Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

За – теледеколонизацию!

Юрий Артеменко — о «наркотической игле» российских сериалов и информационном вещании для востока
03 октября, 11:15
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Новый состав Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания работает уже три месяца. Возглавил его Юрий Артеменко — народный депутат двух созывов, в прошлом глава Запорожской облгосадминистрации, заместитель министра культуры и туризма Украины, а также журналист и шеф-редактор газеты «Комсомолець Запоріжжя». С чем столкнулись новые члены Нацсовета? Что удалось сделать за эти месяцы, а самое главное — когда результаты этой работы увидит украинский зритель? Об этом — в интервью, которое Юрий Артеменко дал газете «День» накануне.

— Юрий Анатолиевич, согласитесь, что Украина и украинское общество очень изменились за последний год. Отвечает ли, с вашей точки зрения, телевидение этим новым потребностям?

— Сказать, что отвечает полностью, было бы не честно. Но быть отдельно от общества, находиться с ним в разных плоскостях, телевидение, по моему мнению, тоже не может — тогда не будет ни рейтингов, ни рекламы, оно просто исчезнет. Убежден, что сегодня влияние политиков на телевидение уменьшается, зато растет влияние общества. В условиях, когда проходят боевые действия, общество прежде всего нуждается в большей информации, поэтому телерадиокомпании увеличивают количество информационных блоков, находят другие варианты подачи, даже изменяют язык (в соответствии с потребностями конкретного региона).

Когда АТО лишь начиналась, я обратился к руководителям медиа, которые работают на Донбасс с двумя просьбами: увеличить количество информационных выпусков и адаптировать их к условиям местности, в частности и в том, что касается языка. Получил за это очень много критики от защитников украинского языка. По моему мнению, главным тогда, как и ныне было «достучаться» к людям, а на каком языке — безразлично. Хотелось бы, чтобы телепространство опережало общество, задавало какие-то новые тенденции, форматы, но это требует среди прочего и больших ресурсов, которых сегодня не хватает.

— Кроме информационного вещания есть еще аналитические программы, развлекательный контент, художественные фильмы и сериалы и здесь многие  эксперты не разделяют ваш оптимизм. Фактически, украинское телепространство и дальше находится в полуколониальном состоянии.

— Относительно себя могу сказать, что я не оптимист, а скорее, реалист. Конечно, мне бы также хотелось большего, но есть реалии, а это — экономика, вооруженный конфликт на востоке. Безусловно, сегодня существует запрос общества на уменьшение количества российской продукции в эфире. Но проблема в том, что наше телевидение слишком долго находилось на «наркотической игле» российских сериалов. Раньше об этом почти никто не думал. Каналы покупали их часто за бешеные деньги, к тому же не за собственные, заработанные рекламой, а за деньги владельца. Никто особенно не следил и за качеством этого продукта. Собственным производством также почти не занимались. Соскочить с этой «иглы» — достаточно сложно. Тем более, что за ней стоят контракты и деньги. Но даже, если бы мы выбросили всю российскую видеопродукцию, которая на некоторых каналах занимает до 70% эфира, возник бы другой вопрос — чем заменить? Наша позиция не такая радикальная. Нацсовет предлагает отказаться лишь от того контента, который пропагандирует российские силовые структуры. По моему мнению, чтобы изменить телепространство, мы должны, во-первых, постепенно отказываться от российской продукции как пропагандистской, так и просто развлекательной. Во-вторых, следует создавать собственные продукты и новые форматы. В-третьих, стоит активизировать закупку видеопродукции в других странах (например, в ментально близкой Украине Польше или в Израиле). Некоторые каналы уже работают над этим. Нацсовет уже обратился к регулирующим органам стран Запада с просьбой оказать Украине «гуманитарную» помощь в виде аудио- и видеопродукции. Понятно, что речь идет не о новейших и самых рейтинговых продуктах, но уверен, что можно договориться, например, о передаче Украине качественных польских сериалов, которые уже показали на местном телевидении и которые вряд ли кто-то планировал продавать за границу. Если не для центральных, то для региональных вещателей точно — это был бы хороший вариант заполнения эфира.

— Сегодня речь идет, не только о запросах общества, но и об информационной безопасности государства. Возможно, стоит искать какие-то другие механизмы влияния, не ожидая пока телеканалы сами перестроятся под новые условия?

— Как гражданин и патриот я также  сторонник более радикальных шагов. В свое время в Верховную Раду были внесены несколько законопроектов. В них, в частности, предлагалось запретить весь контент, в котором задействованы артисты, которые поддержали агрессию против Украины, или же вообще полностью запретить всю российскую аудио-, видеопродукцию, созданную после 1991 года. Не исключаю, что это могло бы привести к коллапсу телеиндустрии и каналам пришлось бы крутить по кругу какие-то старые фильмы, но это бы заставило их быстрее осознать новую реальность. К сожалению, законодатели в силу определенных причин не приняли ни один из этих законопроектов. Нацсовет же является лишь регулятором, не цензором и не законодателем. Проще говоря, наша функция заключается в том, чтобы выдать лицензию и следить за соблюдением ее условий. Контролировать контент и тем более запретить российские сериалы мы не можем. Самое большее Нацсовет может зафиксировать нарушение, например, в контексте разжигания межнациональной вражды, объявить предупреждение и обратиться в суд.

Но сегодня мы находимся в процессе поиска новых рычагов влияния. В частности, Нацсовет обратился с соответствующими предложениями в Экспертную комиссию по вопросам распространения и демонстрации фильмов при Госкино, мы даже делегировали в нее своих членов. Сегодня мы поднимаем те проблемы, которые точно находятся вне сферы нашей ответственности, например — создание концепции иновещания. Думаю, до конца года мы завершим эту работу. Учитывая все это, не могу согласиться с теми, кто упрекает Нацсовет в бездеятельности. Мы работаем, но дело в том, что до нас уже столько «намутили»... Условия, которые были созданы, имели целью не развивать телерадиопространство, а наоборот — законсервировать его, подвесить всех на «крючок» и в соответствии с указаниями власти лишать ту или иную компанию лицензии или же брать взятку. Самый простой пример — так называемая программная концепция, которую каждая телекомпания должна представить для получения лицензии. В ней с точностью до минуты расписано, сколько должно быть информационных программ, сколько развлекательных и тому подобное. Хороший повод для того, чтобы выписать при необходимости предупреждение любому каналу. Мы будем ломать эту систему.

— В одном из интервью вы отметили, что мечтаете о тех временах, когда телеканалы будут существовать за счет собственных прибылей. При каких условиях это возможно? Ведь для большинства владельцев медиаактивы и до сих пор являются лишь «приложением» к основному бизнесу.

— Считаю, что нынешняя экономическая ситуация — это хорошая предпосылка для того, чтобы телевидение наконец стало полноценным бизнесом. Она заставляет искать новые пути для получения прибылей, проводить оптимизацию. Кроме того, украинское законодательство, хотя оно и несовершенное, предусматривает ограничение на максимальное количество медиаактивов, которыми может владеть один собственник. Но эту норму можно очень просто обойти путем регистрации другого юридического лица. Проблема в том, что закон не предусматривает механизмы, которые  позволили бы раскрыть структуру собственности до конечного бенефициара. Мы можем, например, только догадываться, кто стоит за компанией «Зеонбуд», которая является оператором цифрового телевидения в Украине. Соответствующую норму планируем приобщить к новому проекту Закона «О телевидении и радиовещании». Но лучший способ регуляции — это саморегулирование, поэтому я призываю всех журналистов исследовать, какие лица являются собственниками изданий, в которых они работают.

— Во время встречи с вновь назначенными членами Нацсовета Президент Порошенко поручил разработать специальное информационное вещание для Донбасса. Были ли уже сделаны какие-то шаги в этом направлении?

— Во-первых, наша цель заключается в том, чтобы добиться возобновления вещания на освобожденных территориях, ведь до сих пор у нас никогда не было такого опыта. Результаты уже есть — в большинстве регионов удалось вернуться к тем позициям, которые были до оккупации. Во-вторых, мы думаем над тем, как пробиться к людям, которые находятся на захваченных территориях. Речь идет о специальных антеннах, поиске высоких зданий или кранов, на которых их можно установить, и так далее. Могу проинформировать, что из Волновахи на Донецк сейчас вещает «5 канал» и «Радио 24». Из Счастья мы ведем вещание на часть Луганска. Но учитывая ситуацию, сложившуюся там, никто не может гарантировать, что эти передатчики не будут уничтожены сегодня или завтра, ведь именно в них в первую очередь боевики целят своими «Градами». Что касается слов Президента о специальном информационном вещании для Донбасса, то каждый их понял по-разному. На мой взгляд, нужно создать систему, которая будет говорить с Донбассом на языке Донбасса, будет соответствовать интересам и запросам населения Донбасса, позволит «достучаться» до этих людей. Кстати, Гостелерадио при нашей поддержке работает сейчас также над созданием программы вещания на Крым. Собственный спецпроект «Крым» создал телеканал «24». Кроме того, Нацсовет обратился к интернет-платформе «Megogo» с просьбой разместить украинские информационные телеканалы на своих ресурсах.

— Считаете ли вы достаточными шаги, осуществленные для прекращения трансляции российских каналов в Украине, в частности — на освобожденных территориях?

— Работа идет. Трансляция запрещенных каналов прекращена у всех кабельных операторов, являющихся нашими лицензиатами. Во взаимодействии с милицией мы оперативно реагируем на все сообщения о нарушениях — информировать нас можно в частности и через социальные сети. Напомню, что за невыполнение судебного постановления Уголовный кодекс предусматривает наказание в виде лишения свободы. Были проблемы с гостиницами, кафе, базами отдыха, больницами, владельцы которых с помощью спутников часто распространяют запрещенные каналы, но мы над этим работаем. Уже было возбуждено два уголовных дела относительно тех, кто отказался исправить нарушения, но в основном владельцы идут нам навстречу.

— Была ли возможность отключить российские каналы в оккупированных районах Донбасса дистанционно из Киева? Почему этого не было сделано?

— В Киеве нет «рубильника», которым их можно было отключить. Как правило, речь идет об автономных станциях — их можно было выключить только на месте, но мы не могли заставлять сделать это работников, находившихся под дулами автоматов. Когда же еще давление боевиков было не таким мощным, Концерн РРТ решил не выключать ретрансляторы, потому что наряду с каналами «ДНР» они тогда передавали и сигналы украинских каналов. Я считаю, что это было правильное решение.

— Конфликт вокруг руководства Концерна РРТ — это борьба медиаолигархов или попытка реванша предыдущего режима?

— Я думаю, что это — реванш предыдущего режима. Знаю, что у генерального директора Александра Пивнюка и у части коллектива конфликт с бывшим руководством концерна, которое ассоциируют с предыдущей властью. Меня во всей этой ситуации больше всего поразило то, насколько легко в Украине, как выяснилось, можно захватить стратегический объект. В течение целого дня там находились какие-то неизвестные люди, они ковырялись в документации и запросто могли бы, например, выключить рубильник! Правоохранительные органы оказались полностью неспособными быстро разрешить этот конфликт. И это несмотря на то, что уже через несколько часов стало известно, что решения суда, которым прикрывались рейдеры, даже нет в реестре! Вскоре путем радиоперехвата спецслужбы получили информацию, что за это решение заплатили 20 тысяч долларов. В тот день я сам был вынужден звонить в МВД и СБУ — под угрозой оказалась вся система распространения телерадиовещания в Украине. Теперь задача правоохранительной системы заключается в том, чтобы как можно скорее найти и наказать всех виновных в этом преступлении.

— Нужно ли, с вашей точки зрения, вносить изменения в законодательство, в поле которого работает сегодня Нацсовет?

— Мы планируем совершенствовать как законы, так и нормативные акты. Законодательство, с которым работает Нацсовет, было принято еще 12 лет назад — понятно, что оно уже устарело. Сфера телерадиовещания нуждается в дерегуляции и большей прозрачности. Кроме того, необходимо прописать в законах новые технологии, появившиеся за это время, создать условия для привлечения общественного контроля. Будут также внедрены дополнительные механизмы ответственности каналов и провайдеров программной услуги. Речь идет как об упрощении процедуры отозвания лицензий, так и о новых прозрачных механизмах контроля. Например, система предупреждений сейчас работает не слишком успешно. Чтобы лишить канал лицензии, необходимо судебное решение, а к судам сегодня все еще очень много вопросов. Более эффективным является механизм наложения штрафов — любой бизнес лучше всего понимает язык денег. Законом штрафы предусмотрены, но предыдущие составы Нацсовета не разработали методику их применения. Сейчас мы над этим работаем. Соответствующие положения уже созданы и вынесены на общественное обсуждение. Думаю, что законопроекты мы увидим где-то в марте-феврале, а совершенствование нормативных актов происходит сейчас постоянно.

— Всегда едва ли не больше всего нареканий в адрес Нацсовета звучит в контексте процедуры выдачи лицензий. Как вы относитесь к идее проведения открытых аукционов?

— От открытых аукционов выиграли бы как раз в первую очередь олигархи. Небольшие местные вещатели оказались бы за бортом. Еще на старте, когда телерадиорынок в Украине только зарождался, у нас были заложены неправильные условия. Тогда стоило принять положение о создании, условно говоря, определенного перечня каналов: общественно-политического, детского, физкультурного, канала о погоде и тому подобное. Вместо этого все происходило хаотично. Лицензии получали те, у кого было больше денег или кто был ближе к власти. Программную концепцию каждый менял на свое усмотрение — за этим никто не следил, не было политической воли этим заниматься. Сегодня мы должны, прежде всего, четче прописать условия выдачи лицензий и во время проведения новых конкурсов внимательно следить за их выполнением. На одном из первых своих заседаний новый состав Нацсовета упразднил конкурс на радиочастоты, который был заточен специально под одну радиостанцию — «Вести FM». Сейчас мы предлагаем провести его повторно, но по новой честной процедуре. Мы рассматриваем сегодня две концепции. Или распределим эти частоты между уже существующими вещателями, которым не хватает покрытия в том или ином городе, или же объявим конкурс на какое-то тематическое радио — например, детскую радиостанцию или станцию украинской музыки.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«ОБЩЕСТВО ЖДЕТ КОНКРЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ТЕЛЕРАДИОЭФИРЕ»

Николай ГРИЦЕНКО, медиа-эксперт, с 1995 по 2008 годы работал в аппарате Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания на разных должностях, в частности начальником отдела связей со СМИ и общественностью:

— По моему мнению, перед Нацсоветом стоит сегодня несколько ключевых задач:

♦ Следует добиться отключения российских каналов на всех территориях, освобожденных от сепаратистов. К величайшему сожалению, в некоторых регионах кабельные вещатели до сих пор транслируют российскую пропаганду.

♦ Необходимо требовать  присутствия украинских каналов на оккупированных территориях. Соответствующий пункт можно включить в программу переговоров.

♦ Несмотря на то, что законодательство не позволяет Нацсовету вмешиваться в программную политику телерадиовещания, я считаю, что, принимая во внимание особое положение в государстве, необходимо найти возможности влиять на нее. Путем общения с основателями, силой убеждения. Но влиять таким образом, чтобы во время, когда погибают люди, не было так много развлекательных шоу. Получается, что одни воюют и погибают, а другие — танцуют и поют.

♦ Считаю, что Нацсовет должен проявить жесткую позицию при налаживании взаимодействия с Концерном РРТ. Они должны действовать в унисон, а не как две автономные организации, должны совместно решать все вопросы, которые возникают. Концерн РРТ, в подчинении которого находятся наши релейные сети, должен чувствовать свою гражданскую ответственность за ситуацию в стране.

♦ Необходимо наконец добиться исчезновения из эфира сериалов, в которых присутствуют российская армия, милиция и в целом героика РФ, портреты Путина и т. п. Все это следует решать в контексте переговоров. Сегодня нельзя ссылаться на норму закона, который запрещает вмешательство в программную политику каналов, и прятать голову в песок. Такой путь — самый простой, и он абсолютно не подходит конституционному органу, единственному в государстве, который должен как регулятор влиять на телерадиовещание. Есть основатели каналов, есть люди, которые реально влияют на их политику, — нужно с ними говорить.

♦ Нацсовет должен в конце концов напомнить каналам о том, что телерадиовещательные лицензии являются временными, и выдаются они на определенный период. В случае непонимания  каналами ситуации в государстве эта лицензия может быть не продлена. К сожалению, они привыкли к автоматическому продлению и позволяют себе годами нарушать украинское законодательство. Часть каналов продолжает сегодня работать против Украины.

По моему убеждению, срок, который дается для того, чтобы провести необходимые организационные изменения, Нацсовет уже исчерпал. Общество ждет конкретных результатов. Пока что в телерадиоэфире я их не вижу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать