Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Феномен Андрея Наконечного

В Тернополе проходит выставка по случаю 110-й годовщины художника-неовизантиста
02 июля, 13:02
«БОГОРОДИЦА, ЗАСТУПНИЦА СОБОРНОЙ УКРАИНЫ». 1939 г.

Андрей Наконечный — художник-неовизантист, которого в Кракове называли «украинским Леонардо», родился 31 мая 1905 на Тернопольщине, в с. Урмань. Современник Богдана Лепкого, Елены Телиги, Богдана Стебельского, Святослава Гордынского, Эдварда Козака, Михаила Черешневского, Григория Крука, Наконечный остался на родной Бережанщине и всю жизнь прожил в преследовании. Он сознательно отказался от славы, чтобы защитить свои работы от уничтожения и сохранить жизни семьи.

Отказался от славы, но не навсегда... Известная тернопольская исследовательница, искусствовед Вера Стецько уверена, что уже давно пришло время признать место Андрея Наконечного в истории украинской культуры и издать альбом творческого наследия художника. Для популяризации творчества мастера в Тернопольском областном краеведческом музее по случаю 110-й годовщины со дня его рождения экспонируются эскизы, письма митрополита Андрея Шептицкого, документы из архива, иконы и картины художника, фотографии 1920-х — 1930-х годов, со времен учебы в частной школе Альфреда Терлецкого при Краковской академии красных искусств, деятельности в художественном кружке «Зарево», празднования 60-летия Богдана Лепкого в «Просвите» в Кракове, которые перед смертью передал сын художника Зиновий Наконечный. Он всю жизнь посвятил сохранению и популяризации творческого наследия отца.

ПЕРВАЯ БОЛЬШАЯ ВЫСТАВКА — ПОСЛЕ СМЕРТИ ХУДОЖНИКА

Стать художником Андрей Наконечный решил в детстве. Отец, заприметив, что его сын имеет способности к рисованию, отдал его в столярную мастерскую дальнего родственника Михаила Когута, который часто возил учеников во Львов в музеи, знакомил с архитектурными сооружениями. Первый творческий заказ (декорации к спектаклю) Андрей Наконечный получил от народного театра, который действовал при «Просвите» в с. Урмань. Когда работал над заказом, понял, что недостает мастерства, чтобы стать настоящим художником, нужно учиться. Эту мечту прервало то, что в 1926 году Андрея забрали в войско. Служил в Кракове. По состоянию здоровья через два года был уволен, однако остался в Кракове, обучался живописи в рисовальной школе профессора Гофмана, впоследствии поступил на обучение в частную школу Альфреда Терлецкого при Краковской академии красных искусств (1929—1933).

«Краковская украинская среда кон. 1920-х — 1930-х гг. формировала личность художника. Мастера, выходцы из Украины, объединились вокруг художественного кружка «Зарево». В 1932 г. члены «Зарева» устроили выставку, посвященную 60-летию со дня рождения известного украинского писателя Б. Лепкого. Большой резонанс в творческой среде Кракова приобрела персональная выставка произведений Андрея Наконечного в «Просвите». Выставка засвидетельствовала, что молодой художник значительно вырос в профессионализме, отважился погрузиться в глубины византийских традиций, придал своей иконе характер украино-византийского праобразца», — рассказывает искусствовед Вера Стецько.

Об Андрее Наконечном начали писать после большой персональной выставки в «Просвите». Определиться в стилистике неовизантизма помог польский профессор Кароль Гамоляш.

А первая большая посмертная выставка художника открылась только в январе 1991 года в Тернопольском областном краеведческом музее. Умер художник 15 сентября 1983 года.

ПОРТРЕТ МАЗЕПЫ — ПО ЗАКАЗУ МИТРОПОЛИТА ШЕПТИЦКОГО

В творчестве Андрея Наконечного значительную роль сыграл Митрополит Андрей Шептицкий, который заказывал у малоизвестного на то время художника работы. Таким образом он дал возможность раскрыться таланту будущего украинского художника-неовизантиста. В 1938—1939 годах Наконечный по заказу митрополита Шептицкого стал копировать фрески из часовни Честного Креста в резиденции польских королей на Вавеле. «Фреска — это знаменитый памятник, который в ХV—XVI веках расписывали украинские художники. За каждую копию Шептицкий посылал Наконечному 100 злотых. По заказу Митрополита Шептицкого он сделал портрет Мазепы. Кстати, сохранились письма Шептицкого к Наконечному», — говорит Вера Стецько.

«Во время Второй мировой войны Андрей Наконечный вступил в Организацию Украинских Националистов. Немцы вошли в Польшу, в частности в Краков. Наконечный попал под подозрение гестапо, он помогал польским друзьям-художникам. Немецкие власти быстро развеяли надежду членов ОУН о свободной Украине. Андрею Наконечному по воле счастливого случая удалось избежать ареста. Спасаясь от облав, Андрей Наконечный вынужден был вернуться в Урмань», — рассказывает Вера Стецько.

В своем селе Урмань в 1942 году Андрей Наконечный женился на местной красавице Евгении Юрковской. Так сложилась жизнь Андрея Наконечного, что он остался на Тернопольщине под пристальным надзором КГБ. Чтобы спасти себя и семью, записал в анкете, что имеет всего 4 класса образования, и пошел работать в каменоломню, позже работал в лесничестве, в дорожной службе сначала в Бережанах, а затем в Тернополе. «Люди его не выдали, а кагебисты знали что-то о нем, потому что постоянно наведывались с обысками», — говорит исследовательница.

Много фотографий, эскизов Андрей Наконечный был вынужден прятать в овине за двойным потолком. Большое количество икон хранилось за образами в храме в Урмани. К сожалению, многие из них повреждены и требуют реставрации.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать