Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что означает сегодняшний меморандум?

«Путь в никуда», или «Украина становится модератором сближения ЕС и ЕврАзЭС»
31 мая, 09:45
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

Сегодня в Минске на заседании Совета глав правительств Союза независимых государств ожидается, что премьер-министр Украины Николай Азаров подпишет Меморандум об участии Украины в работе Таможенного союза. Напомним, что договоренность об этом была достигнута на саммите Евразийского экономического совета в Астане, в котором принимал участие Президент Украины Виктор Янукович.

Вокруг этого меморандума, который предусматривает предоставление Украине статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе с 1 января 2015, множество кривотолков. С одной стороны, эксперты заявляют, что это победа Украины, которая добилась своего и фактически будет сотрудничать с Таможенным союзом в формате «3+1», на чем Киев настаивал с самого начала. С другой стороны, российские эксперты утверждают, что получение статуса наблюдателя является этапом к членству в Таможенном союзе.

Но на сегодняшний день никто не знает о сути договоренностей, в частности, что на самом деле означает предоставление Украине статуса наблюдателя, что будет в Меморандуме об участии Украины в работе Таможенного союза. В течение одного дня звучали разные и взаимоисключающие заявления. И на эти вопросы, как справедливо заметил в «Файсбуке» заместитель гендиректора Центра Разумкова Валерий Чалый, должны отвечать представители власти. «Где системная информационная политика? Кроме того, привычная практика в демократических странах — комментарии спикеров по внешнеполитическим вопросам оппозиционных парламентских партий», — спрашивает пан Чалый.

УКРАИНА СТАНОВИТСЯ МОДЕРАТОРОМ СБЛИЖЕНИЯ ЕС И ЕВРАЗЭС

«День» обратился к директору Национального института стратегических исследований Андрею ЕРМОЛАЕВУ с просьбой прокомментировать результаты саммита в Астане и объяснить, что Украине дает статус наблюдателя в ЕврАзЭс?

— Те переговоры, которые проходили в последнее время относительно особенных отношений Украины и стран Таможенного союза, а в будущем стран Евразийского экономического союза, подтверждают то, что позиция Украины является самой подготовленной и продуманной. Поскольку заявленная формула «3+1» как раз и предусматривала особую позицию и возможность секторного сотрудничества и право принимать участие и вносить предложения в нормативную базу этого интеграционного объединения. При этом сохраняя статус Украины как партнера, но не члена этого объединения. Конечно, с точки зрения большой политики есть определенная борьба за символичность этого процесса. Формула «3+1» в свое время неоднократно критиковалась, но, на мой взгляд, в конце концов, формула наблюдатель как раз отвечает этому предложению, с которым Украина вышла еще два года назад. Я уверен, что опыт Украины в ведении переговоров, нахождения такого компромисса будет интересен и другим странам СНГ, которые тоже не принимают участия в этом интеграционном объединении, но, тем не менее, заботятся о своих рынках, заботятся о возможностях широкого сотрудничества в отдельных секторах экономики, готовятся принимать участие в транснациональных проектах, по развитию инфраструктуры. Я думаю, что это положительный опыт для всех.

— А как нам удалось убедить Россию пойти на этот шаг, поскольку это фактически выглядит уступкой с ее стороны? Ведь Москва все время отклоняла формулу «3+1» и пыталась втянуть нас в Таможенный союз. И некоторые российские эксперты уже заявили, что наблюдатель — это шаг к тому, что в будущем Украина станет членом ТС.

— Во-первых, с точки зрения экономических процессов не только Украина добивается того, чтобы сохранить свои позиции и возможность участия в экономических процессах Евразийского региона. Ведь это и рынки, и общий технологический уклад, и возможности сохранения совместной работы в области новых научно-технологических разработок, и участие в развитии инфраструктуры, которая включала бы и украинские возможности: ее территорию, ее порты, транспортные маршруты. Но ведь таковым является интерес к Украине со стороны Таможенного союза. То есть здесь взаимный интерес. Долгое время предложения относительно вовлечения Украины в Таможенный союз было связано с таким ограниченным виденьем украинского ресурса лишь как составляющей экономики Таможенного союза. На сегодняшний день очевидно, что украинские возможности намного шире. Мы имеем сегодня соглашение о свободной торговле со странами СНГ и готовимся к такому же соглашению о свободной торговле с Евросоюзом. А это значит, что наши конкурентные возможности существенно больше. То есть мы имеем возможность включаться в экономические комплексы сразу двух регионов — европейского и евразийского. И я вижу в этом большую перспективу. А с точки зрения перспектив континентальных — не секрет, что в случае если мы без потрясений преодолеем эту кризисную полосу, которая будет продолжаться ближайшие несколько лет, сближение европейского и евразийского интеграционных объединений, мне кажется, вполне закономерно. Ведь речь может идти о формировании своеобразного континентального экономического пространства с общими правилами торговли, встречными инвестициями. У европейских стран большой интерес к евразийским странам. Украина в этом смысле занимает очень перспективную позицию. Фактически она становится модератором этого сближения, ее рациональное участие в этих процессах с акцентом на более глубокую интеграцию позволяет этот процесс ускорить. На сегодняшний день, мне кажется, понимание такой роли Украины уже есть и у наших коллег по Таможенному союзу. История не заканчивается в 2013 году. Она только начинается. Кризис научил страны, и сейчас идет поиск оптимальных моделей развития экономик XXI века. Очевидно, и вы являетесь сегодня свидетелем того, как идет дискуссия относительно перспектив межрегионального сотрудничества, формирования трансрегиональных зон свободной торговли. Большая дискуссия идет в Азиатско-Тихоокеанском регионе относительно того или иного центра объединения, своеобразная конкуренция между перспективами развития АТЕС и тихоокеанскими партнерами. Есть интересное предложение относительно формирования так называемой трансатлантической зоны свободной торговли, хотя она встречает поддержку со стороны всех стран Западной Европы. Поскольку это своеобразный вызов для внутреннего рынка Евросоюза. Есть перспектива формирования континентального экономического пространства, которое, на мой взгляд, является очень перспективным. Сближение и сотрудничество Европейского Союза и интеграционных объединений в Евразии, Черноморского сообщества. В этом смысле Украина выдержала тест на выбор. И сегодня у нее формируются самые конкурентные возможности с точки зрения перспективного континентального объединения.

— Как известно, на переговорах с Киевом представители ЕС постоянно отмечают, что членство в Таможенном союзе и ЗСТ с ЕС несовместимы. Более того, Брюссель на переговорах с Москвой тоже отмечает, что Таможенный союз в существующем формате может стать преградой для реализации проекта, за который выступает Путин, — создание зоны экономического процветания и безопасности от Ванкувера до Владивостока. Означает ли объявление предоставления Украине статуса наблюдателя в МС, что Россия услышала предостережения ЕС и поняла, что нужно играть по общим правилам?

— В свое время руководство России заявляло о том, что строило этот план развития интеграции на большой скорости. Речь идет об экономическом сообществе, потом Таможенный союз, за которым следующий шаг — единое экономическое пространство и евразийский экономический союз. Тогда речь шла о том, что этот процесс в идеале будет напоминать европейскую интеграцию. Но это означает, соответственно, и определенные обязательства перед международными организациями и международными партнерами, что этот интеграционный процесс будет отвечать международным правилам торговли, международным правилам интеграционного процесса, гарантии собственности. Я думаю, об этом идет речь, когда идут определенные контакты и переговоры между представителями ЕС и представителями стран Таможенного союза относительно перспектив взаимодействия. Эти интеграционные процессы будут гармоничными, лишь в случае если они будут действовать действительно по общим правилам. А это касается организации рынков, правил оборота капитала, рабочей силы, услуг.

— Кстати, а почему такая большая таинственность вокруг переговоров относительно статуса наблюдателя? Довольно неожиданной была поездка Президента Виктора Януковича в Сочи и не известны результаты его переговоров с российским коллегой Владимиром Путиным.

— Откровенно говоря, я не понимаю, почему постоянно обсуждаются вопросы излишней таинственности. Потому что в традиции общения политических лидеров, представителей Украины есть так называемый уровень без галстуков. Речь идет о консультациях, предшествующих официальным переговорам, когда согласовываются публичные позиции и документы, которые готовятся на переговорах. После саммита в Астане обнародована позиция, о которой говорили на протяжении года. По большому счету, никакой сенсации не произошло. Наоборот, мы имеем позитивные результаты, как для Украины, так и для Таможенного союза. Я не понимаю, о каких тайнах идет речь?

— Это касается утечки информации о том, что якобы в Сочи Украина согласилась на передачу ГТС в управление России.

— У меня нет информации, есть ли окончательные решения относительно ГТС. Но опять в течение последнего года на переговорах на межправительственном уровне и корпоративном уровне идет поиск взаимовыгодной модели формирования международного консорциума, в котором бы принимала участие украинская и российская сторона. Были сигналы предложения относительно участия европейских партнеров. Существуют разные варианты, поэтому, возможно, и этот вопрос обсуждался, но он тоже не является неожиданным.

— Завтра 31 мая во время заседания Совета министров стран СНГ в Минске украинский премьер Николай Азаров должен подписать меморандум об участии Украины в роботе ТС. Не могли бы ли вы сказать, что конкретно будет в этом документе, потому что в СМИ довольно противоречивая информация по этому поводу?

— На этот вопрос я не могу ответить, потому что я не посвящен в технологию этого процесса. Я также знаю, что там не все с точки зрения уставных позиций, но в любом случае мы должны получить политическую форму сотрудничества, которая позволит Украине быть наблюдателем и после того как пройдет этап Таможенного союза и начнет работать с 2015 года Евразийский экономический союз. То есть нам нужно иметь такой политический коридор, который будет отражать эту позицию в течение многих лет.

— Но общественность и депутаты должны знать о содержании этого документа до вступления его в силу.

— Меморандум — это декларативный и рамочный документ. Думаю, что после того как он будет согласован, депутатов информируют о его содержании, возможно, пройдет обсуждение этого документа.

— Пан Андрей, вы являетесь идеологом формулы «3+1»?

— Я являюсь одним из разработчиков и сторонником такого подхода.

«ЭТО — ОЧЕРЕДНОЙ СНГ БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ПОЛНОМОЧИЙ»

Сергей СОБОЛЕВ, народный депутат, заместитель главы фракции «Батьківщина»:

— Во-первых, нам непонятна эта позиция Януковича, когда был провозглашен европейский вектор развития, а после этого Украина добивается какого-то непонятного статуса наблюдателя. С другой стороны, в условиях ведения переговоров с Европейским Союзом относительно соглашения о зоне свободной торговли и об ассоциированном членстве странно идти на статус наблюдателя, который вообще не определен ни одним нормативным документом. Это — очередной СНГ без каких-либо полномочий. Это полный провал какой-либо внешней политики.

Сотрудничество с Таможенным союзом, согласно уставным документам ТС, возможно только тогда, если вы являетесь членом этого объединения. Далее возникнет ситуация, возможно ли сотрудничество в рамках соглашения о свободной торговле с ЕС, возможно ли тогда сотрудничество в рамках ВТО. Ответ на это очевиден — нет. Несомненно, сотрудничать нужно со всеми. Но все равно нужно выбирать приоритеты.

Что касается заявления Азарова о возможности присоединения Украины к некоторым положениям Таможенного союза. Но для этого нужно, чтобы согласие дал Таможенный союз. Даст ли он согласие на то, чтобы страна имела только права, не имея при этом никаких обязательств. Я убежден, что Таможенный союз не даст такого согласия. Именно поэтому, к сожалению, это все — продолжение старой песни, которую мы слышим не первый год. Когда мы вместо того, чтобы четко определиться, как это сделало большинство стран, которые сегодня уже являются членами ЕС, и двигаться в этом направлении, продолжаем сидеть между двух стульев. И это в очередной раз закончится падением.

Поэтому получение статуса наблюдателя никоим образом нельзя считать победой украинской дипломатии, как об этом заявляют некоторые эксперты. В чем победа? В том, что мы не имеем никаких отношений с Таможенным союзом и добились только статуса наблюдателя и в то же время ставим под сомнение наши отношения с Европейским Союзом. Для меня это пиррова победа.

«КОГДА ВЛАСТЬ ПЫТАЕТСЯ ВЕСТИ ПОЛИТИКУ НАВСТРЕЧУ МОСКВЕ И БРЮССЕЛЮ, НА ВЫХОДЕ БУДЕТ ТРЕТИЙ ВАРИАНТ — В НИКУДА»

Виктор БАЛОГА, народный депутат, внефракционный, член комитета по вопросам европейской интеграции ВР:

— Когда власть пытается вести политику навстречу Москве и Брюсселю, на выходе будет третий вариант — в никуда. Если и дальше власть будет пытаться вести политику многовекторности, нас ожидают не самые лучшие времена, потому что запаса прочности не хватит. Может это и к «лучшему», если нам идут (ЕС) навстречу, а мы не хотим.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать