Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Пора выключить информационный «автопилот»

«Чем дальше будет накапливаться усталость общества, тем эффективнее могут становиться вбросы на тему «измены», — Константин РОДЫГИН
21 марта, 18:46

Продолжается третья неделя полномасштабной войны с россией. Оккупанты атакуют не только на военных фронтах, но и пропагандистских, распространяя немало выдумок о «биолабораториях», «боевых наркотиках» украинцев, «зараженных птицах». Среди винничан сеть подорвал скриншот из Твиттера с сообщением о «лаборатории боевых наркотиков» в Мариуполе, но с фотографией винницкого рынка «Урожай». Несмотря на то, что это очевидный монтаж, такой себе стеб (так как картинка более резкая, чем текст на скриншоте, а счетчик лайков и ретвиттов должен быть после картинки, а не перед), изображение мгновенно начали репостить, не вдаваясь в детали и проверки. Безумный поток информации, новостей, сообщений влечет за собой определенный хаос, что-то вроде информационной атаки. Противостоять ей способен тот, кто выключит «автопилот» необдуманных репостов и включит режим критического мышления: достоверна ли эта информация; какая от нее польза и т.д.

О безопасности во время информационной войны в военное время «День» пообщался со старшим преподавателем кафедры журналистики и социальных коммуникаций Донецкого национального университета имени Василия Стуса, кандидатом философских наук Константином РОДЫГИНЫМ:

— По результатам исследования, опубликованного в прошлом году в «Украинской правде», 73% украинских пользователей Фейсбука не соблюдают информационную гигиену. То есть, это готовая потенциальная аудитория для разнообразных манипуляций, атак фейков и медиавирусов. Однако важный момент: в какие-то фейки верят больше, в какие-то меньше, поэтому, собственно, сейчас происходит такая массированная информационная бомбардировка потоком шокирующих историй (что-то где-то и зацепится), пусть даже взаимоисключающих, как это было с версиями о сбитом MH-17. Дополнительный момент этого - попытка похоронить любой намек на правду в информационном шуме, обесценить ее как понятие, чтобы можно было сказать: "Не все так однозначно" и "У каждого своя правда", создать иллюзию выбора, в какую из предложенных "правд" верить. А дальше человек верит в то, во что хочет верить, и опровержения становятся неэффективными. Опровержение фейка о пресловутом «распятом мальчике» не подорвало тот нарратив, который вокруг него был построен. Это постправда, когда эмоциональное отношение начинает весить больше фактов.

Относительно конкретных фейков о «боевых наркотиках», «биолабораториях», «зараженных птицах» и другой ерунде, думаю, это в основном направлено на аудиторию, которая находится в российском информационном поле или близка к нему — там это вписывается в давно сложившиеся нарративы, которые уходят корнями еще в советскую пропаганду с яркими образами «украинского националиста-фашиста» (с кровавым топором) и коварного Дяди Сэма (в одной руке доллар, а в другой — пробирка с чумой).

Еще один пласт фантастических историй, очевидно, списан с западных киносценариев: здесь можно встретить и версию о «самолете с трупами» по делу MH-17, и о разработке вируса, действующего выборочно «по этническому признаку», и страшилки о солдатах-зомби. И к этому прилагается мощная общемировая коронавирусная конспирология, адепты которой есть и в Украине, которая способна выключать критическое мышление даже у докторов наук. Как частный случай можно заметить, что и вообще медиаграмотного человека в принципе можно «затригерить» какими-то раздражающими для него лично темами.

Главная роль фейка – разжечь эмоции и выключить рациональное мышление. Удается ли это рашистам и в каких направлениях?

— Эффективность разных направлений отличается в зависимости от аудитории. На украинскую аудиторию, очевидно, направлены фейки панического или пораженческого характера. Основная эмоция — страх, который должен стать сильнее ненависти, парализовать волю или принуждать к импульсивным поступкам и хаотическому расходованию сил. Наиболее успешными из них представляются комплексные информационно-психологические операции, совершенные в первые дни вторжения — по теме загадочных меток (вполне реальных), в частности на гугл-картах, вероятного отключения мобильной связи, наведения ракет по скоплениям мобильных телефонов и т.д. Секрет эффективности в том, что эти сообщения выглядят приземлённо, правдоподобно, повторяются многократно и вызывают тревогу или панику как непосредственная потенциальная угроза жизни всех и каждого. Где здесь реальная угроза, а где психологическая акция, ведь настоящие ДРГ и корректировщики реально существуют? Чуть-чуть напоминает предыдущую историю с массовыми телефонными псевдоминированиями, когда лучше проверить, чем недобдеть. А здесь еще острее. Как следствие — массовая тревога, недоверие, «шпиономания», отвлечение правоохранителей и военных, рост напряженности в обществе, что проявляет негативное отношение к беженцам: «Кто такие? Откуда и зачем приехали?». Возможно, эффективным из-за визуального правдоподобия могло бы быть анонсированное видео-дипфейк с якобы объявлением Зеленского о капитуляции, но этот шаг был опергнут и разоблачен на официальных каналах. Чем дальше будет накапливаться усталость общества, тем эффективнее могут становиться вбросы на тему «измены» руководства. Мы уже видели это в 2015 году и в последующих годах.

«НЕ ВСЕ, ЧТО НАПИСАНО ПО-УКРАИНСКИ, УКРАИНСКОЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ»

— Знать фейки в лицо — значит быть вооруженными в информационной войне. Но уже сейчас известны факты, что пропагандисты заранее создавали украиноязычные сайты, которые были якобы проукраинскими, но ставили задачей заполнять интернет-пространство кремлевскими вбросами. К примеру, сайт под названием «Война с фейками» использует ложные утверждения из украинских СМИ для распространения российской пропаганды. Как обычный человек может отличить правду от такой тонко завуалированной выдумки?

— Для этого следует помнить: не все, что написано по-украински, украинское по содержанию. Доказано и «сайтами-мусорщиками», которые ради кликбейта не гнушаются пропагандистскими вбросами, и ультрапатриотическими фейсбук-группами в стиле «Третий Майдан», за которыми, как оказалось, стояла сеть российских ботов... Отличить тонко завуалированную выдумку может быть достаточно сложно, но в большинстве случаев вбросы не слишком утонченны и рассчитаны на сильные эмоции, которые, как мы упомянули, выключают критическое мышление. И тогда включаются элементарные реакции типа «бей или беги», а в виртуальном пространстве, где «бить» и «бежать» физически невозможно, это выливается в импульсивный репост информации-раздражителя и дальше по цепочке…

То есть здесь главное правило: эмоции – наш первый враг. Следует успокоиться, абстрагироваться, обдумать информацию с позиций логики и здравого смысла и попытаться проверить ее по другим источникам. Тогда, вероятно, и желание репостить исчезнет. В общем, если материал насыщен эмоциональными эпитетами, оценочными суждениями, призывами к немедленным действиям – это признаки, что нами пытается кто-то манипулировать.
Относительно тонких завуалированных манипуляций правило такое же: а что есть в других источниках и как именно это там подается? Заслуживают доверия, например, источники из «белого списка» Института массовой информации: за ними не замечено систематического распространения фейков или нарушения журналистских стандартов в новостях (которое также может являться признаком пропаганды). Мониторим в первую очередь официальные украинские источники. И уже с помощью комплексного сравнения информации можно составлять какую-нибудь картину. Хотя это не означает, что официальное сообщение не может быть уточнено или опровергнуто в короткие сроки, как это происходило во время боев за аэродром в Гостомеле. Смотрите шире, сравнивайте, анализируйте, старайтесь не делать преждевременных выводов.

«ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ УКРАИНА ВЫПОЛНИЛА, НО СО СЛОЖНОСТЯМИ»

— Если вы отслеживаете распространение фейков, то можно ли их классифицировать (сгруппировать) — если да, то как?

— Правильную классификацию фейков предлагает Александр Гороховский, руководитель проекта «Без Лжи»: развлекательные (они же «юмористические новости»), коммерческие, мошеннические, панические, дестабилизационные, дискредитационные. Из этой классификации для нынешней информационно-смысловой войны, очевидно, самые релевантные последние три категории, тесно связанные между собой.

Центр противодействия дезинформации при СНБО Украины и кибербийцы активно противостоят распространению ложной информации и срабатывают на опережение. Но достаточна ли их работа, заметны ли недостатки в ней? Если да, то какие?

— Я не являюсь экспертом по кибербезопасности, поэтому мне сложно судить о недостатках в этой сфере, но работа на опережение возможной дезинформации и противостояние пропаганде в сети заметна.

— Удается ли, по-вашему, противостоять мощной пропагандистской машине Кремля? Выполнила ли Украина свое домашнее задание после 2014 года?
- В общем-то да. И в Украине, которая сейчас мощно объединилась, и на Западе, где рупоры Кремля раньше имели определенное влияние, а теперь его потеряли. Однако, чтобы это наконец произошло, состоялись катастрофические события. Домашнее задание Украина выполнила, но со сложностями. Очень важны независимые проекты по медиаграмотности, инфогигиене, фактчекингу и контрпропаганде. Развился украинский YouTube с качественным и разнообразным контентом. Однако государственная информационная политика, по моему субъективному впечатлению, не производила впечатление сильной и систематической. В частности, и поэтому тема войны и экзистенциальной угрозы в определенный момент ушла из повестки дня, в моду вернулся популизм — как следствие, было упущено много времени и возможностей. Но сейчас российские пропагандисты уже вынуждены с неудовольствием признавать: "Им удалось сколотить нацию".

Фото с фейсбук-страницы Константина РОДЫГИНА

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать