Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О всеоружии

«22.05—28.05.2015»

Начну наш сегодняшний разговор, наверное, с трагедии, которая в понедельник произошла в городке Люботин в окрестностях Харькова. Местный житель Олег Гапон с карабином в руках встретил судебного исполнителя, понятых, слесаря и нового хозяина ранее своего дома, который по решению суда перешел в собственность его кредитора. Два трупа, раненый, несколько часов ужаса для заложников на автозаправке, которых захватил Гапон при попытке скрыться с места преступления. Криминальное реалити-шоу в американском духе, — зрелище, к которому наша страна пока еще не привыкла, а потому реагировала довольно вяло.

• Впрочем, уже после трагической развязки, когда Олег Гапон ради спасения заложников был застрелен снайпером, большая часть журналистов и простых обывателей, — тех, кто шесть лет назад был равнодушен к трагедии семьи, кто не помог им с лечением больной раком матери Олега, и толкнул его отчима в лапы ростовщика, — высказали ему свое запоздалое сочувствие. Никто из них не выразил сочувствие семьям застреленных понятого и слесаря, — не они были главными героями журналистских расследований. В приступе Стокгольмского сострадания толпа пролила крокодильи слезы над убийцей, который в их представлении защищал свой дом, свою частную собственность, от продажных судей и жадных ростовщиков. — И плевать, что отчуждение дома оговаривалось соглашением о кредите, а решение суда было абсолютно законным и логичным. Суды у нас продажны по определению, а идеи всепрощения банковских и коммунальных долгов в представлениях толпы никак не связаны с демонтажем памятников Ленину, законом о декоммунизации... Оно и понятно, как говорят, одалживаешь чужие деньги, а отдаешь свои.

• Пока лишь в паре сотен километров от Люботина проходит линия фронта, и, несмотря на бумажное перемирие, идет самая настоящая война, история эта быстро бы забылась, если бы уже днем спустя, — во вторник 26 мая, мне не попалась бы на глаза одна фраза из интервью генерального прокурора Украины Виктора Шокина парламентской газете «Голос Украины»: «Человек должен иметь право защищать ее (частную собственность. — А.П.), в том числе и с оружием в руках». Как и любое интервью, на подготовку его к печати этого ушло несколько дней, что и дало возможность харьковчанину Олегу Гапону предварить его кровавым эпиграфом собственного авторства. Согласитесь, иллюстрация защиты гражданином с оружием в руках своей частной собственности удалась на славу.

Кто-то из читателей наверняка заподозрил меня в том, что я являюсь противником свободного владения гражданами оружия. Чтобы убедиться в обратном, достаточно обратиться к архиву газеты годичной давности. Когда прошлой весной страна обсуждала вопрос о принципах возрождения новой украинской армии, я в числе прочих писал о целесообразности заимствования швейцарско-израильского принципа вооруженного народа. Я являюсь убежденным сторонником этого принципа формирования резерва украинской армии и сегодня. Для меня вопрос лишь в том, готово ли наше общество к ответственности, которая является непременным довеском к иллюзии защищенности, которую дает гражданину наличие у него огнестрельного оружия. События последних 15 месяцев убеждают меня в обратном.

• Сторонники свободного владения и ношения гражданами оружия очень любят ссылаться на низкую статистику смертности от огнестрельного оружия Израиля или Норвегии, тогда как в сегодняшней Украине уместнее было бы обратиться к статистическим данным Йемена, где огнестрельное оружие столь же распространено, и где внешняя вооруженная агрессия сопровождается и внутренним гражданским расколом, — на политической, племенной и религиозной почве. Многие, конечно, возмутятся, мол, внутренний раскол Украины это миф российской пропаганды. И я отчасти соглашусь. Но только миф этот насаждался десятилетиями, и столь прочно укрепился в сознании украинцев, что очень многие принимают его за реальность. Хотите доказательств? Они есть у меня, — согласно последним опросам, до 30% украинцев не замечают вооруженной агрессии России. Где-то эта публика предпочитает читать газеты «Вести» и ворчать на кухне, а где-то в любой момент готова, вместе с их оппонентами, выйти на улицу, и, как это происходит в Одессе, продолжить кроваво оборвавшуюся разборку годичной давности.

Сторонники немедленного разрешения свободного обращения огнестрельного оружия в Украине обижаются: власть не доверяет своим гражданам! Они правы. Да, запредельная самоотверженность тысяч добровольцев остановила сапог оккупанта тогда, когда наша армия только лениво сползала с печи, на которой, подобно святому богатырю Илье из Печерских подземелий, она пролежала 30 лет. Да, сотни тысяч наших граждан отдают последнее, чтобы одеть, накормить и вооружить нашу армию. Но, кроме тех самых 30%, которые не только не замечают российской агрессии, но часто и содействуют оккупантам, на противоположной части политического спектра есть еще тысячи украинцев, которые искренне считают бандита Сашу Белого чуть ли не национальным героем. Кто считает Робин Гудами юных террористов, ранивших не так давно заправщика, и убивших милиционеров в Киеве.

• В руки народа не дают оружие, не дают ему возможность защититься от врага? Да только, пока этот враг далеко, на Донбассе, многие из нас склонны искать, а подчас и собственными руками создавать, себе врага поближе. Подзуживаемые политиками, а часто кем и похлеще, все чаще они рвутся творить самосуд, и если раньше убийства на дорогах сходили с рук прокурорам, судейским, милиции и СБУ, то год назад в угоду политической целесообразности и толпе футбольных фанов были амнистированы вполне очевидные убийцы судьи. Пока народ, так и не дождавшись обещанных реформ, не доверяет Власти, судебных исполнителей не только в Люботине будут встречать на пороге с разрешенным ружьем, а праворадикалы будут продолжать свою партизанщину, и гори, в их представлении, вся Украина в общем пламени. Глядишь, чего и выгорит.

• Главным сюрпризом для меня стало то, что сторонники свободного обращения оружия в Украине в качестве примера обратились не только к Израилю или США. В запале дискуссии удачным образцом для подражания им показался пример «ДНР», руководство которой настолько «доверяет своим гражданам», что на прошлой неделе разрешило им свободное владение и ношение боевого оружия, начиная с 18 лет. Нетрудно заметить, что вопрос о владении «гражданами» боевым оружием всплыл тут в совершенно особый момент. Казалось бы, согласно логике «всенародной войны против киевских карателей», в которую верит большой процент местного населения, нужно было вооружить народ прошлым летом, в короткий период успехов украинской армии, до начала вторжения российских регулярных войск загнавших террористов в крупные города. Но нет, понадобился полный крах проекта «Новороссия», понадобилось ждать пока Россия отгородится от своих же террористов многокилометровой линией укреплений, понадобилось политическое решение Кремля начать кампанию по навязыванию террористических автономий в состав Украины, чтобы «гражданам» разрешили владеть оружием. Нет, не для обороны. Теперь, когда крышка банки со скорпионами взята под контроль, когда появилась гарантия, что продукция российских военных супермаркетов будет на Донбасс только входить, но не выходить, Россию вполне устроит даже война всех против всех. То ли в пределах отдельно взятой оккупированной части Донбасса, но еще лучше, в границах всей Украины. Благо у этого плана Кремля в Украине есть масса добровольных помощников.

• Так что же, нам совсем отказаться от идеи свободного хождения огнестрельного оружия? Очевидно, что нет. Сотни тысяч украинцев проходят, или в ближайшие месяцы и годы пройдут военное переобучение, составив мобилизационный резерв. Одновременно с завершением военной, пусть и со скрипом, запустятся долгожданные экономические реформы, наконец будут вычищены милиция, суды и прокуратура. С окончанием экономического кризиса, и, даст Бог, со стабилизацией ситуации на Донбассе снизится градус социального напряжения в обществе, а за несколько лет морок российской пропаганды выветрится из голов наших сограждан. Вот тогда, в первую очередь, начиная с армейских резервистов, можно будет начать программу поэтапной либерализации правил владения и ношения огнестрельного оружия. Ведь когда употребляют термин «вооруженный народ», подразумевается некоторая общность людей, осознающая свое внутренне единство. Пока с этим единством у нас вполне очевидные проблемы, вооружать народ не только преждевременно, но и смертельно опасно для Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать