Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Если о кино говорят, значит оно существует

07 февраля, 00:00

В последнем выпуске «Двойного доказательства» («1+1») речь шла о том, о чем каждый имеет свое собственное суждение, — об украинском кино. В основном страсти разгорались на скамье приглашенных, где плечом к плечу усадили заведомых антагонистов.

Наживку, как всегда, подбросил мастер провокации Дмитрий Корчинский. Подчеркнув, что он единственный в студии не-кинематографист, г-н Корчинский искренне изумился. Во-первых, числу фильмов, снятых за десять лет — их оказалось 300. Во- вторых, тому, что их нельзя посмотреть. И, в-третьих, содержанию некоторых из этих самых трех сотен. В них то чья-то голова появится из унитаза, то кактус не оставит кого-то равнодушным. Ни кассе, ни сердцу. А кому?

Никому — последовал ответ владельца одного из самых «крутых» киевских кинотеатров «Кинопалац». Эти фильмы низкого качества, аргументировал он. В ответ на это живой классик, кинорежиссер Ю. Ильенко, уже год пребывающий в глухой защите по поводу своей «Молитвы о Мазепе», предпочел говорить о неподготовленности зрителя. На защиту режиссера и заодно всего авторского кинематографа со всей мощью своей эрудиции выступил культуролог Вадим Скуративский. Он напомнил, что снятый в 1919 «Кабинет доктора Калигари» остался незамеченным современниками, тогда как сейчас считается классикой. Ему осмелился перечить журналист, тонкий знаток кино Олег Вергелис, напомнивший о провале украинских фильмов в прокате. Дров в разгорающийся костер студийного действа подкинули постановщик «Черной рады», который пожаловался, что его творчество пресса замалчивает, и режиссер из молодых, фильм которого был запрещен к показу Министерством культуры из соображений морали.

Дискуссия на высоких тонах, разгоревшаяся на скамье участников, словно разрядила возможное противостояние между главными участниками прений — представительницей того самого Минкульта Анной Чмиль и столпом отечественного независимого киноменеджмента Александром Роднянским. На этой площадке царила почти благостная атмосфера. Анна Павловна говорила о приоритетах государства в сфере кино. Как всегда — разумно и взвешенно. Единственный раз она позволила себе эмоциональную реакцию, когда призналась, что в конце прошлого года ее постигло разочарование: Украину не приняли в систему EREMA Н E (объединение кинопроизводителей и дистрибьюторов европейских стран. — Ред. ), которая бы давала нашей стране льготы в кооппродукции. И причина этого, по ее словам, была абсолютна иная, чем все, называвшиеся до этого в студии, — репутация страны в мире.

Срез ситуации, который получили зрители благодаря дискуссии, а также емким сюжетам журналистки Зиновьевой, получился фотографически точным. И не безнадежным. Оказалось, что, несмотря на новые времена, цеховые проблемы остались теми же, что и до развала отечественнной киносистемы. Зритель по- прежнему голосует ногами. Денег на гениальные постановки, как и раньше, не дают. Тот, кто распределяет госсредства на кино, всегда неправ. Авторское и дебютное кино должно поддерживать государство, а коммерческое само себя прокормит. Режиссеров- профессионалов нет, толковых сценаристов — и подавно. Для самовыражения нужно ехать на Запад. Зрители следуют своим инстинктам, упрямо игнорируя высокое и духовное. Самовлюбленные творцы сидят в башне из слоновой кости и создают образы извращенцев.

Этот выпуск «Двойного доказательства» напомнил старую литературную байку. После выхода «Двенадцати стульев» группа литераторов под каким-то зданием обсуждала вопрос: Ильф и Петров — это явление или нет? «Явление тем временем спускалось по лестнице. Оно курило», — прокомментировал это один из родителей Остапа Бендера. Так и с украинским кино. Оно существует. И в этом лишний раз убедила излишняя эмоциональность выступавших в «ДД». Отсутствующее явление не вызывает реакции.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Это — из тех же Ильфа и Петрова. И поэтому понятно относительное спокойствие почетного президента «1+1» Александра Роднянского во время дискуссии. Ведь общеизвестен факт, что этот телеканал был основан именно кинематографистами. Особая культура отличает все, что деляется на нем, — от новостийных сюжетов до авторских программ. Здесь во времена, когда все были склонны думать, что «кина больше не будет», были собраны лучшие киносилы страны. Из осуществленных кинопроектов «1+1» — картины Романа Балаяна «Две луны, три солнца», Наны Джорджадзе «1001 рецепт влюбленного повара» (номинация на «Оскар» 1997г.), Режиса Варнье «Восток — Запад» (номинация на «Оскар» 2000г.). На поток поставлено производство телесериалов. Таким образом, телевидение, подытожил прозвучавшее в студии второй ведущий «Двойного доказательства» Анатолий Борсюк (между прочим, кинематографист с 30-летним стажем), в данный момент может стать своеобразной нишей для отечественных кинематографистов. И разговоры о невозможности самореализации художника в Украине могут оказаться рассчитанными на доверчивого слушателя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать