Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Morbus Germanikus

или Недетская болезнь левизны в немецкоязычной Европе
28 марта, 14:19

На днях нам пришлось пообщаться с российскими коллегами. Да, на вопрос, как мы в такое общение встряли, сразу отвечаю: имели одну единственную цель, а именно объяснить немецким организаторам совместного исследовательского проекта российской, восточноевропейской и постсоветской музыки, почему мы в этом проекте никакого участия принимать не хотим.

Причем объясняем мы им это уже с самого старта проекта, года два-три точно, ну а теперь пришлось стать более радикальными.

Официально на сайте данного проекта  вы можете прочитать, что в связи с обстоятельствами институционные связи прекращены, но сотрудничество будет вестись в индивидуальном порядке. Вот вроде бы для того, чтобы обсудить эти «индивидуальные связи», нас и пригласили

Так встретились в Зуме два мира, модерируемые немецкими организаторами.

Главной и единственной целью украинских участников, делегацию которых возглавила доктор искусствоведения Ирина Тукова (НМАУ), было оглашение долговременной паузы в каком-либо сотрудничестве с российскими коллегами. Озвучить свою позицию нашему сообществу казалось необходимым.

Если коротко, то эту встречу можно описать двумя словами: дна нет.

Немецкие организаторы вздрагивали на каждом нашем более остром слове, краснели, как девки на выданье, и ужасно извинялись перед российскими участниками встречи, ой, как неудобно, эти украинцы такие нервные, ну, у них война, поймите же. Параллельно у некоторых участников Зум-встречи были слышны выстрелы под окнами.

Если дольше, то от российских коллег (и от весьма уважаемых нами ранее, и вообще нам ранее неизвестных) мы не услышали ни слова поддержки и сочувствия – кроме нескольких официальных на вступлении. Зато услышали следующее:

• Им очень тяжело. Они, бедные, страдают, потому что уехать нигде не могут, сидят, сараки, в изоляции, пожалейте же их.

• Они даже ходили на митинги, ну, не помогло. Уехать не могут, сидят дальше.

• От нашей «русофобии» они тоже очень страдают (эй, выбирайте слова).

• Мы им очень нужны, потому что нам и дальше надо вместе пропагандировать великую русскую культуру. Да, они наивно продолжают думать, что мы с ними и сами они не справятся.

• Великая культура не виновата. Давайте будем толерантными и дальше будем дружить интеллигентными семьями.

• Изучать эту культуру исключительно с точки зрения культуры раскаяния (предложение одной сознательной коллеги). Коллегу сразу затюкали свои же. Нам не за что каяться, сказали они.

Еще они сказали, что

• Мы сожгли восемь лет назад в Одессе их друзей.

• Восемь лет у нас шла гражданская война…

На этих словах мы и вышли вместе. Что было дальше – не знаю. И знать не хочу, ни этих российских коллег, ни немецких, честно говоря, тоже, хотя недавно имела с ними еще очень даже нежные отношения.

Но знаю, что поиски «добрых русских» в немецкой Европе только начались. Все эти скандальные украино-российские концерты в поддержку Украины – это только цветочки. Очень ядовитые цветочки. На прошлой неделе на массовом концерте у Бранденбургских ворот, собравшем 15 тысяч слушателей, так и не пустили обещанное видео с речью президента Зеленского. Вместо этого выпустили двоих детей – с украинским флагом и с российской тряпкой. А уже через два дня на похожем по идеям концерте в Президентском дворце (тоже в Берлине) прозвучало одно (!) произведение украинского композитора Сильвестрова. Еще звучал Шостакович. А выступал российский пианист Киссин. Случайность? Нет, тенденция.

Плоды будут более горькими. Вон смотрите, уже такой сакральный институт, как Венский университет музыки и театра, выражает поддержку украинским и – российским (они, мол, тоже жертвы режима) студентам. И таких лояльных институций – большинство.

Не хотелось бы об этом писать, но попытки найти «добрых русских» в немецкоязычной Европе, очевидно, связаны с глубинным комплексом раскаяния за преступления нацизма и поисками «добрых немцев» в своей собственной истории. Комплекс вины является гнусной основой для любых отношений, даже межличностных, не говоря уже о политических, поэтому нам просто стоит готовиться к очередным провокациям, продиктованным этой безличной, необязательной и нелогичной любовью к человечеству в целом и зеленым помидорам в частности. Мы должны теперь отбиваться не только от врагов, но и от друзей. Должны выступить сообществом. Ведь только так победим!

Пользуясь случаем, хочу обратиться не только к своим коллегам-музыковедам, не только к людям культуры, но к украинским ученым всех отраслей: мы не должны стоять в стороне от мировых экономических санкций, мы должны поддержать их, блокируя любые связи, прекратив какое-либо сотрудничество с российскими «коллегами» немедленно, уже сегодня, если вы не сделали этого раньше. В этой войне нет великих идеалов культуры или науки, а есть только наш гражданский долг бороться с врагом всеми доступными нам средствами.

Лидия МЕЛЬНИК, докторка искусствоведения, музыковедка, музыкальная критикиня

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать