Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Время «вставать с дивана»

И не зависеть от ЖЭКов
27 февраля, 00:00
Жизнь дает уже примеры гражданской инициативы. Там, где граждане надеются не на ЖЭКи, а на себя, — есть результаты. Консьержи в наших домах — тому пример. На улице Героев Днепра есть образцово-показательный дом 16А, вернее — лишь второй его подъезд. Там жильцы к обустройству прилегающей к квартирам территории подошли обстоятельно. Консьержи проходят серьезный кастинг — им нужно быть вежливыми, обходительными, не разрешается курить и потреблять алкоголь. Работает здесь Тамара Кузьминична Михайлева со своими двумя сменщицами за 110 гривен. Но зато комната ее со всеми удобствами и даже маленьким телевизором. Представитель совета жильцов Борис Степанович Фесенко (на фото справа) говорит, что цветы, зеркало, ковры — все сделано за деньги и при усилии жильцов. Сейчас они ежемесячно «сбрасываются» по 10 гривен, раньше делали более крупные взносы. За чистотой и уютом первых двух этажей следят консьержки, а выше — уже сами жильцы. Они, кстати сказать, сами красят стены, покупают лампочки, порошок и мыло. На Новый год подъезд украшала елка с гирляндой, а сейчас на ее месте стоит искусственное дерево. Борис Степанович считает, что при нынешней ситуации с коммунальными услугами улучшить качество жизни может лишь инициатива самих жильцов. «Мы горды тем, что сделано, — говорит он, — ведь человека должна окружать красота»

В наиболее остром кризисе сейчас находится система жилищно-коммунального хозяйства. Такое мнение населения страны зафиксировали социологи Центра «Социальный мониторинг», предложив респондентам оценить изменения, которые произошли за последние 11 лет в основных сферах жизнедеятельности общества. Всего в результате общенационального исследования, которое проводилось при поддержке Программы развития ООН в Украине, было опрошено 3063 человек. По десятибалльной оценочной шкале (где —5 — это значительное ухудшение социальной сферы и +5 — значительное улучшение) изменениям в жилищно-коммунальном хозяйстве участники опроса в среднем выставили —3,1 балла. Наиболее неудовлетворенными в этом смысле оказались жители Хмельницкой, Черкасской, Черниговской и Запорожской областей. Показательно, что ни в одной из предложенных для оценки сфер (охрана здоровья, социальная защита, экономическая ситуация, охрана окружающей среды и т.д.) респонденты не отметили положительных сдвигов. Наиболее склонны оценивать произошедшие изменения негативно жители областных центров и люди преклонного возраста. Наименее «пострадавшей» за период независимости, по мнению украинцев, оказалась система высшего образования (-1 балл).

Участникам опроса также предлагалось оценить качество основных коммунальных услуг. Удалось выяснить, что больше всего наших соотечественников беспокоит обеспеченность горячей водой (86% оценили качество этой услуги как низкое или скорее низкое), качество питьевой воды (80% опрошенных считают его низким), 78% не удовлетворены отоплением своих жилищ. Преобладание позитивных оценок над негативными наблюдается только по отношению к газообеспечению (53% опрошенных считают качество этой услуги высоким или скорее высоким). Поровну разделились мнения украинцев по поводу обеспечения электроэнергией.

Естественно, что качество вышеперечисленных услуг по-разному оценивается жителями различных регионов и областей Украины. Так, перебои с водой более всего ощущают на Ивано-Франковщине, в Луганской, Донецкой, Херсонской областях и в Крыму. Качеством питьевой воды больше всего не удовлетворены на Востоке и Юге страны. Без света чаще всего остаются в Одесской, Черновицкой, Луганской, Херсонской областях и крымчане.

Укором в излишнем оптимизме футурологии могут послужить и следующие результаты опроса. К примеру, только чуть больше половины домохозяйств в нашей стране имеют в своем распоряжении туалет, 69% жителей могут себе позволить принимать ванну, при этом 5% из них наверняка приходиться таскать для этого воду из колодца, так как такое элементарное благо цивилизации, как водопровод есть только у 64% наших граждан. Не во всех домах также по вечерам загорается свет — в 7% домохозяйств не проведена электроэнергия. При чем в Крыму и в Сумской области электрификация обошла стороной аж 20% опрошенных.

Что касается других услуг, предоставляемых населению государством за деньги налогоплательщиков, то здесь неудовлетворение украинцев преимущественно вызывает качество дорог, — 54% опрошенных оценивают его как очень низкое и еще 37% как скорее низкое. Интересно, что одинаково негативно оценивают состояние дорог как жители сельской местности, так и горожане. Зато, по мнению украинцев, растет качество другого вида коммуникаций — услуг мобильной связи (66% респондентов считают, что за последние 5 лет качество этой услуги выросло). Сегодняшнее состояние мобильной связи в Украине удовлетворяет аж 75% населения. (Это при том, что только 11% из общего числа опрошенных имеют мобильный телефон). Более менее «сносным» украинцы считают качество услуг телефонной связи (48% участников опроса оно устраивает), достаточно высоко оценивают работу общественного транспорта (58% позитивных откликов), одобряют услуги почты (62%).

Представляя вчера на пресс-конференции полученные данные директор Центра «Социальный мониторинг» Ольга Балакирева сказала, что социологи предвидели, что большинство оценок будут негативными, но не ожидали, что украинцы настолько не удовлетворены произошедшими за 11 лет в стране изменениями. По ее мнению, полученные результаты было бы целесообразно довести до сведения органов власти, прежде всего местных, чтобы они знали, что происходит у них в области и смогли сравнить мнение населения врученных им территорий по поводу качества предоставляемых услуг с мнением жителей других областей. Это, считает О. Балакирева, стало бы для местной власти хорошим поводом для раздумий и принятия решений.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать