Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Яркий позитив

Онлайн-показ полнометражной киноленты «Зарваница» в рамках ХVII международного фестиваля документального кино о правах человека
29 апреля, 11:32

Карантинные реалии жизни побуждают находить, вопреки неутешительным новостям, положительные впечатления и светлые краски. Защищаемся теплыми эмоциями, пересматривая семейные фотоальбомы, радуемся общению по телефону с друзьями, смотрим любимые фильмы, читаем старые и новые книги (каждый может добавить свое). Так или иначе, но подобная самозащита при самоизоляции незримо объединяет нас. Объединяет и популярный нынче способ коммуникации - в режиме онлайн: учимся дистанционно овладевать знаниями, проводить профессиональные тренинги, совещания, концерты, даже фестивали и исполнительские конкурсы.

Вот такой неожиданной «защитой» и ярким позитивом стал для меня просмотр полнометражной киноленты «Зарваница». Ее демонстрировали во время ХVII международного фестиваля документального кино о правах человека, который проходил, конечно же, в онлайн-формате. Мировая премьера «Зарваницы» одновременно оказалась дебютом едва ли не самых молодых на сегодняшний день украинских режиссеров Яремы Малащука и Романа Химея. Оба из Коломыи, по уши влюблены в свой край, поколениями родственны с его людьми и с точностью камертона чувствуют все тональности его культуры. Очевидно, именно такие маркеры обусловили художественную органичность политонального фильма, который можно назвать «художественным документальным кино».

«Несюжетное» действие ленты - поход паломников из высокогорного гуцульского села Криворивни в Тернопольскую область, в село Зарваницу, которое известно чудотворной иконой Божьей матери и целебным источником, у которого, по древней легенде, появился Ее святой лик. Сюда каждое лето отовсюду приходят на богомолье тысячи христиан. Многодневное шествие паломников разворачивается в фильме неспешной процессией, которую авторы инсталлируют как кинополотно человеческой духовной культуры. От мала до велика движутся нарядные паломники с хоругвями и иконами в поисках своего святого образа, своего оберега бытия. Величественной фреской возникает перед ними горная скала, где каждый видит или пытается увидеть в каменных узорах лик святого или Девы Марии с Исусиком на руках. Одна из матерей, почему-то со слезами на глазах объясняет маленькому сыну свое ощущение святого образа, запечатленного капризными линиями и пятнами на скале-иконе. Именно для этого и повела она сына по Крестному пути. И малыш воспринимает мамино мироощущение: «Да, да, вот глаз, а вот щека...» (впечатляющий «стоп-символ» фильма). Еще один «стоп-символ»: рассказ-притча крестьянки об изображении Девы Марии на иконе-стволе дерева и подрубленные корни, которые свалили старое дерево, а также о человеческой силе, которая вернула его к жизни.

Образная и метафорическая символика «Зарваницы» отзывается поэтическими фресками Сергея Параджанова. Возможно, не случайно молодые авторы фильма выбрали в качестве отправной точки паломничества Криворивню: ведь именно здесь были сняты гениальные «Тени забытых предков». Вот таким образом-символом является в киноленте седовласый философ-мудрец Валерий Снижко - некий украинский Сократ, обложенный книгами, который умело владеет компьютером и который не обидит букашку, попавшую на клавиатуру Lenovo: «Ишь, и она хочет быть грамотной!».

Крупным планом самопрезентуют себя в фильме его «неигровые» характерные персонажи: это и монолог одетой в роскошную аутентичную вышиванку бабушки Параски у могил своих предков, и живой портрет 80-летней гуцулки-юбилярши, которая с радостью принимает подарки, и кино-зарисовка уже немолодого мужчины со своей старенькой мамой, которая плохо слышит, это также колоритный местный печник-умелец, который гордится собственными изделиями, экскурсовод, который старается не перепутать перед видео-камерой сложные названия, а рядом со всеми ними - женщины с мобилками и, девушки в модных «прикидах», парни, которые умело устраивают на ночь палатки, дети, которые весело плещутся в горной реке. И как модератор этого многофигурного действа - мастер-фотограф, который творчески фиксирует для собственного удовольствия персонажей, события, лица людей, которых вряд ли когда-нибудь еще раз встретит. Все они совершенно разные, а между тем объединенные общим опытом древней религиозной культуры, пронизывающей все их бытие.

Фильм «Зарваница» сопровождается английскими титрами и в англоязычном варианте называется «New Jerusalem». Основанная еще в середине XV века, Зарваница и сегодня остается одной из духовных святынь Украины. Недавно построенные здесь белоснежные архитектурные творения повторяют культовые знаки Святой Земли - уменьшенные копии Гроба Господня, Голгофы, Масличного сада, Лестницы Покаяния, Лионских ворот, Башни Давида и даже «стены плача». Сюда, в Украинский Иерусалим, и отправляются паломники со всех концов вместе с паломниками из гуцульского села Криворивни.

P.S. Фильм «Зарваница» Яремы Малащука и Романа Химея (продюсер Валерия Сочивец) дебютирует также в национальном конкурсе DOCU/Украина. Возможно, их кинолента станет началом создания киноантологии богатых многообразной культуры Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать