Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Смена фаворитов

02 марта, 00:00

Премьер-министр Анатолий Кинах поручил Министерству экономики в первой половине марта организовать заседание Совета экспортеров. Руководителям крупнейших предприятий страны будет предложено подготовить правительству рекомендации по поддержке активности Украины на внешних рынках. Угроза резкого сокращения экспорта сегодня выглядит более чем реальной. Ставка на металлургию как базовую отрасль экономики перестает себя оправдывать из-за ухудшения ценовой конъюнктуры. Почти все производители металла по итогам последнего квартала прошлого года задекларировали убытки. По странному стечению обстоятельств это совпало с фактическим прекращением отраслевого налогового эксперимента. Похоже, правительство решается на постепенное расширение приоритетов.

Новыми фаворитами государственной поддержки, по замыслу Анатолия Кинаха, должны стать химическая промышленность, а также торговцы зерном и сахаром. Во всяком случае, на последнем заседании Кабинета Министров именно эти отрасли он назвал как важнейшие для развития экспорта. Для начала с руководителями крупнейших компаний из этих отраслей правительство намерено подписать Меморандум о сотрудничестве, как это недавно было сделано с нефтетрейдерами. В первую очередь, к этому должны готовиться операторы зернового рынка. «Я просил бы выучить опыт работы с компаниями на рынке нефтепродуктов, и готовить такие же предложения с точки зрения взаимодействия на рынке зерна», — сказал премьер, обращаясь к вице-премьеру по вопросам АПК Леониду Козаченко.

Впрочем, первые последствия выполнения этого поручения выглядят весьма странно. Леонид Козаченко сообщил о планах по реорганизации компании «Хлеб Украины» с целью создания на ее основе мощной структуры по экспорту зерна. Экономическая целесообразность такой реорганизации достойна отдельного изучения, но то, что она не имеет никакого отношения к «опыту работы с компаниями на рынке нефтепродуктов», можно уверенно утверждать уже сейчас. Если уж идти по аналогии с удачным регулированием рынка бензина, то первое, что для этого в свое время сделал министр экономики Александр Шлапак, собрал всех крупнейших трейдеров за одним столом. С планов по реорганизации компании «Укрнефть» он точно не начинал.

Видимо, не случайно премьер, давая распоряжение о сближении правительства с «избранными» отраслями, намекнул на угрозу неравномерного распределения симпатий тех или иных министров и вице-премьеров. «Требование к Кабинету Министров — быть на равной дистанции от всех коммерческих структур, остается, и будет становиться лишь более жестким. Нам нужно формировать на всех уровнях прозрачные правила игры», — призвал Анатолий Кинах членов своего правительства. Лоббирование интересов одной, пусть даже полугосударственной компании, как это происходит сейчас на рынке зерна, вряд ли поможет Кабмину стабилизировать этот рынок. Сегодня отсутствие компромиссного диалога правительства с крупными частными компаниями характерно как для зернового рынка, так и для второго аграрного фаворита — сахарного.

«Правительство не понимает реалий рынка. И производители, и торговцы несут убытки, значит, срочно что-то нужно менять», — эти слова Сергея Федоренко, президента крупнейшего сахарного трейдера, группы компаний «Укррос», «День» приводил лишь две недели назад. То, что они были сказаны журналистам, а не представителю правительства в узком кругу менеджеров, говорит о многом. Культура управления на уровне отрасли у исполнительной власти все еще низка. Готовность госчиновника собрать в своем кабинете конкурирующих бизнесменов во многом зависит не только от желания что-то реально сделать, но и от того, не является ли бизнесменом сам чиновник. В качестве последнего примера «взаимодействия» государства и бизнеса на рынке сахара стал тот факт, что о показателе минимальной цены сахара на внутреннем рынке на 2002 год руководители крупнейших компаний-торговцев узнали лишь от журналистов. Хотя по логике вещей они первые, с кем должны были бы советоваться при утверждении тарифных ограничений.

В химической отрасли, претендующей на роль еще одного экспортного фаворита, ситуация менее критична. Причем, в основном благодаря автономности каждого предприятия отрасли при формировании своей маркетинговой политики. Складывается впечатление, что поддержки от государства на внешних рынках здесь, по сути, никто особо и не жаждет. Руководители предприятий отрасли указывают прежде всего на сокращения сбыта на внутреннем рынке. «Мы теряем внутренний рынок из-за увеличения поставок из России»,— говорит председатель наблюдательного совета черкасского «Азота» Борис Райков. Он считает, что правительство должно немедленно начать антидемпинговое расследование по фактам импорта дешевых удобрений. Очевидно, что подписание отраслевого меморандума о сотрудничестве помогло бы правительству реагировать на такие опасные тенденции с упреждением, а не тогда, когда российские производители захватили почти 20% украинского рынка минеральных удобрений.

В целом же, расширение отраслевых приоритетов Кабинета Министров, судя по всему, продиктовано прежде всего экономическими, а не политическими мотивами. А это значит, что намеченная переориентация, скорее всего, будет продолжена в этом году несмотря на все «варианты» состава правительства после выборов. О политических последствиях смены фаворитов говорить пока рано, но стоит отметить, что именно благодаря льготному режиму развития украинской металлургии смог нарастить политические мускулы Донецкой регион, имеющий мощное представительство в нынешнем правительстве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать