Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Государство и общество: модернизация для своих

17 января, 20:32

Не прошло и полутора лет с момента объявления президентом Медведевым в статье «Россия, вперед!» курса на модернизацию страны, как вполне явственно вырисовываются контуры того, к чему мы все стремительно приближаемся.

Казалось бы, противоречие — видеть, с одной стороны, такие действительно нужные стране действия, как упорное стремление вступить в ВТО и добиться безвизового режима с Европой, дипломатический прорыв в отношениях с НАТО, потепление российско-польских отношений, и, с другой — нарастающий вал коррупции, беспомощность всей внутренней политики, которая уже мало напоминает даже «имитационную демократию». На самом же деле никакого противоречия нет. Политическая элита — по-настоящему к ней можно отнести только несколько десятков человек, имеющих реальное влияние на принятие решений в стране, — осознанно или подсознательно, что в данном случае не имеет значения, выстроила свою модель «желательного завтра», в которой причудливо смешаны и Запад с его ценностями, и нынешняя глубоко больная Россия.

В основе этой модели лежат несколько базовых посылов:

1. Запад очень комфортен для жизни, если, конечно, иметь для этого финансовые возможности.

2. Финансовые возможности для этого уже есть, но нужно сделать так, чтобы легализовать их на Западе и, как более общая цель, стать частью местной — не в страновом, а в цивилизационном смысле политической элиты.

3. Граждане Российской Федерации должны оставаться лояльным по отношению к своей политической элите, которая по-прежнему контролирует страну и в экономическом, и в политическом контекстах.

Что для реализации эти принципов нужно сделать на практике?

1. В максимально возможной степени переплести «свой» бизнес с иностранным. Для этого, во-первых, необходимо во что бы то ни стало заманить в Россию западный крупный капитал в совместные проекты (не поэтому ли объявлена распродажа государственных активов?), а во-вторых, вкладывать российские деньги через всевозможные «прокладки» и оффшоры в западные бизнесы и недвижимость. Примерно так, как это делают Саудовская Аравия, Бахрейн или Катар. И кто к ним на Западе имеет претензии по поводу несоответствия стандартам демократии?

2. Создать режим максимального благоприятствования для приезда в Россию иностранных специалистов (невиданные для Запада зарплаты и различные возможности для обогащения, снятие миграционных преград, создание специальных изолированных заповедников для них типа Сколкова). Цель все та же: легализация в наиболее развитых странах тех, кто это организует с российской стороны.

3. Нефтегосударства Персидского залива имеют одно большое преимущество перед нынешней Россией: там сравнительно небольшое население, у которого очень высокие стандарты жизни за счет экспортных доходов и массы разнообразной прислуги из бедных исламских стран. У нас всего этого нет. В светлый рай такого типа модернизации попадают далеко не все. Очевидно, что в совместное с Западом экономическое пространство может быть вовлечен только нынешний сырьевой сектор и близкие к нему производства: металлургия, автосборка. Вместе с обслуживающими структурами (банки, страховые компании, собственное здравоохранение и образование, индустрия досуга) это может обеспечить какое-то подобие приличной жизни не более чем для 15—20% российского населения. Из круга тех, кому повезет, выпадают пенсионеры, преобладающая часть тех, кто занят в обрабатывающей промышленности, общественном транспорте, сельском хозяйстве, армии, мелком бизнесе, а также врачи и учителя, обслуживающие вот это «прочее» население. Но внутренняя стабильность нужна как воздух, иначе и иностранный капитал не придет, и экспат не приедет. Поэтому выход один: тем, кто не вписывается в узкие рамки западного фрагмента российской действительности, нужно регулярно сбрасывать подачки ровно в той степени, чтобы и не переборщить — а то ведь нарушится макроэкономическая стабильность, и Россия не будет вписываться в финансовые евростандарты, — и в то же время не доводить другую, не столь удачливую Россию до крайне плачевного состояния. А то ведь придется еще больше отгораживаться заборами по уже имеющемуся рублевскому подобию и чрезмерно тратиться на собственную охрану.

Разумеется, обрисованные выше три пути действий не могут быть оформлены нынешней политической элитой в виде осознанной программы. Все эти люди говорят очень правильные слова и, наверное, в целом так и думают. Но если сложить частности, взглянуть на них не по отдельности, а в целом, то видно, что все движется именно в сторону вышеописанной модернизации.

Причина этого никоим образом не в каком-то злом умысле, а в несоответствии качеств той политической элиты, которую имеет Россия, масштабам модернизации, в которой Россия действительно нуждается. Уже в конце 1990-х и особенно в начале нового тысячелетия в свое время очень способные и перспективные люди подсели на наркотик использования власти в корыстных целях — благо для этого появились мощнейшие финансовые потоки. Не вписавшиеся в новую реальность выбыли в архив. А новых людей впускать в этот узкий круг опасно: вдруг потребуют перемен в правилах игры! Отсюда и тот политический застой, переходящий в деградацию, и нарастающая эмиграция лучших, в том числе в старых советских традициях — внутренняя.

Итак, возникает вопрос: можно ли таким образом реализовать в России модель матрешечной модернизации, когда в одной стране мирно уживаются наш собственный «золотой миллиард» (простите, миллион) и все остальное население? Ответ однозначный: нет.

Дело в том, что деградация государства достигла такой стадии, когда политическая элита, пребывавшая в плену миражей «вертикали власти» и «управляемой демократии», утратила контроль над происходящими в стране процессами. Власть на местах перешла к региональным князькам и «авторитетам», что зачастую — одно и то же, которые взяли под свой контроль милицию и другие правоохранительные органы. А наверх идут победные реляции, и к приезду московского начальства строятся очередные потемкинские деревни. Дошло до того, что только с приходом нового мэра в столицу начинают прорисовываться контуры построенного под носом у верховной власти нового Великого княжества Московского.

Принять под контроль этот хаос силами нескольких десятков человек заведомо невозможно. Более того, любая их попытка вмешаться в ход событий — не на уровне риторики, вызывающей в лучшем случае насмешку у подавляющей части общества, а на деле, — в стиле приснопамятной «вертикали власти» может превратить эту политическую элиту в группку беженцев из собственной страны.

Так что же делать? Ответ, казалось бы, прост: приступить наконец к реальной и всесторонней модернизации России, ее интеграции — полностью, а не частично — в евроатлантическое пространство. Но кто же возьмется за решение этой колоссальной сложности задачи? И здесь уместно вспомнить реформаторов, которые вышли из старых номенклатурных кланов: Хрущева, Горбачева, Ельцина. Эти люди, воспитанные и обласканные тогдашней тоталитарной властью, попытались — с разным успехом — что-то изменить в основах, а не в частностях. Сегодня — подобный момент. Только шансов на успех несравненно больше: Россия — это не только проворовавшиеся чиновники, бандиты, экстремисты всех мастей, социальное дно, но и общественные активисты, просто неравнодушные люди, которых не так уж и мало. Есть средства массовой информации, интернет, в конце концов, сочувствие даже не западных правительств, а общественности цивилизованных стран.

Дело за малым: найти в себе волю и вырваться из узкого мирка иллюзий и финансово окрашенной прагматики в бурлящий российский мир. Тогда есть шанс, что и 20, и 40 лет спустя в учебниках по истории нашей страны имя этого человека будет упоминаться в позитивном контексте. Но для этого нужно, ни много ни мало, превратить Россию — вместе с явным большинством ее граждан — в процветающую страну не только для избранных.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать