Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Николай ЛАЗАРЕНКО: Журналистская фотография в Украине очень выросла

21 июня, 00:00

В газете «День» качественные снимки всегда ценились не меньше высококлассного репортажа или статьи. Часто удачное сюжетное фото может сказать значительно больше, чем сотни слов. Говорить на языке фотографии — талант, присущий не каждому.

Этот человек не признает свой профессиональный рост стремительным карьерным ростом, считая, что просто выполняет свое задание. Однако большинство фотографий с Виктором Ющенко, которые вы видите в СМИ, — его мастерская работа. Николай Лазаренко, который сейчас работает личным фотографом Президента, на днях отпраздновал свое 50 летие. Редакциягазеты «День», с которой непосредственно связан творческий путь Николая, искренне поздравляет коллегу! Новых успехов, вдохновения и неисчерпаемой энергии!

— Николай Иванович, вы достигли определенных вершин в украинской фотографии. Скажите, как все начиналось?

— Вообще фотографии меня научил отец еще в раннем детстве, когда мне было, наверное, лет пять. Поэтому сказать уверенно, планировал ли я быть фотографом или нет, трудно. Были различные периоды в жизни — от абсолютного увлечения фотографией до полного равнодушия. И уже где-то после армии я увлекся серьезно и надолго. Я начал читать литературу, экспериментировать, творить... Значительно позже пришло и желание работать в газете.

— С чем было связано стремление работать фотокорром?

— Однозначно трудно ответить... По-видимому, одна из причин — показать свои снимки кому-то. Плюс работы в печатном издании — это когда результаты твоей работы видит не один, не два человека и не семья или близкие, а широкая общественность. Мне очень интересна работа в журналистике. Не студийные, рекламные или любые коммерческие фотографии, а именно репортерская съемка. Возможно, в моем стремлении к журналистике присутствует элемент романтизма. Возможно... Сейчас трудно сказать. Но тогда, в силу различных причин, пробиться в газету было почти невозможно. В советские времена, чтобы работать в прессе, нужно было обязательно иметь журналистское образование...

— А кто вы по профессии?

— По профессии я токарь (смеется).

— Фотография — тоже, в определенной мере, токарное дело, не так ли?

— Токарное дело — это творческая профессия, бесспорно. И требует, возможно, не меньше творческого подхода, чем журналистика.

— Итак, возвращаясь к вашему пути в газету...

— В 90-е годы в прессе также сложилась своя система. Все вакансии были заполнены, и пробиться через бюрократические преграды было сложно. Только случай в 94-м году помог мне попасть в газету. Но это, как говорится, уже другая история...

— Рассказывайте.

— Рассказывать? Ну, если это интересно... Те, кто интересуется фотографией, знают о конкурсе, который проводится ежегодно в Амстердаме и называется World Press Photo. Победить в этом конкурсе — все равно что получить «Оскар» в кинематографе. Каждая страна проводит аналогичные конкурсы, как, например, Czech Press Photo или Press Photo России. В 1994 году в Украине также решили провести такой общенациональный фотоконкурс. Как говорится, за попытку не бьют, поэтому я решил попробовать. Надежды на победу не было, потому что я объективно оценивал свои шансы среди людей, которые работали в газетах, имели доступ к интересным событиям. Что мог предложить любитель? Но ради любопытства я пошел на этот конкурс. Места я, как и ожидалось, не занял никакого, но с чистой совестью пришел на итоговую фотовыставку, где на фуршете познакомился с коренастым украиноязычным человеком с газеткой в кармане. Он спросил меня, хочу ли я работать в газете. Я сказал — хочу. Это был Леонид Добровольский из «Київської правди». Тогда я даже не знал, что это за газета. Более того, я даже не представлял, что такое областная газета. Но там я проработал почти семь лет.

В 2001 году я впервые участвовал в фотоконкурсе «Дня». Занял первое или второе место (на самом деле «Гран-при» за работу «Пятерка». — Авт. ). Тогда ко мне подошла главный редактор газеты «День» Лариса Ившина и предложила работу в «Дне», на что я сказал: «Лариса Алексеевна, я до «Дня» еще не дорос». Однако она оказалась настойчивым редактором, и уже через два года я пришел на работу в газету «День». Я здесь действительно много работал. «День» стимулирует к постоянному росту и самосовершенствованию.

Потом меня пригласили на работу к Президенту...

— Вы не грустите по репортерской работе?

— Грущу. Это правда. Мне недостает, по-видимому, творческой части этой работы. Сейчас у меня фотографирование как факт. В газете хотя и тяжело работать, однако интереснее (пусть не обижается мое теперешнее руководство). Сейчас я ограничен заданием съемки. Хотя это также по-своему интересно и, наверное, не нужно было бы сравнивать. На каждой работе есть свои правила, и если хочешь быть успешным, следует их придерживаться.

— Как вы оцениваете сегодняшнюю украинскую фотографию?

— Украинская фотография очень неплохая, хотя почему-то не все так думают. Журналистская фотография в Украине очень выросла. Много молодых и талантливых ребят уже наступают на пятки. Кстати, советская школа фотографии была довольно сильной, и эта советская традиция заложена где-то на подсознании. Украинская фотография не слабее, чем, скажем, российская или европейская. Я бы, возможно, даже сказал, она более интересная. Но, к сожалению, на мировых конкурсах, на том же World Press Photo, мы не можем занять призовых мест, в отличие от, например, российских фотографов. А причина банальная — у нас нет средств для того, чтобы ездить по миру, посылать фотокоров в интересные командировки. Находим простой выход — берем фотографии «Рейтерс» или еще какого-то агентства. Жаль. Можно быть намного более активным фотографом, чем коллега из Германии, но он объедет 50 стран в месяц и сделает в 50 раз больше более интересных снимков, а ты будешь ждать случая, если такой будет.

— Сюжет нужно искать?

— Нужно знать, как ты хочешь показать ту или иную ситуацию. Ехать на задание и строчить по принципу «а вдруг что-то получится» все время нельзя. Да, конечно, это счастье для фотографа оказаться в нужном месте в нужное время. Но нужно рисовать рассказ, а не набор картинок. Человек по фотографиям должен прочитать эмоции, чувства, что ты хотел сказать. Надо собрать снимки в один фотографический текст.

— Как вы сами оцениваете свой стремительный карьерный взлет?

— Плохо это или хорошо, я человек не амбициозный. Я просто хочу хорошо делать свою работу. Я трудоголик по натуре. Если у меня есть выбор: пойти домой раньше или поработать час, я лучше поработаю. Вот такой я дурной, и иногда жена меня за это ругает. Возможно, для кого-то это амбициозно, кто-то может сказать: «Какой взлет! Фотограф Президента!». Каким я был, таким и есть — без амбиций и без понтов.

— Откройте секрет читателям: какие работы Николая Лазаренко они увидят на нынешней фотовыставке газеты «День»?

— Секрет заключается в том, что я еще не знаю. Я связан рамками работы, и планировать заранее очень трудно. Скажу одно: если человек определенный период времени выставляет свои снимки на фотоконкурсе, то он просто не имеет права в следующий раз показать что-то хуже.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать