Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нет контакта

между образованием и возможностью поработать
07 июня, 00:00

Любопытную информацию обнародовала на днях пресс-служба Счетной палаты Украины. Проверка, проведенная ее аудиторами, показала: если рассматривать молодых специалистов не как фактор производства, а как товар, то глубокий кризис отечественного рынка занятости очевиден и в этом случае. Оказалось, что государство совершенно не анализирует конъюнктуру предложения по трудоустройству и готовит в ВУЗах специалистов, которые по окончании обучения пополняют армию дипломированных безработных. Речь, как это на первый взгляд ни парадоксально, идет о профессиях, которые пользуются безусловным спросом со стороны общества: экономистах (в широком понимании), бухгалтерах, инженерах и юристах.

В этой связи Счетная палата приводит пример далеко не самого проблемного с точки зрения уровня безработицы Донецкого региона, где в прошлом году высшими учебными заведениями было выпущено 17563 «экономиста, коммерсанта и предпринимателя». Из них — только 2954 человека (16,8%) получили направление на работу и лишь «часть устроились самостоятельно». Счетную палату в данном случае волнует тот факт, что 4892 выпускника (27,8%) получали знания за счет государственного бюджета. То есть — на лицо не просто отсутствие желаемой связи между рынками образовательных услуг и труда. Речь идет о неэффективном использовании бюджетных средств «отдельными учебными учреждениями».

Как рассказали корреспонденту «Дня» в Государственном центре занятости (на учете в организациях такого рода в прошлом году числилось 2,8 млн. украинских граждан), профессии слесарей, строителей, монтажников и т. д. действительно пользуются большим спросом, тогда как юристы и экономисты зачастую не могут найти себе применения. Вот только те же строители, по понятным причинам, предпочитают класть кирпичи в Польше, Чехии, России, Германии и Португалии. Ну не хотят они работать за гроши. Они — это, как говорят сведущие люди, поколение постарше. Молодежь сейчас, рассказывают специалисты центра, с претензией. В Киеве (самом «трудоустроенном» городе Украины) мало кто за зарплату, меньшую чем $200-300, стремится работать. В регионах планка пониже — $100-150. И это, откровенно говоря, нормально.

Ненормально то, что зарплаты у госслужащих в Украине низкие. И права по этому поводу советник Президента Элла Либанова: «Неплохо бы ввести распределение для тех, кто учится за счет бюджета. Неправильно, если человек получил высшее педагогическое образование, а потом пошел работать в фирму секретарем». Однако как это сделать, если все меньше молодежи рвется работать в госсекторе вообще и в школах в частности?

Есть и еще одна сторона проблемы. Определить реальный уровень занятости населения в Украине до сих пор никто не в состоянии. По информации Министерства труда и социальной политики, в прошлом году в стране было около 5,6 млн. безработных. Это официально. А сколько тех, кто работал неполный рабочий день, находился в вынужденных отпусках или просто не получал зарплаты (а значит — не работал)? Непонятно, как тогда оценить реальную потребность страны в специалистах? Как наладить связь между рынками труда и образования?

Лучшее, что может сейчас делать молодой человек, — это полагаться на собственные силы. Времена патернализма в Украине прошли и, судя по всему, не скоро возродятся на качественно новом уровне социальных гарантий. Очень важно самому чувствовать связь между спросом и предложением на отдельные специальности. Высококлассных профессионалов не так много, чтобы можно было уверенно говорить о перенасыщении рынка труда. Во всяком случае, большинство руководителей из разных сфер деятельности в числе главных проблем называют кадровый голод.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать