Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Год коллапса «гарантий» безопасности

Российская агрессия против Украины как фактор разрушения международно-правовых режимов нераспространения
14 октября, 13:15
ФОТО REUTERS

Отсутствие решительного противодействия мирового сообщества российской агрессии против Украины, конкретных международных действий в защиту ее территориальной целостности и нерушимости границ со стороны ядерных государств — гарантов в рамках Меморандума «О гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО, 1968 г.)» (Будапештский меморандум, 1994 г.) вызвало ряд критических замечаний международного политикума и общественности, в том числе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и многих других известных политиков мира.

5 декабря с.г. исполняется 20 лет со дня заключения Будапештского меморандума, однако этот «юбилейный» год стал годом полного коллапса и разрушения всех «гарантий», заложенных в этом международно-правовом документе. Агрессивные действия России стали нарушением и ряда других принципиально важных международно-правовых актов, среди которых, в первую очередь: Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт 1975 г. и десяток других основополагающих документов ОБСЕ, рамочный Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией от 1997 г., другие двусторонние договоренности, ДНЯО и прочие международные документы.

Среди основополагающих принципов международных отношений, зафиксированных в Уставе ООН и других международно-правовых документах, есть признание нерушимости границ, неприменение силы и право государств на самооборону от агрессии. Важным механизмом гарантирования глобальной международной безопасности являются международно-правовые режимы нераспространения оружия массового уничтожения (ядерного, химического и бактериологического). Краеугольным камнем международно-правового режима нераспространения ядерного оружия является ДНЯО, сторонами которого являются большинство стран мира, за исключением Израиля, Индии, КНДР и Пакистана — государств, которые фактически владеют ядерным оружием, хотя официально и не признаны «ядерными». Как известно, гарантии территориальной целостности и нерушимости границ, которые предоставлялись Будапештским меморандумом, были принципиальным условием присоединения Украины к ДНЯО в качестве «неядерной» страны. Невыполнение этих гарантий негативно будет влиять на переговорные процессы урегулирования существующих в мире проблем нераспространения, среди которых, в первую очередь, наиболее резонансные: Корейская и Иранская ядерные проблемы.

КОРЕЙСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ ИМЕЕТ ЦИКЛИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

Распад СССР и биполярной системы в начале 1990 годов ослабил международные позиции КНДР, что было воспринято ее тоталитарным руководством как угроза существованию режима и активизирована программа создания «оружия ядерного сдерживания». В 2003 г. под давлением международного сообщества начались «Шестисторонние переговоры» по урегулированию Корейской ядерной проблемы при участии КНДР, Республики Корея, США, Китая, России и Японии, которые продвигаются с большими трудностями и периодически перерываются в связи с отсутствием доверия между КНДР и США. Трижды (в 1994, 2004 и 2013 гг.) КНДР, шантажируя мир, заявляла о выходе из ДНЯО, проводя очередные испытания ядерных устройств, что в ответ сопровождалось политическим давлением и экономическими санкциями со стороны мирового содружества.

В конце сентября 2014 г. прозвучало очередное заявление официальных представителей США и Южной Кореи — руководителей делегаций этих стран на Шестисторонних переговорах о том, что для выхода из дипломатической изоляции КНДР должна предпринять первый шаг в направлении денуклеаризации. Ее в очередной раз призвали отказаться от программы разработки ядерного оружия, не прописывая при этом никаких конкретных международно-правовых гарантий относительно последующего существования северокорейского режима, который фактически является главным требованием и мотивацией КНДР на Шестисторонних переговорах.

Корейское урегулирование имеет циклический характер, и мировое сообщество должно было бы надеяться, что очередной виток спирали нового цикла станет более результативным, чем предыдущие. Вместе с тем нынешняя агрессия России относительно Украины, беспрецедентная по своей дерзости противоправная аннексия Крыма, участие российских регулярных подразделений в военных действиях на юго-востоке Украины и активная поддержка пророссийских боевиков финансами, оружием и военной техникой показали призрачность «гарантий» даже со стороны крупных «ядерных» государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН — суверенитету и территориальной целостности нашего государства в обмен на отказ от ядерного оружия, зафиксированных в Будапештском Меморандуме. Такое развитие событий является сигналом всему миру, что едва ли не единственным надежным путем обеспечения национальной безопасности является развитие собственного ядерного оружия. Не один десяток «пороговых» стран и таких, которые имели намерения и технологические возможности создания такого оружия, глубоко задумались сегодня над этим вопросом, и ситуация вокруг Украины становится для них наглядным примером призрачности возложения надежд на «гарантии» ядерных государств. Кажется, что Северная Корея является первым государством, которое будет делать соответствующие выводы, тем более что среди участников «Шестистороннего механизма» урегулирования Корейской ядерной проблемы три «ядерных» государства (США, Россия и Китай) присоединились к Будапештским гарантиям Украине. Таким образом, маловероятными в коротко и среднесрочной перспективе представляются ожидания принципиальных сдвигов вокруг переговорного процесса относительно урегулирования Корейской ядерной проблемы. Не имея никакой возможности реально противодействовать США и их союзникам в регионе традиционными военными средствами и опасаясь интервенции с их стороны или других действий, направленных на свержение северокорейского режима, КНДР, очевидно, будет продолжать развивать свою ядерную программу в качестве единственной гарантии сохранения правящего режима. Фактический провал Будапештских и других международных гарантий для Украины должен укрепить окончательную уверенность северокорейских «ястребов» в правильности избранной стратегии последующего развития ядерного оружия и средств его доставки. Наглядным примером для КНДР служит и Ирак, который в 2003 г. подвергся интервенции и свержению правящего режима С. Хусейна, несмотря на определенное сотрудничество с МАГАТЭ и соблюдение соответствующих резолюций ООН. Отсутствие доверия и действенных гарантий фактически сводит на нет возможности разрешения Корейского ядерного кризиса.

ИРАНСКАЯ ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА

Второй острой проблемой ядерного нераспространения, урегулирование которой проводится в рамках широкого многостороннего формата (при участии США, Великобритании, Франции, Германии, России, ЕС, Китая) являются переговоры по прекращению иранской программы обогащения урана. Официальный Тегеран в обмен на отказ от обогащения урана и производства плутония пытается получить гарантии США относительно отсутствия планов военного устранения правящего режима Ирана, смягчения и последующей отмены американских санкций, которые весьма негативно влияют на экономику страны, а также бесперебойных поставок реакторного топлива для объектов мирной ядерной энергетики.

Можно прогнозировать, что и в этом случае откровенный провал международных гарантий Украине будет влиять на последующее формирование позиции Ирана относительно ядерного нераспространения и его доверия гарантиям западных партнеров.

Логика руководства Северной Кореи и Ирана может заключаться в следующем: если «гарантии» «ядерных» государств не работают для Украины — европейской демократической страны, добропорядочного члена мирового сообщества, то они вряд ли будут работать для стран, которые в западной риторике называют странами «оси зла», «изгоями» и странами «париями».

Среди других «неядерных» стран, проявлявших интерес к атомной энергетике и владеющих (или владевших) техническими возможностями, которые в принципе позволяют в будущем создать ядерные боеприпасы, можно назвать Сирию, Японию, Республику Корею, Тайвань, Алжир, Египет, Ливию, ЮАР, Саудовскую Аравию, Турцию, Украину, Аргентину и Бразилию. В свое время такие страны, как Австрия, Германия, Норвегия, Швейцария и Япония, имели технологические возможности создания ядерного оружия, но отказались от этого. ЮАР (в 1991 г.) и Украина (в 1994 г.), которые реально владели таким оружием, под давлением признанных «ядерных» государств добровольно от него отказались.

49,3% ГРАЖДАН УКРАИНЫ СЧИТАЮТ, ЧТО НАША СТРАНА ДОЛЖНА ВОЗОБНОВИТЬ СТАТУС ЯДЕРНОЙ ДЕРЖАВЫ

Сложный комплекс проблем нераспространения ядерного оружия, а также очевидный провал, казалось бы, надежных, международных гарантий территориальной целостности и нерушимости границ Украины в обмен на добровольный отказ от ядерного оружия можно считать серьезным дестабилизирующим фактором эрозии, если не разрушения, международно-правовых режимов нераспространения оружия массового поражения, и не только одного ядерного оружия. Такая неутешительная ситуация с соблюдением международных гарантий нашему государству, разрушая доверие, может также опосредствовано повлиять на стабильность других режимов нераспространения — химического и бактериологического оружия.

В этой ситуации характерной является тенденция, наблюдающаяся сегодня в самой Украине и в настроениях ее населения. По результатам последнего опроса, проведенного Центром имени Разумкова, обнародованным 7 октября с.г., 49,3 % граждан Украины считают, что наша страна должна возобновить статус ядерной державы. Не прибегая к теоретической дискуссии относительно гипотетической возможности или невозможности подобного развития событий (и к тому, имела или не имела Украина статус ядерного государства перед тем, как добровольно отказалась в 1994 г. от ядерного оружия, которое осталось ей в наследство от бывшего СССР), по крайней мере сегодня можно утверждать о достаточно угрожающих тенденциях роста «воинственности» в настроениях наших граждан, что может отражать глобальную тенденцию эволюции настроений населения многих стран мира, которые не чувствуют себя полностью в безопасности в сегодняшних сложных условиях турбулентного мира. Главным фактором, который влечет такие тенденции, является формирование стойкого недоверия к «международным гарантиям», которые, сталкиваясь на практике с дерзкой агрессией и откровенным игнорированием всех международных норм и принципов, демонстрируют свою неэффективность, беспомощность и несостоятельность.

Игорь Лоссовский — Чрезвычайний и Полномочный Посланник Украины, кандидат физико-математических наук

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать