Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В Кировограде показали... «Кровавое воскресенье»

В областном художественном музее представлена отреставрированная картина известного польского художника Войцеха Горация Коссака (1856—1942 гг.)
28 января, 10:52
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КИРОВОГРАДСКИМ ОБЛАСТНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МУЗЕЕМ

Полотно называется «Кровавое воскресенье в Петербурге 9 января 1905 года». На картине изображен известный каждому еще со школы сюжет, где с жуткой экспрессивностью и фотографической точностью до наименьших деталей воспроизведены события 9 января 1905 года, вошедшие в историю как «Кровавое воскресенье» в Петербурге. По некоторым сведениям в этой манифестации приняли участие до 140 тысяч человек. Около 1 200 человек погибло, почти 5 тысяч было ранено. Именно эти события стали импульсом Первой русской революции. Примечательно, что сотрудники Музея, а следом за ними и зрители, увидели фантасмагорические перекликающиеся события 110-летней давности с трагическими реалиями украинской Революции достоинства.

Войцех Коссак был известным баталистом, мастером европейского уровня. Сын известного польского художника Юлиуша Коссака (1824—1899 гг.), рожденного в Украине, который посвятил ей немало своих картин, а Войцех родился в Париже. Учился сначала в Краковской школе изящных искусств, потом в Мюнхене и Париже у известных мастеров кисти А. Капабеля, Л. Бонна  и Е. Мейсонье. Стремление В. Коссака к батальным сценам было обусловлено годом собственной службы в рядах краковского полка. Первыми моделями художника стали его коллеги по службе, отсюда — портреты командующих, полевые учения, конные атаки, сцены из полковых историй на его ранних полотнах. Позже Коссак создал целую серию работ на тему, войны 1812 года, где поляки воевали на стороне Наполеона, стремясь завоевать независимость страны...

Картину «Кровавое воскресенье в Петербурге 9 января 1905 года» художник написал в Вене всего за три месяца. Уже 1 мая 1905 года масштабное полотно с большим успехом экспонировалось в Вене, в ноябре — в Лондоне, в следующие годы — в Париже и США (1907), Кракове (1914), Львове и Варшаве (1917). Русская власть картину запретила. Специальным циркуляром начальника Главного управления по делам печати Бельгарда приказывалось не допускать к печати снимки и статьи о ней. Однако в 1906-м была издана открытка с репродукцией картины «Кровавое воскресенье», которую широко использовали для революционной агитации. До 1947 г. картина находилась в Польше, а затем была подарена правительству СССР (в честь 30-летия октября). С декабря 1947 года картина была передана в фонды Третьяковской галереи.

Полотно поражает размерами! Вряд ли сегодня в Украине найдется музей, готовый предоставить площадь для экспозиции  картины 4х8 метров! Собственно, последний фактор и привел к ее передаче в 1962 году в Кировоградский областной краеведческий музей. На протяжении 1965—1991 гг. «Кровавое воскресенье» экспонировалось в его филиале — Кировоградской картинной галерее (он был размещен в бывшей Преображенский церкви) вплоть до возвращения помещения местной православной общине.

На протяжении свыше 20 лет полотно сохранялось в фондах Художественного музея в виде свитка на валу, следовательно, нуждалось в серьезной реставрации. За это нелегкое и ответственное дело взялись специалисты по станковой масляной живописи Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины Татьяна Бычко, Анатолий Безкровный, Ирина Сапегина и Михаил Билошицкий. Работа продолжалась почти год: была удалена грязь, закреплены краски, картина натянута на подрамник и обрела экспозиционный вид. Дополнительно было построено что-то наподобие «капитанского мостика», размещено соответствующее освещение. И вот почти через четверть века уникальное полотно опять стало доступным для широкой общественности и сегодня это произведение — жемчужина коллекции областного Художественного музея.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать