Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Женева: компромисс ради передышки для Украины

Эксперты «Дня» о результатах встречи глав украинского и российской дипломатии при посредничестве США и ЕС
18 апреля, 23:46
ФОТО РЕЙТЕР

В принятом заявлении, в частности, говорится о необходимости прекращения любых проявлений насилия, угроз и провокационных действий; разоружения всех незаконных вооруженных формирований. Захваченные здания должны быть возвращены законным владельцам, оккупированные улицы, площади, другие публичные места во всех городах Украины должны быть освобождены. Должна быть осуществлена амнистия всем протестующим, за исключением тех, кто совершил тяжкие преступления, - говорится в заявлении.

Стороны согласились, что ОБСЕ будет играть ключевую роль в оказании содействия в обеспечении имплементации упомянутых первоочередных мер, прежде всего - по разоружению боевиков и освобождению оккупированных зданий. В этой связи США, ЕС и РФ поддержали деятельность в Украине специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Участники встречи также выразили готовность предоставить Украине дополнительную поддержку для стабилизации экономической и финансовой ситуации в стране.

Глава украинского МИД Андрей Дещица считает успехом результаты четырехсторонних переговоров. «Россия этим заявлением согласилась способствовать деэскалации ситуации в восточных регионах», - цитирует его «Интерфакс-Украина». По его словам, это заявление стало «своеобразным тестом, показавшим, насколько преданным является желание и решение, в первую очередь России, способствовать деэскалации ситуации в восточных регионах Украины». Вместе с тем он признался, что между Украиной и Российской Федерацией существуют противоречия в позиции относительно военно-политического статуса Украины. Дещица также добавил, что по «крымскому вопросу» у Киева и Москвы «полные разногласия», однако при этом США и ЕС полностью поддерживают позицию Украины, заключающуюся в признании Крыма частью ее территории.

Госсекретарь США Джон Керри назвал достигнутое в Женеве соглашение результатом «целого дня тяжелой работы» и отметил, что записанное на бумаге должно стать началом конкретных действий. «Важно, чтобы эти слова немедленно были воплощены в конкретные действия. Ни один из нас не едет отсюда с чувством, что мы осуществили задуманное только через слова на бумаге», - сказал Керри. Он также сказал, что, несмотря на возражения России, США предоставили российскому министру убедительные доказательства российской причастности к обострению положения в восточных областях Украины. По его словам, российский министр иностранных дел пообещал поддержку в процессе разоружения незаконных военизированных формирований.

Что интересно, президент Барак Обама, выступивший в Вашингтоне несколько часов спустя, выразил сомнение, что Россия сдержит взятые на себя обязательства. «Я надеюсь, что в течение нескольких следующих дней мы действительно увидим, как решается этот вопрос, однако, учитывая прошлый опыт, не думаю, что можно на это рассчитывать», - сказал он. Вместе с тем он добавил, «Мы должны быть готовы к тому, что придется действенно ответить на дальнейшие попытки россиян вторгаться на восток и юг Украины».Это мнение разделяет немецкий канцлер Ангела Меркель, которая в телефонном разговоре с Обамой согласилась, что США и Европа готовы принять дальнейшие меры, если деэскалация в ближайшее время не произойдет. Кроме того, лидеры двух стран отметили, что они поддерживают проведение президентских выборов в Украине 25 мая.

В телефонном разговоре с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном оба лидера согласились, что США и Европа готовы к новым санкциям против России, если Москва не будет способствовать восстановлению порядка в Украине.

Со своей стороны, Лавров заявил, что «договоренности во многом компромиссные, но самое главное - это признание участниками того неопровержимого факта, что этот кризис должны урегулировать сами украинцы».

Но довольно странным, если не сказать высокомерным, выглядело его следующее заявление во время пресс-конференции: «Конституционная реформа состоится в любом случае, у меня нет никаких сомнений. В этом нас заверили прежде американские партнеры, которые решающе влияют на нынешнее киевское руководство». Тем самым российский министр якобы специально хотел подчеркнуть зависимость нынешней власти от США. Более того, Лавров делал заявления, из которых следует, что он до сих пор считает фактом дискриминацию россиян и русскоязычного населения Украины. Но как раз все это опровергают различные международные организации и, в частности, последний доклад ООН о ситуации с правами человека в Украине, в которой подчеркивается, что, наоборот, ситуация в этом отношении ухудшилась в Крыму, который аннексировала Россия.

 «День» обратился к украинским и зарубежным экспертам с просьбой прокомментировать результаты женевской встречи.

«ЭТО ЗАЯВЛЕНИЕ НЕ МОГЛО БЫТЬ НИЧЕМ ИНЫМ...»

Олег ШАМШУР, экс-посол Украины в США:

- У меня отношение к этой встрече было довольно скептическое. Впрочем, надо признать, что переговоры, состоявшиеся в Женеве, являются положительными в том смысле, что они создают определенные предпосылки для деэскалации напряжения. Но оценка результатов может быть только после того, как будет понятно, насколько велика ее практическая значимость. То есть насколько декларации России будут подтверждены реальными действиями. Совершенно верно об этом сказал Керри на своей пресс-конференции. И здесь надо учитывать, что стороной споров фактически является страна-агрессор, и мы очень внимательно будем следить за действиями России, потому что, видимо, неслучайно фактически параллельно с переговорным процессом была пресс-конференция Путина, где он заявил и о своих претензиях и о непризнании легитимности выборов. То есть это очень серьезный сигнал, который тоже нельзя оставлять без внимания.

Если посмотреть на содержание заявления, то у меня опасения вызывает часть, в которой говорится, что представители России будут вместе с ЕС и США участниками мониторинговой миссии ОБСЕ. Мы уже имеем опыт Приднестровья. С другой стороны, понятно, что это заявление не могло быть ничем иным, как результатом компромисса между сторонами, чтобы осуществить деэскалацию напряжения.

- Немецкий исследователь Европейского центра Карнеги Ули Шпек заявил на своей странице в Twitter: «Женевское соглашение не создает преград для дальнейшей дестабилизации Украины со стороны России. Дипломатия провалилась». Как вы прокомментируете такое заявление?

- Я бы не сказал, что дипломатия провалилась. Скорее, создаются предпосылки для деэскалации конфликта. А будет ли это реализовано, мы увидим в ближайшие дни. Абсолютно неслучайно Керри сказал, что они ожидают и конкретных шагов со стороны России и если декларации не будут подтверждены конкретными действиями, Россия будет иметь последствия своего бездействия или деструктивной деятельности. То есть это возможности для деэскалации, а будут ли они реализованы, ближайшее время покажет.

- Что значит, что вопрос Крыма не был включен в заявление?

- Действительно, вопрос Крыма остался без внимания. И здесь важно то, что, отвечая на этот вопрос, Керри и Эштон заявили о том, что введенные санкции будут действовать. Это может быть одним из намерений России, чтобы для деэскалации на востоке Украины отвлечь внимание от Крыма. То есть закрепить для международного сообщества тот факт, что Крым уже стал де-факто территорией России. Это тоже может быть элементом стратегии России.

- А что скажете о таком замечании указанного выше немецкого эксперта: «Пункт соглашения о том, что все стороны должны воздержаться от любого насилия, ограничивает суверенитет Украины. Я не уверен, законно ли это»?

- Это, безусловно, компромиссный документ, и эта часть, где фактически определяются параметры конституционного переговорного процесса, в нормальных обстоятельствах не должны были быть приемлемыми. Но очень важно использовать это время для укрепления своей вертикали власти и для начала процесса реформ. Поэтому я понимаю логику компромисса. Но я не доволен этим заявлением.

- Британский журналист Бен Джуда отметил в Twitter: «Женева стала дипломатической победой России». Что скажете на это?

- Честно говоря, я бы не рассматривал это как дипломатическую победу России. Ведь в заявлении говорится об осуждении экстремизма, освобождении зданий. Думаю, слабость этого документа заключается в том, что страна-агрессор, которая де-факто осуществила аннексию и сейчас продолжает осуществлять ползучую интервенцию на территорию Украины, является стороной переговорного процесса и заявления. Это, безусловно, в обычных обстоятельствах не является нормальным. Но все-таки как победу России я бы это не рассматривал, хотя бы по этой причине. Мне кажется, что Россия пошла даже на то, чтобы сделать это заявление, по следующим причинам. С одной стороны, все же санкции действуют и наносят ущерб российской экономике, создают не очень комфортную ситуацию для российского руководства. А с другой стороны, Россию заставило пойти хоть на какие-то переговоры то, что Украина начала осуществлять антитеррористическую операцию и, в частности, сумела действовать решительно в Мариуполе.

«МНОГОЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ ТОГО, ОСТАНОВИТ ЛИ МОСКВА СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ УКРАИНЫ»

Стив ПАЙФЕР, старший научный сотрудник Института Брукингса:

- Заявление стало чем-то большим, чем большинство аналитиков ожидали от встречи в Женеве. Оно содержит важные меры по деэскалации кризиса. Большой вопрос, будут ли реализованы эти шаги, и многое будет зависеть от того, остановит ли Москва свою деятельность по дестабилизации Украины, в том числе поддержку тех, кто захватил здания на востоке Украины. Учитывая то, что Россия сделала в последние несколько недель, чтобы эскалировать кризис, люди, по понятным причинам, сомневаются в готовности Москвы реализовать это заявление. Но, так или иначе, мы очень скоро узнаем об этом. Наблюдатели ОБСЕ могут быть очень полезными в оценке того, выполнены ли обязательства.

Было бы ошибкой думать, что отсутствие упоминания о Крыме в заявлении означает, что США и ЕС признали его аннексию. В центре внимания встречи в Женеве было снятие напряжения и предотвращение того, что ситуация выйдет из-под контроля. Вопрос Крыма может быть решен позже. Вашингтон считает его оккупацию и аннексию незаконной.

«ЭТО ГОРАЗДО ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЕСЛИ БЫ ВТОРЖЕНИЕ НАЧАЛОСЬ В ЭТИ ВЫХОДНЫЕ»

Д-р Мэтью РОЖАНСКИ, директор Института Кеннана в международном центре ученых им. Вудро Вильсона:

- Я думаю, что это позитивный шаг, ведь это дает России альтернативный путь получить то, что она хочет, без эскалации военного вторжения в Украину, а именно, участвовать прямо или косвенно в конституционном/ федерализационном процессе. Это ничего не гарантирует, но это намного лучше, чем если бы вторжение началось в эти выходные. Просто ни Украины, ни Запад не готовы ответить на полномасштабное вторжение сейчас, а это, по крайней мере, дает возможность выиграть время.

Да, я согласен, что фактически аннексия Крыма была признана. Однако я думаю, что формальная позиция США, ЕС и Украины по этому вопросу остается неизменной - они не будут признавать этого, без практического влияния на отношения с Россией.

 

«ОСТАЕТСЯ ПОСМОТРЕТЬ НА РЕАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ЭТОЙ ДОГОВОРЕННОСТИ»

Татьяна КАСТУЕВА-ЖАН, руководитель центра Россия - ННГ, во Французском институте международных отношений:

- Тот факт, что Россия вообще приняла участие в переговорах и подписан совместный документ, безусловно, положительно. Россия не настаивала на привлечении к переговорам представителей юго-восточных областей, не настаивала на включении в заявление сроков федерализации и внеблокового статуса. То есть сняла наиболее сильные раздражители на переговорах, что  должно свидетельствовать о ее доброй воле и готовности к компромиссу. Однако остается посмотреть на реальное выполнение этой договоренности, ведь Россия полностью отрицает любое свое вмешательство в ситуацию на востоке Украины и всегда может переложить ответственность за неисполнение договора на Запад и временный украинское правительство.

По сути, США и ЕС по умолчанию приняли включение Крыма в состав России. Во-первых, негласно какое-то «моральное» и историческое право России на Крым признавалось практически сразу, и существует уверенность, что результаты проведенного референдума были бы в пользу России в любом случае, какими бы ни были условия его проведения. Во-вторых, вопрос Крыма не поднимался, чтобы не скомпрометировать шансы договориться по юго-востоку и в целом о дальнейшей судьбе Украины. В-третьих, есть уверенность в абсолютной бесполезности такого шага, поскольку нет никаких реальных шансов, что Путин отдаст Крым.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать