Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Существуют поколения X, Y, Z?

Плюсы и минусы американской теории поколений
05 апреля, 11:02

Исследовательский центр Pew недавно объявил, что он определит людей, родившихся между 1981 и 1996 годами, как членов «поколения миллениалов», которое охватывает более узкий диапазон лет, чем используется Бюро переписи населения США.

Однако, по мнению эксперта New York Times Джона Квиггина, было бы лучше, если бы «игру поколений», которая активно тиражируется журналистами и комментаторами, наконец завершили и перестали делить людей на группы на основе года.

Основные тезисы Квиггина таковы:

- Деление общества на поколение приносит больше вреда, чем пользы, закрывая отдельные факторы, формирующие мировоззрение, отношение к политике и человеческие возможности.

- Чтобы понять, что не так с теорией поколений, следует посмотреть на американские генерации. В многочисленных эссе последних лет их высмеивали как ленивых нарциссов или, наоборот, прославляли как творческих и активных личностей. Аналогичные термины были применены к поколению «X», а до этого - к «бэби-бумерам».

- Большинство различий, которые ученые приписывают сегодняшней молодежи, исчезают, как только вы пообщаетесь с отдельным человеком, а не с целым мнимым поколением.

- Разделение общества на поколения затмевает реальные проблемы расы, класса и пола. Сегодня выбор молодых людей определяется их политическими взглядами, личными решениями и поступками, а вовсе не датой в свидетельстве о рождении.

Теория поколений, согласно которой в настоящее время существуют генерации X, Y, Z и другие, была разработана американскими историками Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Свою концепцию они раскрывают в четырех книгах: «Поколение» (1991), «Тринадцатое поколение» (1993), «Четвертое преобразование: американское пророчество» (1997) и «Восхождение поколения Миллениума: следующее Большое поколения» (2000).

Штраус и Хоув определяют генерацию как совокупность всех людей, рожденных в промежуток времени, что составляет примерно 20 лет, или одну фазу жизни: детство, молодость, средний возраст и старость. По мнению авторов, поколения можно идентифицировать, если его представители:

1. Принадлежат к одной исторической эпохе, сталкиваются с одинаковыми ключевыми событиями и общественными веяниями, находясь на тех же жизненных фазах;

2. Разделяют определенные общие убеждения и модели поведения;

3. Зная об общих особенностях и опыте со сверстниками, чувствуют принадлежность к поколению.

Штраус и Хоув утверждают, что они выработали свое определение поколения на основе работ различных авторов и мыслителей - от древних писателей, как Полибий Ибн Хальдун, до относительно современных теоретиков, как Хосе Ортега-и-Гассет, Карл Мангейм и Огюст Конт.

Теория Штрауса и Хоува имеет значительное влияние на исследование поколений, маркетинг и бизнес-литературу. Однако она подвергается критике со стороны ряда историков и социологов относительно детерминистского подхода, несоответствия критериям Поппера и отказа от опоры на точные эмпирические данные, в частности - ошибку неполного доказательства.

Детерминизмом является позиция, согласно которой все, что происходит в мире, ход человеческой жизни и истории, продиктовано каким-то одним фактором. На этой основе определяется понимание свободы и фактически делается вывод, что для выбора и личной ответственности у людей, по сути, нет места. Детерминизм может пониматься как фатализм и установка, что предусматривает только одно, точно заданное будущее.

Критерий Поппера - это принцип фальсификации, который  определяет научность теории. Если концепцию можно опровергнуть с помощью других эмпирических данных, даже если их еще нет, тогда она является проверенной. Иначе говоря, согласно критерию Поппера, научная теория не может быть принципиально неопровержимой.

Под ошибкой неполного доказательства подразумевается логическая ошибка, заключающаяся в ссылке на отдельные случаи или данные, подтверждающие определенные положения, при игнорировании значительной части связанных случаев или данных, которые могут противоречить этим положениям.

Теорию Штрауса и Хоува также критикуют за то, что различия поколений, наблюдающиеся с позиции работодателя, объясняются развитием условий труда, инициированных самими работодателями. Мол, это развитие обусловлено конкуренцией фирм на рынке вакансий за получение более высококвалифицированных работников. Новые условия труда как продукт, отмечают критики, имеют классический жизненный цикл товара, и когда они становятся массовыми, соответственно изменяются и стандартные ожидания работников.

Отвечая на критику, Штраус признал, что некоторым историкам может не понравиться подход:

«Люди ищут новый способ почувствовать себя причастными к истории США. В этом и есть проблема. Мы как бы дрейфуем в океане последние 10 лет, и мы думаем, что последние десятилетия об истории говорили как о наборе мини-историй, но людям не интересны мини-истории. Они ищут целостное видение. У нас уже десятки лет не было такого видения, и мы стараемся показать его в нашей книге».

А реагируя на упреки в стереотипизации и обобщениях, Штраус и Хоув подчеркивали, что они никогда не пытались говорить о том, что любое из поколений является монохромным:

«Очевидно, что в него входят совершенно разные люди. Но если рассматривать поколение как социальную общность, мы увидим, что оно в конце концов так же мощно - а мы считаем, что и более мощно - как экономические и социальные классы, расы, пол, религия и политические партии».

Несмотря на сомнительную научность теории Штрауса и Хоува, многие ученые положительно оценивают их исследовательские старания. Таким образом, эта концепция является не менее полезной пищей для размышлений и довольно познавательной точкой зрения на историю поколений.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать