Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ценная неожиданность для исследователей

О Спасо-Нередицких иконах XVI века с Новгорода в Овруче
31 июля, 20:02
ИСТОРИЯ ВАСИЛЬЕВСКОЙ ЦЕРКВИ ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ВОКРУГ ОВРУЧА ДОХОДИТ, ПО ПРЕДАНИЮ, ДО 997 ГОДА. НА ФОТО: ХРАМ, ВОССТАНОВЛЕННЫЙ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА / ФОТО С САЙТА OVRUCH.UCOZ.RU

Значительное количество открытий художественных произведений совершалось случайно, и было неожиданностью для исследователей этого направления человеческой деятельности.

История Васильевской церкви женского монастыря вблизи Овруча уходит, по преданию, в далекий 997 год и связана с именем Святого князя Владимира. Васильевская златоверхая дворцовая церковь князя Рюрика Ростиславовича (в крещении Василия) построена на месте деревянной. Церковь ХІІ века, по всей вероятности, возводил Петр Милонег, придворный зодчий Рюрика Ростиславовича.

Храм неоднократно разрушался и отстраивался на том же месте. Окончательно был разрушен в 1321 году во время осады города литовским князем Гедимином.

В XVI веке среди руин древнего сооружения опять была построена деревянная церковь, которая вскоре сгорела. Следующая церковь, построенная на том же месте в 1734 году, была разобрана «по ветхости». Разрушался Рюриков древний храм и в 1842 году, от него остались лишь три апсиды и часть северной стены с аркой.

Возобновление этого храма на основании исследования П. Покрышкина (1907—1909 гг.) по проекту архитектора А. Щусева выполнили архитекторы А. Веснин и В. Максимов. Сооружение четырехстолбное трехапсидное крестокупольное однобанное. К западному фасаду пристроены две лестничных башни — уникальное явление в XII веке, по мнению историков архитектуры. В интерьере памятника архитектуры сохранились фрагменты фресковой росписи XII века, отреставрированные в 1950—1960 гг. киевскими реставраторами Л. Калениченко, О. Плющ, Е. Мамолатом.

Художественное решение по воссозданию сооружения в начале ХХ века осуществили А. Блазнов, К. Савенок, К. Петров-Водкин и другие. Роспись была осуществлена без применения древней фресковой техники, а по новейшей технологии «кеим» (живопись силикатными красками, изобретение конца ХІХ в.). Следовательно, по проекту архитектора А. Щусева в 1907—1910 годах впервые на наших поприщах была выполнена реставрационная реконструкция, воссоздание памятника архитектуры ХІІ века. Кстати, этот опыт почти сто лет спустя был успешно использован специалистами корпорации «Укрреставрация» при возобновлении главных святынь Киева — церкви Богородицы Пирогощей на Подоле, Михайловского Золотоверхого собора и Успенского собора Киево-Печерской лавры, разрушенных в 30-40 гг. ХХ века.

В начале 70-х годов, когда начались работы по реставрации сооружений Васильевского женского монастыря, построенного во время Щусевской реставрации (архитектор-реставратор И.Малакова), и интерьера Васильевского храма (руководитель работ художник-реставратор И. Дорофиенко) в процессе подготовки реставрационной документации появились новые сведения о реконструкции церкви А. Щусевым. Известный ученый, искусствовед и архитектор Ю. Асеев сообщил, что во время работы с архивом Щусева ему попалась записка, в которой сообщалось, что архитектор купил иконостас в Спасо-Нередицкой церкви в Новгороде и передал его на реставрацию в Москву, после которой иконы должны были быть установлены в Овруцком храме. По предварительным исследованиям иконописи было установлено, что иконы имеют двухслойную запись, крепкое масляное покрытие. Исследование икон показало, что больших изменений слои краски аутентичного письма не претерпели, и потому опасности потерь икон при раскрытии не существует. Научно-реставрационным советом корпорации «Укрреставрация» было принято решение о снятии сплошных записей слоя краски на иконах, сделанного во время возобновления мастерами так называемой «благолепной» реставрации начала ХХ века.

Работу по раскрытию более поздних возобновлений выполнили высокопрофессиональные художники-реставраторы Валентина и Станислав Подкопаевы, Роман Юсим и другие. В процессе раскрытия оказалось, что иконы были трижды обновлены маслом — в XVII, XVIII и XIX вв. Для атрибуции (определение места, времени и автора произведения  — ред.) раскрытой темперной живописи, приобретенной в Спасо-Нередицкой церкви Новгорода для Овруча, пригласили доктора искусствоведения Е.Смирнову с Института искусствоведения в Москве, которая подтвердила предположение украинских реставраторов о принадлежности новгородских икон к XVI веку.

Так, среди интерьера средневекового храма ХІІ века, возобновленного А. Щусевым, появился иконостас с иконами XVI века, но до нашего времени сохранилось лишь несколько его образцов.

Роспись в интерьере на период реконструкции храма в начале ХХ века выполнил художник А. Блазнов по образцу росписи Спасо-Нередицкой церкви, который на то время, по свидетельству исследователей, не был зарисован.

Известно, что Спасо-Нередицкая церковь уничтожена во время Второй мировой войны, а несколько икон одного из периодов существования памятника архитектуры XVI века сохранились и были раскрыты украинскими реставраторами в начале 80-х годов ХХ века по традиционным методикам и в настоящее время остаются в иконостасе наряду с иконами XVIІ, XVIІІ и XIХ вв. Раскрытые иконы должны подробнее изучить специалисты-искусствоведы и ввести их в научное обращение.

К сожалению, последующая история существования интерьера Овруцкой церкви оказалась трагической, потому что непонимание некоторыми функционерами в реставрационной сфере деятельности важности  элементов возобновления сооружения привели к полному перерисовыванию парусов в технике современной казеиновой темперы и поисков композиций Петрова-Водкина в центральном нефе, где их не было ни по архивным данным, ни в натуре. Найденные композиции этого художника в одной из башен были подтверждены реставраторами во время последующей работы и выводами известного архитектора А. Комеча, искусствоведа Е. Смирновой и сына В. Максимова — одного из архитекторов, который работал во время воссоздания храма.

Время и научное осмысление возвращения к жизни десятков памятников в Украине доказали, что человеческую память можно хранить и такими способами, оставляя неприкосновенными фрагменты росписей и раскрытых от перерисовок икон одного из периодов существования сооружения времен Киевской Руси и священного места, связанного с именем Святого Владимира Великого, князя Киевского.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать