Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Теперь не менее 70% краматорцев за Украину...»

О заботах и надеждах Центра помощи переселенцам в прифронтовом городе
07 мая, 14:13
КРАМАТОРСК. 10 ФЕВРАЛЯ 2015 ГОДА / ФОТО РЕЙТЕР

Перед поездкой на Донбасс я специально встретился во Львове с представителями молодой донбасской «диаспоры», поскольку хотел определиться с маршрутом. Активисты общественной организации «Страна свободных людей» настоятельнее советовали мне посетить Центр помощи переселенцам, который находится в Краматорске по улице Транспортная, 20. Решил с него и начать. Внешне, при входе, большой щит с надписью: «Храм святого духа». А рядом другой: «Спасение! Освобождение! Исцеление! Благословение!».

ОРИЕНТИРОВОЧНО 80% ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ СОБИРАЮТ ХРИСТИАНЕ

Вспомнил свидетельства волонтеров, что почти 80% гуманитарной помощи для наших бойцов и переселенцев собирают христиане. Причем, это преимущественно верующие протестантских церквей. С интересом обошел все два этажа Центра. Моим гидом была старший координатор Центра помощи переселенцам Наталья Князева. Объясняет, что поскольку сейчас в прифронтовой зоне не стреляют орудия и «грады» и там господствует относительное затишье, то и людей здесь немного. Несколько мальчишек играют в небольшом спортзале. В комнатах красивые, аккуратно застеленные кровати. Везде сделан ремонт, поэтому находиться в Центре приятно — это не какой-то там мрачный рабочий барак сталинской эпохи.

Заходим в кабинет, где работает Наталья Князева. Обратил внимание на патриотическую наклейку на ее ноутбуке: «Правий сектор — сила, яка захищає». Объяснила, что это подарили наши бойцы. Интересное сочетание: деятельная христианско-протестантская среда и вот такой националистический лозунг. Все же, «Правый сектор» еще совсем недавно считался слишком радикальной организацией. Теперь же он воспринимается просто как деятельная проукраинская сила, которая не бросается словами и лозунгами, а занимается конкретным делом — защитой Отчизны. Следовательно, на Донбассе и христиане, и националисты находятся в союзе, по крайней мере, не враждуют. Спрашиваю у Натальи о том, о чем и меня непременно спросят друзья в Киеве, Ивано-Франковске и во Львове: какой теперь процент лояльных, патриотических, а также антиукраински настроенных граждан в Краматорске?

«Считаю, что и в период Майдана, и во время ДНРовской оккупации в Краматорске было не менее 40% патриотически настроенных граждан, — отвечает молодая женщина. — Мы знакомились в соцсетях, выходили на митинги в поддержку Украины и приблизительно ориентировались — сколько нас. Потом, когда уже «ополченцы» показали свое настоящее лицо (у краматорцев «отжимали» машины, грубо отбирали бизнес), у многих открылись глаза, и мы получили дополнительно еще около 30% сопереживающих. Следовательно, теперь у нас не менее 70% краматорцев за Украину. Но остальные 30% — это «железобетонно» антиукраинский электорат. Их не убедишь и не будешь перевоспитывать. Это люди, которые сами настроили себя против Украины. Что бы Россия с ними не вытворяла, как бы не разрушала Донбасс своей агрессивной имперской политикой, для них она все равно будет роднее и ближе, чем Украина. Они, как бык на красную тряпку, агрессивно реагируют даже на украинскую символику. Пока что терпят, молчат, но ждут свого времени».

ДЕЛО НЕ В УКРАИНСКИХ ГЕНАХ

Интересуюсь у собеседницы, откуда родом ее муж? Не земляк ли со Львовщины? Возможно, волынянин или буковинец? Все же, отношение к территориальной целостности Украины у него непреклонно государственническое. Наталья отвечает: «Нет, мой муж вырос на Донбассе. Он наполовину поляк, а наполовину кубанец. И в моих жилах течет не только украинская, но и русская, татарская кровь. Патриотизм зависит не только от этнического происхождения. Скажем, моя бабушка родом с Виннитчины, но ждет возвращения СССР. Она мне постоянно объясняет, какими плохими были бандеровцы, как они поддерживали фашистов... А вот бабушка, которая родом из России, вышивает украинские рушники, изучает с моими детьми украинский гимн, сама поет его, держа руку на сердце. Призывает всех любить Украину. Так что дело не в этничности, а в системе ценностей».

Прогуливаясь по улицам Краматорска, Славянска, Дружковки, я видел много патриотических надписей на гаражах, заборах, стенах домов. Среди них не только достаточно распространенное: «Донбасс — это Украина!» или: «Слава Украине!», но и такие, которые касаются других регионов, например: «Крым — Украина», «Кубань, Белгород — это Украина» и многие другие. И украинский, и русский языки местными патриотами используются приблизительно в одинаковой степени. Это если говорить о надписях, а не о языке общения. Украинского даже немного больше.

«СЕПАРАТИСТОВ МЫ ПЕРЕВОСПИТЫВАЕМ ТЕРПЕЛИВО, ПО-ХРИСТИАНСКИ...»

Все было бы хорошо, если бы краматорцы быстрее излечивались от сепаратизма. Но даже вышеупомянутые 30% «сепаров» являются большой проблемой для освобожденного города. Наталья с некоторой грустью говорит: «Мой сын сейчас учится в 5 классе. И у него уже есть конфликты с одноклассниками и учениками 6—7 классов. Он не скрывает того, что за Украину. И на курточку свою наклеил нашивку «киборг», и на рюкзаке у него патриотическая наклейка, и на руках желто голубые «браслетики» — он их в Киеве купил. Некоторые ученики называют его «нациком» и «укропом», уже пять раз «браслетики» срывали с рук... Он бесстрашно говорит школьникам-сепаратистам: «Да, я патриот Украины. Я здесь родился, здесь живу, я люблю эту землю. А вы кого поддерживаете? Говорите — Россию? А ну, спойте российский гимн!» Вот здесь и замолкают его оппоненты... Я прошу, чтобы сын не встревал в политические споры, но от этого, видно, никак не застрахуешься».

Мне больно слушать слова Натальи Князевой. Это почему же проукраинские граждане Краматорска должны страдать от 30% изменников? Где эффективная работа спецслужб и силовых структур? А может быть, стоит действовать иначе — лишать пенсий, социальных выплат, в конечном итоге — украинского гражданства? Вместо того чтобы согласиться со мной, Наталья приводит еще один пример из жизни Центра помощи переселенцам: «Как-то мы вывезли семью из Водиново (это село около Донецкого аэропорта) — мужчину, его жену, сына-восьмиклассника и тетю. Все четверо живут у нас около трех месяцев. Так вот, в принципе это неплохие люди, помогают нам... Но как-то из соцсетей мы узнали, что сын симпатизирует сепаратистам. А ребенок — это же отражение внутреннего мира родителей! Стало досадно, ведь переселенцы не могут не видеть, что мы здесь все патриоты; не могут не ценить того, что помогаем им, пытаемся решить их проблемы. Но все же упрямо поддерживают противоположную сторону! Мы решили не проникаться такими случаями. Ведь наша задача — просто помогать людям. А если и перевоспитывать сепаратистов, то делать это нужно терпеливо, по-христиански. Этот мальчик ездил во Львов по программе «Восток и Запад вместе». И мы надеемся, что он, пожив неделю в какой-то галицкой семье, пообщавшись со своими ровесниками, сам убедится, что на Львовщине живут хорошие люди».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать