Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Рамсфельд на распутье

Какой будет оборонная стратегия США?
29 августа, 19:41
ФОТО РЕЙТЕР

Оборонная политика Америки находится на распутье. С 1997 года по требованию Конгресса Соединенных Штатов министерство обороны раз в четыре года пересматривает свою оборонную стратегию. В настоящий момент министерство работает над третьим обзором оборонной стратегии, который будет опубликован к концу текущего года. Вывод этого доклада обещает стать переломным моментом.

Последний «Четырехлетний обзор оборонной стратегии» был опубликован через несколько недель после террористических актов 11 сентября 2001 года. В результате, он содержал лишь намеки на будущую стратегию борьбы с терроризмом. В отличие от него, отчет 2005 года будет продуктом нескольких лет работы администрации Буша и, таким образом, послужит главным индикатором будущего курса американской оборонной политики.

Большая стратегия, лежащая в основе американской оборонной политики, не претерпела крупных изменений с 2002 года. Делая основной упор на борьбу с терроризмом, она призывает к усилению сети международных партнеров, стремящихся искоренить транснациональный терроризм, а также к действиям, направленным непосредственно против террористических организаций и их спонсоров. И, наконец, ее целью является борьба с тем, что президент Джордж Буш считает основными причинами терроризма, в частности отсутствием открытых политических систем и экономических возможностей.

Где происходят изменения, так это в методах использования военной силы США для осуществления этой стратегии. Мало кто сомневается в том, что «Обзор оборонной стратегии» 2005 года формализует изменение в стратегическом фокусе, имеющее место с 11 сентября 2001 года. До этого американские военные концентрировались на быстрой победе на крупном театре войны против вооруженных сил другого государства. Сегодня, однако, американские вооруженные силы, скорее, используются для стабилизации и восстановления несостоявшихся государств, помощи партнерам в противостоянии повстанческим движениям и терроризму, контроля над ядерными вооружениями в случае падения режима или прямого искоренения террористических организаций и их сторонников. Для этого требуются военные силы другого типа, способные выдержать марафон, а не спринт, и обеспечить крупное развертывание войск в течение продолжительного периода времени.

Также изменяется и глобальная конфигурация американских вооруженных сил. Целью является разместить основные силы дома в США, поддерживая сеть легко укомплектованных баз за границей, которые могут служить передовыми операционными пунктами дислокации во время кризиса или войны. Многие из этих баз не будут напоминать Америку в миниатюре, а будут управляться самим государством, на территории которого они расположены, или совместно с ним. Это позволит использовать способность американских военных быстро перебрасывать силы по всему миру, предоставляя в то же самое время более гибкий и политически приятный метод осуществления.

Но за текущими изменениями сохраняются крупные стратегические вопросы. Во-первых, какое количество обычных вооружений должна сохранить Америка? Цель заключается в сохранении количества, необходимого, чтобы сдерживать агрессоров, не отвлекаясь при этом от других более вероятных задач.

Во-вторых, какими будут отношения Америки с ее традиционными союзниками? Останутся ли формальные альянсы, такие как НАТО, в центре американской стратегии или же их вытеснят коалиции, создаваемые для каждой конкретной миссии?

В-третьих, сколько должны США продолжать инвестировать в передовое высокотехнологичное оружие, больше подходящее для традиционных врагов, нежели для борьбы с террористами или повстанцами? Такие системы как самолеты F/A-22 Raptor и Боевые системы будущего (Future Combat Systems) чрезвычайно дороги. Во время, когда присутствие войск в Афганистане и Ираке истощает оборонный бюджет, и большая часть существующего военного оборудования требует ремонта или замены, возникает вопрос, являются ли такие программы хорошим капиталовложением.

В-четвертых, каков оптимальный размер армии США? Многие интеллектуалы, работающие над вопросами обороны, бывшие военные лидеры и политики полагают, что американская армия, особенно сухопутные силы, слишком малочисленны, чтобы выполнить большую стратегию Буша. Министр обороны Дональд Рамсфельд, с другой стороны, полагает, что размер вооруженных сил является адекватным, если их реорганизовать для достижения максимальной эффективности. Он также озабочен тем, что увеличение размера армии приведет к сокращению средств на передовые технологии и системы. Поскольку Рамсфельд является главным архитектором ожидаемого обзора оборонной стратегии, маловероятно, что в нем будут рекомендации по увеличению размера вооруженных сил.

Обзор предоставит мандат на изменения, основанные на событиях последних пяти лет с особым упором на Ирак, Афганистан и другие аспекты войны с терроризмом. Вопрос заключается в том, будут ли будущие американские военные миссии похожи на миссии последних пяти лет. В любом случае новый обзор станет основой будущей оборонной политики США, затрагивая, таким образом, как партнеров Америки, так и ее противников.

Стивен МЕТЦ — профессор, исследователь и председатель отдела региональной стратегии и планирования Института стратегических исследований Военного колледжа сухопутных войск армии США.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать