Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Юность гения

О взлете молодого Шевченко и его неизвестном портрете работы Карла Брюллова
15 сентября, 19:39
«МОЛОДОЙ ТАРАС ШЕВЧЕНКО В МАСТЕРСКОЙ КАРЛА БРЮЛЛОВА». КАРТИНА Г. С. МЕЛИХОВА. МАСЛО. 1947 ГОД

На сороковой день трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина — «солнца русской поэзии», в доме Карла Брюллова собралась плеяда интеллигенции Санкт-Петербурга, чтобы почтить память выдающегося поэта России. В этот же день решалась судьба гениального сына Украины — 23-летнего крепостного художника Тараса Шевченко.

Участник дня памяти Пушкина — полтавчанин Аполлон Мокрицкий, друг Гоголя, записал в 1837 году в своем «Дневнике»:

«18 [марта]. Четверг. …Когда все ушли, я остался один, говорил Брюллову насчет Шевченко, старался подвинуть его на доброе дело, и, кажется, это будет единственное средство — через Брюллова избавить его от тяжелых, ненавистных цепей рабства. И шутка ли! Человек с талантом страдает в неволе по прихоти грубого господина!

31 [марта]. Среда. Вечером … отправился я к Брюллову ... Он послал меня за Вас[илием] Ива[новичем] (Григорович — конференц-секретарь Академии художеств и Общества поощрения художников. Полтавчанин. Друг семьи Гоголя. — Р.С. ), и когда тот пришел, я предложил им рассмотреть дело Шевченко. Показал его стихотворение, которым Брюллов был чрезвычайно доволен, и, увидя из оного мысли и чувства молодого человека, решился извлечь его из податного состояния и для этого велел мне завтра же отправиться к Жуковскому и просить его приехать к нему. Не знаю, чем-то решат они горячо принятое участие… Я, прощаясь с ним, взял с него честное слово завтра нарисовать мой портрет.

2 апреля… После обеда призвал меня Брюллов. У него был Жуковский, он желал знать подробности насчет Шевченко. Слава богу, дело наше, кажется, примет хороший ход…

Брюллов начал сегодня портрет Жуковского и препохоже…» (выделено мной. — Р.С. )

Навсегда осталось неизвестным, какое именно произведение Шевченко на русском языке было представлено на суд Карлу Павловичу Брюллову 31 марта 1837 года. Ясно только, что это стихотворение так поразило, так живо задело сердце прославленного живописца, что он тут же решил писать портрет Жуковского, чтобы позже разыграть его в лотерею и за эти деньги купить свободу гению Украины.

Записи художника — полтавчанина сделаны по горячим следам событий, а не через 20, 30, 40 лет, как большинство воспоминаний о гении. Поэтому «Дневник» А. Мокрицкого является неопровержимым документом. Он свидетельствует, что высокая честь быть одним из первых инициаторов, первым организатором и непосредственным участником выкупа Тараса Григорьевича из крепостной зависимости после личного знакомства его с Карлом Брюлловым и поэтом Василием Жуковским по праву принадлежит 26 летнему дворянину, сыну титулярного советника из Пирятинского уезда Полтавской губернии — Аполлону Николаевичу Мокрицкому (1811—1871 гг.).

Шевченко арендовал квартиру вместе с художником в 1839 году.

Уничтожена вся переписка Мокрицкого с Шевченко. Полностью уничтожены все письма Тараса Григорьевича к Мокрицкому.

Наперекор сегодняшним научным изысканиям, трактатам и единогласно принятым теориям, «Дневник» 26-летнего полтавчанина, как бесспорно достоверный документ эпохи, рассказывает о подлинных событиях освобождения Шевченко из рабства и о его жизни в мастерской у великого мастера. Эти записи свидетельствуют и о том, что 21-летний гений Украины и Аполлон Мокрицкий учились вместе в Обществе поощрения художников и знали друг друга с первых месяцев зачисления крепостного Тараса в рисовальные классы!

Надо особо подчеркнуть, что в 1835 году им преподавал уроки мастерства знаменитый русский художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847 гг.), а эстетику и теорию искусства читал полтавчанин Василий Иванович Григорович (1786—1865 гг.).

В знак глубокой благодарности за постоянную заботу о нем и в память об участии в выкупе его из рабства Шевченко посвятил полтавчанину Василию Ивановичу Григоровичу знаменитую поэму «Гайдамаки».

25 апреля 1838 года Аполлон Мокрицкий внес в свой «Дневник» историческую запись: «Часа в два пошел я к Брюллову… Скоро пришел Жуковский с графом Виельгорским. Пришел Шевченко и Василий Андреевич вручил ему бумагу, заключающую в себе его свободу и обеспечение прав гражданства. Приятно было видеть эту сцену.» (выделено мной. — Р.С. )

Великий русский живописец под разными предлогами демонстративно отказывался писать портрет императора Николая I, вещателя декабристов, который в первый день своего восшествия на престол приказал расстрелять картечью народ, случайно оказавшийся на Сенатской площади. Не осуществилось заветное желание Аполлона Мокрицкого иметь честь быть увековеченным бессмертным Брюлловым.

Рисовал ли Карл Павлович гениального поэта Украины? Кроме двух сохранившихся шаржевых набросков, к сожалению, об этом в «Дневнике» художника-полтавчанина нет ни слова.

«Благороднейший из людей, … готов молиться на великого Брюллова», — находясь в ссылке Новопетровского укрепления, напишет в октябре 1856 года Шевченко в повести «Художник» о своем подлинном учителе. — «Для одной картины Карла Павловича стоит приехать из Китая, а не только из Малороссии. Чудо-богатырь за один присест и подмалевал, и кончил, и теперь угощает алчную публику своим дивным произведением. Велика его слава! И необъятен его гений!»

«Нередко случалось мне бывать в Эрмитаже вместе с Брюлловым. Это были блестящие лекции теории живописи. И каждый раз лекция заключалась Теньером и, в особенности, его «Казармой».

«Я из грязного чердака, я, ничтожный замарашка, на крыльях перелетел в волшебные залы Академии художеств. И что же я делал? Чем занимался я в этом святилище? Странно подумать, я занимался тогда сочинением малороссийских стихов, которые впоследствии упали такой страшной тяжестью на мою убогую душу… Призвание, и ничего больше…»

Брюллов обладал резким и крайне независимым характером, разносторонними познаниями и своим ученикам прививал целеустремленность, решительность и независимость в поведении и суждениях. Мастер мечтал выезжать со своими учениками на Украину, чтобы вместе с ними рисовать на природе. Ни один из профессоров Академии художеств не пользовался таким безграничным доверием и почтением своих учеников, как Брюллов, учитель Шевченко.

Быть рядом с Карлом Павловичем, учиться у него мастерству 24-летний поэт почитал за великое счастье.

Самым достойным учеником Брюллова, бесспорно, был гениальный сын Украины. Никто глубже не постиг тайн творчества великих мастеров мира и своего учителя, кроме него. За 15 дней до выкупа крепостного Тараса из рабства Мокрицкий посетил с ним Эрмитаж.

«…с большою пользою беседовали мы в этом святилище, и сей раз более, нежели когда, увидел я достоинства в вещах первоклассных мастеров, — записал в «Дневнике» полтавчанин. — Вандик, Рубенс, Веласкес, Гвидо, Аннибал Карраччи и другие ... стали для меня понятнее. Я измерял их талантом Брюллова и удивлялся необъятности его. У всех у них встречал я достоинства великого моего наставника…»

По канонам классицизма — «грязная, подлая, низкая жизнь простолюдина» считалась недостойной изображения.

Первый же опыт Шевченко в живописи масляными красками в 1840 году — картина «Нищий мальчик, дающий хлеб собаке», привлек внимание учителя и удивил экзаменаторов мощной силой правды. Зоркий, строгий, беспощадный глаз гения увидел и поведал горькую историю нищего ребенка, рядом с которым остался один единственный друг — голодная собака. Не условные, безжизненные, академически выверенные, холодные образы предстали перед комиссией. Безотрадную, убогую душераздирающую жизнь брошеного сироты — вот что они увидели на полотне.

Следующие работы Тараса Григорьевича — «Группа спящих нищенок», «Цыганка-ворожка», «Катерина» тоже привлекли внимание профессоров. Это были первые картины остро национального искусства. В сентябре 1844 года гений издаст серию офортов — «Живописная Украина».

Поэт стал родоначальником нового реалистического и демократического направления в украинской живописи и литературе.

…В начале декабря 1982 года я впервые приехала в гости к народному художнику, член-корреспонденту Академии художеств СССР, лауреату премии имени Т. Г. Шевченко — Михаилу Гордеевичу Дерегусу. Я попросила знаменитого живописца передать в дар для экспозиции строящегося заповедника-музея Н. В. Гоголя свои иллюстрации к произведениям гениального украинского писателя.

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «Украина Incognita»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать