Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Защита чести или цензура?

Председатель Херсонского облсовета подал в суд на журналиста
28 июля, 09:11

Председатель Херсонского областного совета Владислав Мангер обратился в суд с заявлением относительно автора телепрограммы «Есть предел» Сергея Никитенко. Так Мангер отреагировал на последний выпуск программы под названием «Кто вы, мистер Мангер?», которая посвящена биографии и, в частности, политической карьере председателя облсовета.

Проект «Есть предел» — это цикл журналистских расследований команды «Агентства общественной журналистики «МІСТ». С февраля 2017 года журналисты подготовили три резонансные программы: о попытке некоторых местных политиков установить контроль над стратегически важным предприятием горводоканала, о разворовывании коммунального имущества бывшими чиновниками городского совета и о неизвестных страницах биографии Владислава Мангера.

Каждая из программ имела неоднозначную реакцию: от одобрительных отзывов о качественном видеопродукте, который нечасто делают в Херсоне, до обвинений авторов в перекручивании фактов и оценочных суждениях. Однако судебный прецедент появился впервые. Владислав Мангер считает, что распространенная на видео информация не отвечает действительности и не подтверждена никакими доказательствами.

В исковом заявлении Мангер, в частности, отмечает, что «такие сведения позорят его честь и достоинство и деловую репутацию в глазах неопределенного круга лиц...». Истец просит суд признать недостоверными сведения, распространенные Сергеем Никитенко в программе «Есть предел». В частности, речь идет об утверждении по поводу раздачи Мангером коммунального имущества, должностей и ресурсов, обвинения истца в политической коррупции, связях с известным сепаратистом и экс-депутатом Верховной Рады Алексеем Журавко, покровительстве конвертационных центров, незаконном обогащении, в долговых обязательствах Мангера перед казахской фирмой в размере 2 млн долларов США, в уклонении от налогов и тому подобное. Мангер просит суд заставить Никитенко записать и распространить видео на своем канале YouTube, где автор программы опровергнет все упомянутые утверждения. Истец также хочет взыскать с ответчика 1 гривну морального ущерба.

Интересно, что до рассмотрения дела по сути истец просит обеспечить иск путем запрета Сергею Никитенко и другим физическим и юридическим лицам распространять видеозапись программы. Сразу же после поступления заявления об обеспечении иска Херсонский городской суд его удовлетворил и запретил распространять видео в течение трех (!) лет.

«Это очень интересный прецедент в истории отношений местной власти и журналистов. Своим иском Мангер подтвердил мои мысли относительно давления с его стороны на местные телеканалы и в частности — на ХОДТРК «Скіфія». То есть он боится распространения этой информации. Если раньше мы транслировали «Есть предел» на условиях договоров, то последний выпуск, даже после редакционных правок, «Скіфія» отклонила, — комментирует «Дню» Сергей Никитенко. — Последний выпуск был сложный с точки зрения его подготовки. На программу ушло более двух месяцев. Наш коллектив собирал факты, искал свидетелей, проверял любую зацепку. Нас обвиняют в отсутствии баланса мнений, хотя мы и пытались взять интервью у самого Владислава Мангера. Я лично спросил у фигуранта расследования о фирме, к которой он имел отношение, но тот сбежал. Это записано на видео. Позднее пресс-секретарь Мангера сообщила, что он готов дать мне интервью, но у него катастрофически не хватает времени, и когда оно будет, известно только ему».

По словам Никитенко, в данном случае журналист сталкивается с дилеммой: обмануть зрителя и читателя или попасть под вал критики. Он выбрал второй вариант. «Мангер отвечать на мои вопросы не захотел, а подсовывать зрителю псевдоэкспертов, делать таким образом фальшивый баланс мнений я не хочу, — говорит Никитенко. — Возможно, с точки зрения учебника по журналистским стандартам, мой материал не до конца сбалансирован, однако он прошел серьезный фактчекинг и имеет высокий общественный вес. Одно из основных наших обвинений — долг перед казахской фирмой. Мангер считает, что не обманывал казахов, ведь сейчас не владеет правами на ООО «Кредо Инвест». Но в своей декларации в марте он указал, что был конечным бенефициаром этой фирмы. И значит, несмотря на ликвидацию юрлица, именно он должен гражданам другой страны почти 2 миллиона долларов США. Отрицать связи с сепаратистом Журавко, которого разыскивает СБУ, — тоже смешно со стороны Мангера. Это открытая официальная информация. В период депутатства Журавко Мангер был его помощником».

По мнению Никитенко, судебная тяжба будет длиться долго. А вот на заявление об обеспечении иска запретом трансляции видео автор программы собирается подавать апелляцию.

Юрист Владислава Мангера Андрей Мурашкин в комментарии «Дню» отметил, что не считает проявлением цензуры заявление об обеспечении иска в виде запрета распространения видео. «Я не считаю проявлением цензуры защиту человеком своих прав в суде. В данном случае речь не идет о проявлении должностных полномочий или административных ресурсов. Речь о защите прав личности, — комментирует Андрей Мурашкин. — Лицо, которому достоверно стало известно о существовании постановления об обеспечении иска и которое не будет выполнять это решение суда, может быть привлечено к уголовной ответственности за невыполнение. Конечно, если Апелляционный суд не упразднит это постановление. В случае, если лица, которым известно о постановлении, будут распространять это видео, сторона истца будет привлекать их в соответчики во время рассмотрения этого дела».

Относительно отказа Владислава Мангера отвечать на вопрос Сергея Никитенко о долгах казахской фирме Андрей Мурашкин отметил: «Насколько я знаю, Владиславу Николаевичу ничего не известно о долгах казахским фирмам. Ни он лично, ни то предприятие, членом которого он был, никаких договоров не заключали».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать