательства над личностью.

Финал — большой спектакль драматического театра им. Ежи Шанявского из города Плоцк (Польша). Шекспир — «Виндзорские насмешницы». Спектакль, который несколько выбивается из общего концепта театральной программы «Карпатского пространства», дал возможность выдохнуть, посмеяться, расслабиться и познакомил с традиционным польским театром. Однако режиссер спектакля Марек Мокровецкий достаточно остроумно вставил шекспировскую комедию в экспрессию и атрибуты танго, что дает возможность говорить и об определенной современности и о добрых намерениях.

Этот обзор был бы неполным без респектов выставке украинского театрального плаката (кураторы — Лиля Бевзюк-Волошина, Татьяна Зилинская, автор идеи — Богдан Струтинский), которая стоит больших гастролей по городам и театрами Украины с «гала-концертом» оригиналов в Киеве на достойной площадке. Афиши разных времен и регионов, театров и художников, стилей и манер, традиций и знаков эпох. «Космос сценических сюжетов», наша история и контекст. И фундамент всего того, что происходит здесь и сейчас, в частности на фестивале «Карпатское пространство».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать