Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украину в Венеции представит Виктор Сидоренко

Экспертная комиссия при Министерстве культуры и искусств выбрала проект для национальной презентации на 50-й биеннале
27 февраля, 00:00

Конфликтная ситуация вокруг первого в истории участия Украины в старейшем всемирном форуме современного искусства — биеннале в Венеции — два года назад внесла раскол в и без того не слишком сплоченную и вовсе не многочисленную среду украинского contemporary art. Пессимистически настроенные критики тогда даже пророчили, что первая украинская презентация останется и последней: ведь решение об участии в венецианской выставке согласно ее уставу принимается на уровне национальных правительств и обходится государственным бюджетам недешево, а украинские госчиновники, мол, насмотревшись на интриги и раздоры здешних художников тратить на них деньги больше не захотят. Однако кабинет Кинаха, а следом и Януковича проявили понимание стратегической важности присутствия Украины в мировом концерте актуального искусства, наличие которого в стране характеризует присутствие в ней плюрализма и демократии в глазах мирового культурного сообщества.

На конкурс за право представить страну на самой помпезной международной художественной биеннале (выставке, проходящей раз в два года) были выставлены проекты нескольких кураторов, среди которых Алексей Титаренко и Виктория Бурлака, а также куратор украинской национальной презентации на 49-й Венецианской биеннале Валентин Раевский, до сих пор судящийся с группой искусствоведов и журналистов, критически оценивших в прессе его проект и методы достижения художественных целей. Специально созданная при Министерстве культуры и искусств Украины экспертная комиссия отдала предпочтение одному из двух проектов, предложенных для Венеции художником Виктором Сидоренко — вице-президента Академии искусств Украины и директора созданного в минувшем году при ней Научно-исследовательского института современного искусства. Впрочем, академическая степень художника в данном случае не означает автоматически, что на знаменитой сцене актуального искусства он выступит с высказыванием в духе искусства только традиционного. О степени реальной современности проекта Сидоренко говорит и то, что его сокуратором в Венеции выступит признанный украинский специалист в области contemporary art, его теоретик и идеолог Александр Соловьев.

Рабочее название украинской презентации — «Жернова времени». Это будет мультимедийная инсталляция с непременным для сегодняшнего визуального искусства видео, уже несколько лет модными (в особенности — в Великобритании и Северной Америке) аудиоэффектами и уникальными оптическими технологиями, разработанными украинскими учеными и активно экспортируемыми за рубеж люминофорными искусственными кристаллами. Не обойдется и без традиционного жанра живописи, основной специализации Виктора Сидоренко, демонстрировавшейся в ряде международных выставок (среди них — Салон Центральной и Восточной Европы в Париже в 1998 году) и представленной в респектабельных собраниях — от президентских апартаментов в Алма-Ате до коллекции Жан Жака Людовикович Вьейа (Jean Jaques Ludovikovich Viella) в Версале. Проект национальной презентации Украины на 50-й Венецианской биеннале держится в секрете от публики до момента инаугурации форума, но нам стало известно, что сюжетная линия живописного ряда работы Сидоренко будет связана с образом «Тайной вечери», который художник считает вечным и даже более древним, чем христианство.

Директор визуальной секции юбилейной Венецианской биеннале, родившийся во Флоренции главный куратор Чикагского музея современного искусства Франческо Бонами, обозначил основную концепцию нынешнего форума, актуализировав марксистский вопрос о том, кому принадлежит искусство: «Мечты и конфликты. Диктатура зрителя». Для Виктора Сидоренко идея диктатуры зрителя означает скорее деструкцию: граффити на фресках собора св. Софии в Киеве, уничтожение талибами самого большого в мире изображения Будды в горах Афганистана, волюнтаристское влияние спонсоров нью- йоркского Музея метрополитен на экспозицию в его залах. Идея того, что зритель и время перемалывают искусство, словно некие жернова, по-видимому найдет отражение в его проекте.

Симптоматично, что на нынешней Венецианской биеннале украинские художники снова оказались востребованы не только в нашей национальной презентации. В 2001 году экс-киевлянин Олег Кулик был представлен в Венеции в павильоне Черногории, а проживавший тогда в Нью-Йорке нынешний директор Галереи М. Гельмана в Киеве Александр Ройтбурд участвовал в проекте директора визуальной секции 49 й биеннале Харальда Зеемана«Плато человечества» в итальянском павильоне. На этот раз видео и фотографии живущего сейчас в Москве украинского художника Сергея Браткова выбраны для кураторского проекта Виктора Мизиано «Возвращение художника», утвержденного российским правительством в качестве национальной презентации РФ на Венецианском форуме.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать