Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинский космос

Парадоксы необъятной Марии Примаченко — на новой выставке в «Мистецькому Арсеналі»
10 февраля, 17:38
ПРОЕКТ «МАРИЯ ПРИМАЧЕНКО. НЕОБЪЯТНОЕ» ВЫЗВАЛ НЕБЫВАЛЫЙ ИНТЕРЕС МЕДИА. ДАЖЕ ТЕ, КТО ДАВНО ЗНАКОМ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИЦЫ, ВОЗМОЖНО, НЕ ВИДЕЛИ ТАКОГО КОЛИЧЕСТВА ЕЕ РАННИХ РАБОТ

Какие открытия ждут нас на выставке «Мария Примаченко. Необъятное»?

«Поклонники творчества Марии Примаченко, возможно, и не видели такого количества ранних работ художницы», — уверяет Наталия Заболотная, генеральный директор «Мистецького Арсеналу».

Есть парадокс в том, что Мария Примаченко часто принимала участие в официальных советских выставках, в частности, зарубежных, но ее картины по сути отрицали авторитарную систему. «Когда сегодня разглядываем животных Примаченко и видим датирование под картинами, задумываемся, что на самом дел имела в виду художница, что диктовало ее подсознание, — рассуждает Ольга Мельник, руководитель отдела развития музейного дела «Мистецького Арсеналу». — Например, работа «Звірі судяться» создана в 1937 году. Время репрессий, «троек» НКВД. Возможно, недаром на картине трое зверей и выбран именно такой сюжет».

«Мир великого художника поразил. Хотя, казалось бы, сколько раз видел... Однако здесь целый космос. И юмор какой — сочный, народный, приправленный еще и словом... — делится впечатлениями на Facebook глава Национального союза кинематографистов Украины Сергей Трымбач. — И — публика. Ощущение, что ты в своей семье, среди людей, ценностные установки которых тебе близки. Так редко это чувствует украинец в своей/не своей Украине, что сердце заболело».

ТАЙНА ИМЕН КАРТИН

Отдельного исследования требуют названия произведений Марии Примаченко. «Гоподін Рейган на цю картину подивися і удумайся яка ця атом важка і тяжола і нерозумна» — так художница подписала картину с мохнатым зверем — атомной бомбой, высунувшим длиннющий язык. «Ушатка ізловила рака, а рак не дурак — як укусе, буде знак» — целая история о животных, которых можно сравнить и с космическими пришельцами, и с языческими божками.


РИСОВАТЬ, КАК ПРИМАЧЕНКО — ТО ЕСТЬ, СВОБОДНО, УЧИЛ НА ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ В «МИСТЕЦЬКОМУ АРСЕНАЛІ» МАСТЕР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ИВАН ПРИХОДЬКО

 

«В основном названия произведений придумывали в музее. Но за основу брали надписи, которые Мария Примаченко оставляла с тыльной стороны своих работ, — рассказывает Адриана Вялец, директор Национального музея украинского народного декоративного искусства. — Эти надписи невероятно интересные. Например, «Лісова ентуханка лиже свого ребйонка». Или «Ой на тому базарі жонки человєків продавали». Или «Мати плаче ридає війну проклинає». Мария Примаченко писала с большими ошибками, но настолько метко давала характеристики своим образам, что все воспринимается органично».

«ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ЗВЕРИ ОХРАНЯЛИ ЕЕ»

К созданию выставки в «Мистецькому Арсеналі» приобщился Институт истории Украины НАН Украины. В частности, известный историк и автор «Дня», профессор Станислав Кульчицкий подготовил исследование «Творчество Марии Примаченко на фоне исторических эпох». Важность этой работы в том, что она вписывает знаменитую художницу в мировой контекст.

«Я восхищен талантом Марии Примаченко, абсолютно неожиданным и неведомым, — делится Станислав Кульчицкий. — Мария Примаченко не была оторвана от действительности. Я пытался согласовать некоторые сюжеты ее картин с историческими событиями. Например, Хрущев увлекался кукурузой. И у нее есть несколько картин с «кукурузными» мотивами. Но во времена Хрущева создана только одна такая работа. И уже потом, во времена брежневского «застоя», когда все забыли о той кукурузе, она ее тоже рисовала. Так понял, что для нее как для крестьянки кукуруза имела ценность сама по себе, не как политическое явление. Или тема космоса. Во времена Хрущева у нее была только одна картина на эту тему, дальше — больше. Но мне кажется, что журналист Григорий Местечкин, сотрудничавший с ней, подсказывал ей некоторые подписи, чтобы актуализировать работы. Некоторые названия работ Марии Примаченко точно подсказывали — но очень мало. В принципе, жизнь художницы была несчастливой, но власть ее не преследовала. Фантастические звери Марии Примаченко надежно охраняли ее от любых цензоров и КГБ».

«ПОСВЯЩАЛА СВОИ РАБОТЫ ШАХТЕРАМ, ВРАЧАМ...»

Сейчас в коллекции Национального музея украинского народного декоративного искусства есть 651 работа Марии Примаченко — и это сравнительно небольшая часть наследия художницы, хоть и самое большое собрание ее произведений. Собирать произведения Примаченко музей начал еще в 1930-е годы, и на сегодня он провел около 90 выставок, где представлял произведения мастерицы.

«Мария Примаченко сопоставляет такие цвета, которые не стал бы сочетать ни один профессиональный художник. Но мастерица так подбирает оттенки, что они иначе воспринимаются. И еще Мария Примаченко невероятно работает с линией, — рассуждает ведущий научный сотрудник Национального музея украинского народного декоративного искусства Елена Шестакова. — Мария Примаченко никогда не изображала ни Сталина, ни каких-то других деятелей. Она не была политизированной. Но общечеловеческие проблемы ее очень волновали: война, мир, чернобыльская катастрофа. Она посвящала свои работы шахтерам, врачам. Звери Марии Примаченко похожи на людей, имеют человеческие характеры: они добрые, злые, хитрые. Через них художница показывала свое восприятие мира».

Герои эпосов, исторические деятели или даже кто-то из родных — кого узнаете вы в произведениях уникальной художницы? Выставка «Мария Примаченко. Необъятное» продлится в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал» в Киеве до 13 марта.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать