Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Гельмут Коль и украинская реформа

05 февраля, 16:47

На прошлой неделе исполнилось 100 дней после местных выборов. Это условно «льготное» время впервые избранные председатели территориальных громад и другие должностные лица используют для усвоения новых обязанностей. И для обучения. В Чернигове одна из таких групп получила возможность три дня общаться со своим немецким коллегой - бургомистром с восемнадцатилетним стажем (ныне - в отставке) города Динкельсбюля, расположенного в федеральной земле Бавария. Занятия посвящены организации работы сельского и поселкового головы, ее рационального построения - так, как принято в странах, где государственное управление функционирует эффективно. Но, конечно, не обошлось без обсуждения территориальной реформы в Украине. Тем более что немецкий специалист, референт фонда Ханнса Зайдля Юрген Вальхсхёфер, в свое время защитил докторскую диссертацию по этой тематике и преподавал в университете.

Оказалось, что Германия также довольно больно переживала подобные процессы. Безусловно, положительным примером стали изменения в земле Рейнланд-Пфальц, проведенные в конце 60-х годов прошлого века будущим канцлером Гельмутом Колем. Не в последнюю очередь этот успех способствовал росту его авторитета и последующей политической карьере. А вот судьба реформаторов на общегосударственном уровне в середине 70-х годов выглядела несколько иначе - министр внутренних дел, который ее проводил, стал безработным. На вопрос - почему так получилось, последовал ответ: вопрос не в реформе как таковой (разумеется, административную структуру время от времени надо менять), а в том, как ее проводить. Гельмут Коль, по мнению немецкого референта, был очень убедительным для своих земляков - ему удалось объяснить свои стремления и, соответственно, получить общественную поддержку. А еще - он придерживался принципа добровольности, не спешить из-за желания сделать все быстрее. Последнего не сделали политики на общегосударственном уровне. А все, что идет через принуждение, отталкивается.

Также очень важно соблюдать другой принцип: сначала определяются полномочия новых органов местного самоуправления, а затем уже - территория, на которую они распространяются. Тот, кто делает наоборот, в конце концов теряет работу. Причем размер территории должен быть комфортным для жителей территориальной громады, соответственно расстояния - незначительными. Поэтому жесткие требования к численности жителей объединенных территориальных громад предъявлять не стоит - в Баварии существует рекомендуемый предел в 2,5 тыс., но это не директива.

Кстати, выглядит так, что именно Германия - первоисточник реформ территориального устройства в современной Европе. Во всяком случае она стала моделью для других, в частности для Польши. И у нашей западной славянской соседки, несмотря на все ее родство с Украиной, не происходило очень важного этапа изменений, а именно - создания объединенных территориальных общин. В этом смысле опыт Германии для нашего государства ближе и значимее, чем Польши. Тем более что речь идет не только о теоретических основах, но и об огромном круге технических вопросов реализации. По словам профессора Вальхсхёфера, существует два тома материалов, где указанные изменения подробно зафиксированы. Удивительно, что до сих пор они не стали частью дискуссий в Украине, ведь наверняка содержат предостережения отечественным реформаторам. Скажем, об опасности потери желания жителей малых сел, лишенных администрации, по собственной инициативе делать общественные дела - например, чистить дороги, потому что теперь - это компетенция новой громады. Так зачем стараться? И одновременно их отчаянное стремление сохранить свою идентичность всеми возможными средствами: через добровольные пожарные команды (ведь их шевроны содержат название населенного пункта), через собственных депутатов в местном совете, местную школу, спортивную команду и др.

Другая опасность - позиция центральных органов государственной власти. К сожалению, они нигде не склонны делиться своими полномочиями, а даже если это и происходит, то стремятся их передать без денег и сокращения собственных штатов. В результате громады вынуждены искать дополнительные средства на новые функции. В Германии эта проблема нивелируется очень четко расписанными процедурами софинансирования тех или иных вопросов, относящихся к сферам компетенции властей разных уровней. В случае нарушения громады судятся с государством - одна из них в прошлом году даже выиграла в Конституционном суде. А вот как эта опасность может проявить себя в Украине, догадаться нетрудно. По мнению Юргена Вальхсхёфера, в таком случае возникает вопрос - есть ли политическая воля, чтобы территориальные громады были действительно независимыми - в смысле финансов. Ведь децентрализация не будет функционировать, если будет сохраняться зависимость от государства. А формальная независимость ничего не даст.

Владимир БОЙКО, Чернигов

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать