Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Жизнь в Еврозоне

Журналист Виталий Цебрий — о чествовании памяти Евгения Коновальца в Каунасе, уровне благосостояния и идеальных дорогах в трехмиллионной стране
17 января, 12:17
ФОТО C САЙТА NICE-PLACES.COM

Украинцев в Литве проживает немного. Диаспора наша в Каунасе, например, практически незаметна. Впрочем, в начале декабря здесь состоялось событие, которое всколыхнуло украинскую общественность в Литве и привлекло более пристальное внимание здешних граждан к нашим соотечественникам.

В «самом литовском» городе Каунасе торжественно открыли мемориальную доску полковнику корпуса украинских Сечевых стрелков, одному из основателей и первому главе ОУН Евгению Коновальцу. Событие прошло со всеми официальными почестями, в частности, с парадом на главной улице первой литовской столицы (Каунас был столицей после 1918 года и до войны). По центральной Лайсвейс-аллее (Аллее Свободы) прошли торжественным маршем три военизированных подразделения. Маршировали украинский, литовский и даже чешский отряды молодых «стрелков». Мемориальную доску открывали под звуки фанфар. На мероприятии присутствовал председатель Львовского областного совета Олег Панкевич. Он отметил, что это событие         — историческое, «ведь впервые за годы существования Независимой Украины ее национального героя и полководца чествовали таким образом еще и за рубежом, а не только на родине...».

Украинский полковник и литовский гражданин Евгений Коновалец погиб в Роттердаме (Голландия) от взрыва пакета с тротилом, замаскированного под коробку от обуви. Покушение совершил агент НКВД. Фамилия убийцы Коновальца уже тогда была известна власти, проводившей расследование. Но никто не знал (или делали вид, что не знают) о том, что это была именно «рука Москвы»... Тайну смерти полковника раскрыли только спустя десятилетия после гибели. А сама Литва тем временем — то есть последние полвека — страдала от тоталитарного режима. Вспышки сопротивления сознательных литовцев «советам», как известно, вылились в партизанскую войну 1940—1950-х годов. Случались они и в более поздние времена. В мае 1972 года на центральной улице Каунаса, перед мэрией, совершил акт самосожжения литовский студент Ромас Каланта. Сегодня на этом месте каждый прохожий может видеть памятный знак-монумент. А тогда самоубийство 19-летнего юноши в знак протеста против тоталитарного режима всколыхнуло всю Литву. Массовые демонстрации прокатились в Каунасе, Вильнюсе, других городах. Но КГБ и советская милиция подавляющее большинство протестующих тогда не наказали. Только некоторых бросили в тюрьму. А самого Ромаса Каланту советская пропаганда объявила сумасшедшим.

В январе 1990 года мятежная Прибалтика начала отделяться от СССР, в Литву и ее ближайшие соседние республики тогда вошли советские танки. История едва не повторилась. Но именно с тех пор литовцы прокладывают свой путь в сообществе народов нынешнего Евросоюза.

О ХОРОШИХ ЗАРПЛАТАХ И ДОРОГОМ ХЛЕБЕ

В феврале 2011 года авторитетная в отрасли экономического маркетинга исследовательская фирма A.T. Kearney Global Services Location Index составила новый рейтинг привлекательности государств в сфере услуг для бизнеса. За прошлые два года с момента публикации предыдущего исследования страны Балтии добились заметного успеха — за счет конкурентоспособности базы расходов. Наши ближайшие соседи «выросли» с 22-й позиции до 13-й, а следом за Латвией разместилась Литва, поднявшаяся в рейтинге с 21 места на 14. Для сравнения: другая международная консалтинговая компания McKinsey назвала украинский банковский рынок самым уязвимым в Восточной Европе       — из-за высоких рисков, проблемных кредитов и зависимости от иностранного капитала. В то же время маленькая трехмиллионная Литва заняла 23-ю позицию в представленном Всемирным банком ежегодном рейтинге стран мира по уровню привлекательности ведения у них бизнеса. Всего в рейтинге было 183 страны. По сравнению с прошлым годом, Литва поднялась на три пункта. Это заметное достижение. А в другом важном мировом списке, в так называемом Рейтинге благосостояния-2011, индекс которого рассчитывается Лондонским институтом Legatum, эта страна Балтии заняла 44-е место. Пока что литовцы в этом плане отстают от стран Евросоюза, однако здесь стоит учесть и то обстоятельство, что Литве занять более высокое место, по мнению авторов исследования, не позволил «слишком большой пессимизм людей». Граждане этой маленькой страны очень недовольны качеством своей жизни. По этому показателю (уровень субъективного удовлетворения объективной ситуацией) страна вторая с конца — из 110 стран! То есть выходит, что литовцы условия своей жизни оценивают хуже, чем жители бедных стран Африки, Америки или Азии.

В действительности же инфраструктура коммуникаций в Литве развита лучше, чем в большинстве из этой сотни государств, а по качеству и распространению интернета и мобильной связи страна занимает верхние позиции рейтинга.

Это была официальная статистика. Что же касается непосредственных впечатлений от здешнего уровня жизни, то отмечу следующее. Продукты питания в Литве на сегодня достаточно дешевые. Мясо и мясопродукты здесь даже дешевле — на 20—30% — украинских аналогов. Практически весь остальной ассортимент «пищевой корзины» — по ценам, аналогичным нашим. Исключение составляют овощи-фрукты (все же в сезон у нас они намного дешевле), хлеб, алкоголь и табак. Очень дорогой общественный транспорт. Чуть ли не в три-четыре раза дороже среднего украинского показателя. Очень высокая плата за коммунальные услуги и жилье. Она также, по-видимому, выше в два-три раза. Дорогой бензин (где-то на 50%). Также недешевый природный газ. Это все — последствия дискриминационной и жесткой политики России, у которой Литва этот газ покупает. Причем по цене наивысшей в Европе... Месть бывшего тоталитарного государства маленькому, но вольнолюбивому народу?

НЕЗАМЕТНЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ И ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ ГРАЖДАНЕ

Однако большинство этих неурядиц и астрономических цен компенсируют сравнительно высокие здешние зарплаты. Ведь для литовца получать меньше 400 евро в месяц — это уже трудно, это наименее оплачиваемые виды работ. Средняя же заработная плата, например, в бюджетной сфере (медики, учителя, служащие, работники культуры) составляет в Литве 600 евро.

В стране широко развернуто капитальное строительство и реставрация старых домов. Прекрасные междугородные автострады вызывают просто восторг: приблизительно такого же уровня транспортные сообщения я видел разве что в Соединенных Штатах! О других факторах местного благосостояния можно судить по другим сферам литовского жития-бытия. На улицах того же Каунаса — море недешевых и красивых автомобилей, в спальных районах бывает очень сложно припарковаться на ночь. Однако от транспортных пробок на автомагистралях города спасает хорошо отлаженный общественный транспорт.

Он хоть и очень дорогой (втрое и даже вчетверо дороже украинского), но и порядка здесь, соответственно, намного больше. Горожане дисциплинировано заходят через передние двери автобуса (троллейбуса) и выходят через задние (средние), билеты — электронные, кондукторов в салонах нет. Зато контроль на маршрутах присутствует и наказание неотвратимое. На многих остановках есть электронные табло, фиксирующие движение транспорта, и все субъекты движения строго придерживаются графика... Маршрутки останавливаются по требованию пассажиров (их ловят на улицах так же, как такси). Почему такие простые вещи не возможны у нас?

Еще одна характерная черта принадлежности Литвы к Еврозоне: такое ощущение, что здесь нет (или же совсем мало) полицейских. Их почти не видно! Я не заметил, например, (за целых полгода обитания здесь) их «гаишников», сидящих в кустах в засаде. Хотя слышал, что и в Литве проводят операции по поимке нарушителей методами, схожими с украинскими. Но всего раз видел, как полицейская машина с включенными мигалками догоняла БМВ (водитель его превысил скорость на 10 км, его сразу засекли и накажут по всей строгости, будьте уверены).

О ГОРОДСКОМ КОМФОРТЕ И ДОРОГАХ

Относительно транспорта и обустройства городских автодорог, проблемы в Литве все же похожи на наши. Ведущий специалист коммунального отдела администрации самоуправления Каунаса (городская мэрия), Юозас Бублис, сказал мне: «Бюджетных средств катастрофически не хватает — и именно на ремонт тротуаров и дорог во дворах. Из шести миллионов лит (20 млн гривен. — Авт.), которые должны были выделить на текущий ремонт этих городских коммуникаций, за последние три года не дали нам ни цента». Впрочем, ведущий специалист отметил, что такая ситуация существует именно в Каунасе, втором по величине городе республики. В Вильнюсе с этим немного лучше. Однако Юозас Бублис жаловался, что в его городе плохо ремонтируют также и мосты, а это уже может не только лишить горожан городского комфорта, но совсем никуда не годится! На ремонт мостов в 2012 году необходимо было три миллиона лит, а получило его управление всего 100 тысяч...

Господин Бублис человек опытный, ситуацией владеет в достаточной степени — ведь 33 года проработал на предприятии, аналогичном нашему ДРСУ, а теперь уже семь лет служит в самой администрации. Он уверен: за 20 лет у государства накапливался долг перед транспортниками по 50 миллионов лит в год, и если бы эти средства были выделены вовремя, дороги в городе были бы идеальными.

Кстати, междугородные магистрали Литвы действительно идеальны, соответствуют всем европейским стандартам!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать