Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что мы будем делать дальше?

Эта война уже разрушила и будет разрушать в дальнейшем тысячи украинских судеб и жизней…
31 марта, 12:10

Первого апреля должна была состояться премьера спектакля "Носо-чоло-рого-вик", которую я ставил в театре, где сейчас имею честь служить - Николаевском художественном академическом драматическом театре. Внимательные читатели заметят, что из названия нашего театра исчезло одно слово, а именно русский. Да, сразу же, в первый день войны, директор театра Артем Свистун сообщил, что, по решению коллектива, театр отказывается от этого статуса. Стоит отметить, что это решение коллектив принял на общем собрании еще в 2018 году, но почему-то этот вопрос ни разу властные структуры не выносили на сессию областного совета, каждый раз по разным причинам, преимущественно "процедурного порядка". Мы все надеемся, что первая сессия Николаевского областного совета положительно проголосует за принципиальную позицию коллектива театра.

Но вернемся к премьере. В основе сценической редакции лежат тексты Ионеско и Беккета. Мы вдохновенно искали природу и, соответственно, образ носорогов, но вскоре увидели их своими глазами, когда они многотысячной ордой на смертоносной бронетехнике с буквой Z и, возможно, у кого-то на лбу, пересекли границы Украины и начали разбой, мародерство, изнасилования. Тупые агрессивные животные лишены человеческих черт.

Эта война уже разрушила и будет разрушать в дальнейшем тысячи украинских судеб и жизней. Что касается театра, то до сегодняшнего дня в нашем театре уже должны были состояться две премьеры: на 8 марта "Любовь неожиданно нагрянет" веселый спектакль-концерт и совместный украинско-французский проект "Мнимый больной" Мольера. Но, но...

С нетерпением мы ждем возможности вернуться к работе хотя бы в каком-то формате, и, слава Богу, кажется лед, как говорится, тронулся. На днях мы соберемся для организации и подготовки концертной программы в условиях войны для ее проката. Те актеры, которые могут приобщиться к этой работе, уже с нетерпением ждут вызовов.

Но, веря в скорейшую нашу победу, я постоянно возвращаюсь к размышлению: как театр должен развиваться дальше? Ведь понятно, что мир точно изменится в будущем. И театр, а я убежден, что на второй же день после победы театр станет самым необходимым местом для людей, не будет иметь права тратить время на изучение спроса и ждать пока станут понятны новые зрительские вкусы. И нужно будет сразу предъявить качественный художественный продукт, исполненный нового жизнеутверждающего содержания. И содержание это будет неповторимое украинское национальное. Уже все согласятся, что сегодня в плаиени по-настоящему отечественной освободительной войны окончательно закаляется украинская нация. И пока с востока прут легионы зла, Старый мир по привычке демонстрирует растерянность, даже испуг за свою сытую жизнь, а на самом деле свидетельствует, что ценности, которые пропагандирует Европа, – только декларации, или же ближе к нам – декорации. Вот и выходит, что после победы именно Украина способна предложить этому уже подтоптанному миру новые ценности. И очень важно, что ценности эти творятся теперь и вырастают из любви. Ведь именно любовь ведет украинский народ на этот великий подвиг, свидетелями которого мы все сейчас являемся.

Я провел определенный собственный опрос, интересовался у разных людей, из разных сфер – что бы вы хотели увидеть на сцене театра после войны? Знаете, что я услышал? Преимущественно то же, что всегда: комедию и что-то о любви. Коллеги меня поймут. Поэтому мне впомнился Брехт, которого я вывел в эпиграф к своему сообщению.

Потребность в самодостаточной современной национальной культуре ощутима уже всеми, и, как это свойственно каждому постколониальному обществу, тем более во время освободительной борьбы, на поверхность поднялась проблема отмежевания от культуры метрополии, культуры русской. Эта дискуссия, конечно, уже началась, происходит довольно эмоционально, некоторые из апологетов русской культуры молчат, но я убежден, что только пока – не имеют они смирения, экспансивность со временем свое возьмет. Но я вернусь в наш театр, где эта проблема будет стоять очень остро в коллективе, который еще недавно был призван популяризировать и развивать именно ее.

Разумеется, администрация приложит все усилия и даже больше, чтобы эта проблема разрешилась безболезненно. Хотя, безусловно, нам нужна будет помощь, и, пользуясь случаем, я обращаюсь к литераторам, драматургам, театроведам и культурологам и призываю их к широкому диалогу для создания нового репертуарного контента, создания культурно-художественного континуума в нашем южном регионе.

Позволю себе высказать личную позицию по этому вопросу. Я легко объявляю бессрочный мораторий и не собираюсь пользоваться ею. И хотя есть в русской культуре персоны, которые никак не отвечают за то, что творится с Мордормом сейчас, тем не менее – я обойдусь. Мир безграничный, и всегда в нем можно найти вдохновение, науку, утешение. Обойдусь, потому что, сколько бы они ни сеяли "разумное, доброе, вечное", выросли какие-то оборотни "русского мира", и на фоне статистики убитых украинских детей с отчаянием вспоминаешь о “слезинке ребёнка”. И не хочу больше об этом.

Что же мы будем делать? Жизнь сама нас научит, но вспоминается вот что... Повезло мне поработать с удивительным украинским сценографом Славой Коштелянчуком. Мы делали "Хозяина" Ивана Карпенко-Карого. Это было перед самой смертью Славы, и спектакль он так и не увидел. В последние недели мы с ним о многом переговорили, он многому меня научил... И вот его духовное завещание можно выразить так: жить надо нежно.

Постараемся, несмотря ни на что – невзгоды, боль, горе и смерть, которая пришла и неумолимо берет свое. Постараемся между собой, между украинцами жить нежно, ласково. Слава Украине!


Евгений КУРМАН, главный режиссер Николаевского академического художественного драматического театра, заслуженный деятель искусств Украины

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать