Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Черно-белая Атлантида

17 апреля, 15:37

В среду, 13 апреля, в Национальном музее Тараса Шевченко открылась выставка «Ежедневье. Литва в фотографиях 1963-2013 гг.»

Выставка является визуальным рассказом о повседневной жизни в Литве, начиная еще с хрущевских времен и до вступления в Евросоюз. Экспозицию составили работы таких авторов, как Ромуальдас Пожярскис, Альгирдас Шяшкус, Витас Луцкус, Артурас Валяуга, Миндаугас Каваляускас, Александрас Мацияускас, Донатас Станкявичюс, Антанас Суткус, Гинтарас Чясонис, Альгимантас Кунчюс, Ромуальдас Ракаускас.

Один из эффектов «Ежедневья» - фото 1960-70-х годов кажутся более интересными, чем современные фотографии. Вроде и там, и там - те же прохожие, те же дети и старики (сами собой фотогеничные), те же бытовые ситуации, иногда даже подобны жесты. И там, и там авторы не ищут социального шока, какой-то взрывной информации. Все вроде бы должно было бы быть похожим, но нет.

Конечно, тогда в стране тотального контроля само независимое фотографирование было уже поступком. Но это не ответ. И, видимо, дело не только во временной дистанции или в различиях талантов.

На фотографиях 40-50-летней давности - люди, которые не привыкли позировать. Более того: их среда совсем не насыщена визуально. Старые улицы, дома, брусчатка. Никакой рекламы или граффити. Идеальная сцена бедности для такого же бедного театра, где все эмоции - предельно выпуклые и выразительные. Ты словно смотришь на что-то не предназначенное для постороннего.

Пожалуй, в этом и заключается чудо фотографии: более-менее узнаваемые лица, ситуации и виды выглядят как свидетельство о другой цивилизации, какой-то затонувшей черно-белой Атлантиде - от которой, возможно, следует держаться подальше и от которой одновременно невозможно оторвать взгляд.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать