Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Брюссельский синдром»

Если европеизация будет истолкована как переход из российского протектората в европейский, то Путин добьется своего — раздела Украины в согласии с Европой
02 июля, 13:27
ФОТО РЕЙТЕР

Весь мир пережил несколько тревожных дней, особенно последние 72 часа перед тем, как должна была завершиться пролонгация перемирия. И вздохнул свободно, когда была возобновлена АТО. Мир победил войну — вот таков парадокс военного столкновения Украины и России, войны нового типа.

Самые главные слова в обращении Петра Порошенко вот эти:

«Скасування рішення Ради Федерації про дозвіл вводити російські війська в Україну мало позитивне, але символічне значення. Ми так і не дочекалися конкретних кроків з деескалації ситуації. В тому числі й у частині зміцнення контролю за кордоном».

Путин предложил игру по старому советскому образцу: мы делаем вид, что работаем, государство делает вид, что платит нам зарплату. Он решил сделать вид, что не собирается воевать, а в ответ ожидал, что мир сделает вид, что ему поверил. При этом в самой России его приверженцы ничего не скрывают (имя написавшего значения не имеет):

«Путин хочет выиграть украинскую битву относительно малой кровью (в том числе и без тотальной войны на всех невоенных фронтах) — потому что понимает, что при всей выигрышности для России украинской ситуации несбалансированные шаги могут ускорить приближение большой войны. Которая хоть и неизбежна, но вовсе не запрограммирована на 2014 или 2015 годы. Самоликвидация украинской границы показывает, что, даст Бог, так все и случится».

Основной тезис этой публикации в провластном «Взгляде»: нет больше украинско-российской границы, есть граница между Россией и Новороссией. А планы, как видим, вполне гитлеровские — большая война. Но пока преждевременная.

И вероятность осуществления этих планов весьма велика. Надо признать очевидное: у цивилизованного мира нет методов против Владимира Путина, а действовать, как Жеглов против Кости Кирпича, мир не может и не должен. Результат может быть один: гибель и страдания все большего числа людей, деградация наций, разрушение Европы. Точнее, саморазрушение. И шагом в этом направлении стало бы постоянно продлеваемое перемирие на востоке Украины.

То, о чем дальше пойдет речь, не прогноз, а один из вариантов развития событий. Меня упрекают в том, что не все мои прогнозы сбываются, в частности, о перспективах Майдана и создания в процессе реакции полицейского государства. Однако тот прогноз не был краткосрочным. Да, я связывал такую перспективу с Януковичем, но при этом говорил, что наверх могут вылезти совершенно неожиданные люди. Например, Медведчук. Возможно, даже в качестве будущего главы государства. И он действительно появился самым неожиданным образом. Причем по протекции Ангелы Меркель.

А Янукович, как и Путин, не столько человек, сколько функция, почему, кстати, я всегда возражаю против личных наездов на таких политиков.

Одним из вероятных вариантов развития Украины мог стать процесс, давно уже идущий в России. Он может быть назван омертвлением. Мало подписать Соглашение об евроассоциации. Мало даже нации продемонстрировать европейские свойства. Есть еще и элита, внутренне русифицированная, — именно русифицированная, «совка» уже скоро четверть века как нет, да и «совок» был частным случаем русификации других народов.

Эта элита хочет быть европейской, но европеизацию понимает так же, как русификацию. Для значительной ее части Россия так и останется метрополией. Но и в Европе она видит метрополию, поэтому сводит европеизацию к покорному следованию пожеланиям, которые высказывают европейские лидеры и евробюрократы по поводу отношений с Россией. А европеизация — совсем другое: понимание собственных национальных интересов и их соответствие европейским ценностям, а не потребностям европейских стран в русском газе. И умение говорить «да» или «нет» Европе в зависимости от того, что надо украинской нации при ценностном обосновании своей позиции.

Если же европеизация будет истолкована как переход из российского протектората в европейский, то Путин добьется своего — кондоминиума, раздела Украины в согласии с Европой.

И потому уместен и своевременен вопрос: как Майдан обновил правящую элиту? Выдвижение каких людей можно считать обновлением, с точки зрения того, что они являются носителями нового видения страны и мира, новых концепций? Люстрация, о которой так много говорят, утопична и вредна. Проблема в том, чтобы правящая элита обновилась внутренне. Как показывает русский опыт, приход новых людей во власть далеко не всегда ведет к обновлению страны. Да и не только русский, если ссылка на Россию кажется великодержавной.

Впрочем, одного русского поэта я вспомню. Оправдывает меня то, что он был казнен русским царем. Это Кондратий Рылеев, весьма точно описавший отношения между нацией, стремящейся стать нацией-сувереном, и элитой, которая не соответствует ее чаяниям:

Они раскаются,

когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях

праздной неги

И, в бурном мятеже

ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута,

ни Риеги.

Беда Рылеева была в том, что русский народ никаких прав, в отличие от части элиты, не искал. Все получилось с точностью до наоборот. И спустя несколько лет после казни этого поэта другой поэт напишет о бессмысленном и беспощадном русском бунте вовсе не за свободные права, а за «правильного» царя. Но ситуация в нынешней Украине вполне может быть описана словами несчастного Рылеева.

Постоянно мелькают заклинания о неизбежном поражении и гибели России в войне с Украиной. Но для начала надо понять, готова ли украинская элита к противостоянию. И не только военному, но и, если угодно, экзистенциальному — таков уровень и характер нынешнего конфликта. Если нет, то Путину война не потребуется: Украину он, может быть, не уничтожит. Она просто станет такой, как ему нужно.

На короткое время, но все-таки проявилось не самое лучшее последствие евроассоциации. Есть стокгольмский синдром. В последние дни был заметен синдром брюссельский, или брюссельская эйфория. Причем было это совершенно по-русски: таперича наше дело верное, у нас бумага есть. И с Россией все будет по-новому. Еще раз вынужден повторить: по отношению к Украине Россия — те же ХАМАС, ФАТХ, Иран по отношению к Израилю,  но только она не афиширует, что не признает права Украины на существование.

Официально не афиширует, хотя как посмотреть. Отказ Дмитрия Медведева от гарантий территориальной целостности Украины — шаг к такому признанию, не говоря уж об аннексии Крыма и расчетах на Новороссию. А главное — неприятие всего украинского, непризнание за Украиной государственной, культурной, исторической полноценности, равноправия не только с Россией, но и со всеми остальными нациями, не нуждаются в особой артикуляции. Это общественная аксиоматика. Та самая, спор с которой Дмитрий Быков считает первым признаком дурака.

Умный же человек, живущий в России, не обсуждает даже происходящее в Украине, которая нуждается во вразумлении и лечении, ибо это заблудшая часть русского народа, не понимающая своего счастья. Ныне бывшие участники фронды хипстеров смиренно просят Путина не обижать их, ибо они видят в нем гарантию порядка, который их вполне устраивает. И порядок этот — также по умолчанию — подразумевает и «крымнаш», и киевскую хунту, и русскую весну.

Убеждение бесполезно — украинцы поступают весьма разумно, не занимаясь контрпропагандой. Можно лишь доказать обратное всеми доступными способами во всех областях жизни — в военном деле, экономике и политике.

Нынешняя украинская элита, выбирая национально-освободительную войну и отказываясь от сговора с агрессором, которому нельзя верить ни в одном слове, потому что он не считает людьми тех, с кем договаривается, делает выбор в пользу собственного обновления. Как внутреннего — смены ценностей и норм поведения, так и по своему составу. Война неизбежно выдвинет не только новых людей, но и создаст новые общественные силы. Этот процесс уже начался, о чем свидетельствует заявление заместителя командира батальона «Азов».

Полевые командиры в политике — явление противоречивое. Но уж таково свойство демократии — не бояться противоречий. А вот страх перед ними и приводит к омертвлению.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать